II
Российско-белорусский интеграционный процесс знает свои подъемы, когда,
казалось, что еще чуть-чуть, и мы «сольемся», и свои падения. Главных пиков
- три, первый был еще при Кебиче, когда ожидалось объединение денежных
систем в 1994 г., второй и третий - при Лукашенко, в 1996 г., когда было
провозглашено создание Сообщества Белоруссии и России, и в 1997 г., когда
был провозглашен Союз. Ритм и «механика» этих подъемов и падений в большей
степени - общие, и в них можно усмотреть определенные закономерности.
Кебичевская интеграция
Бывший премьер-министр Белоруссии В.Кебич в 1990-1991 гг. был одним
из борцов с горбачевским Центром за экономическую самостоятельность и «суверенизацию»
республики. В 1991 г. он даже заявлял, что Центр пытается «навязать республикам
железную волю» и ведет «прямое наступление на их суверенные права». Экономические
трудности республики в этот период объяснялись им политикой Центра и недостаточной
свободой рук у белорусского руководства («...экономику республики не удалось
оградить от всесоюзной разрухи») (1). Однако после распада СССР, когда
экономическое положение не только не улучшилось, но стало стремительно
ухудшаться, позиция Кебича радикально меняется и он становится борцом за
белорусско-российскую интеграцию. «Я, как человек, не сумевший до конца
спрогнозировать ситуацию, на совести которого лежит груз ответственности
перед своим народом, - говорит он в сентябре 1993 г., косвенно каясь в
«суверенизации» и беловежских соглашениях, - делаю все, чтобы не возродить
Советский Союз (на мой взгляд, это практически невозможно), а создать его
в обновленном виде» (2). Объединение с Россией начинает изображаться им
как выход из кризиса и решение всех экономических проблем: «Пусть меня
обвиняют в том, что я чуть ли не продал суверенитет Белорусской Республики,
я остаюсь при своем мнении - без России ни в экономическом, ни в политическом
планах нам не выжить» (3).
Начинают предприниматься и практические действия, причем главным интеграционным
планом Кебича является денежная уния с Россией, восстановление разрушенного
единства денежных систем. Уже в конце 1993 г. Черномырдин и Кебич вроде
бы договариваются об этом. В сознании простых белорусов эта уния, возвращение
«настоящего» рубля, воспринимается как начало «нормальной жизни», конец
кризиса (4). Надо отметить, что Кебич придавал большое значение объединению
денежных систем еще и потому, что он готовился стать первым белорусским
президентом (пост президента и был введен Верховным Советом для Кебича
и «под» Кебича). В 1994 г. были назначены выборы, и Кебичу, очевидно, очень
хотелось, чтобы объединение денежных систем поспело к выборам. Между тем,
несмотря на дружбу Кебича с Черномырдиным, которой Кебич очень гордился
и всячески ее подчеркивал, и на то, что в апреле 1994 г. предварительный
«Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной
системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной
системы» уже был подписан, вступление его в силу все откладывалось, в дальнейших
переговорах начались пробуксовки и никакого объединения к выборам не произошло
(не произошло его и позже, и идея «денежной унии» была благополучно похоронена).
В истории кебичевско-черномырдинского плана объединения денежных систем
уже проявились те удивительные черты белорусско-российских интеграционных
усилий и процессов, которые сохранились и до сих пор. Договор, который
должен был определить судьбу двух стран, был составлен наспех и допускал
разные толкования. Самое важное - в какой степени Белоруссия будет иметь
возможность (и будет ли иметь ее вообще) определять общую эмиссионную политику
-так и осталось неясным (5).
То, что могло быть широко разрекламировано и даже подписано соглашение,
допускающее разные толкования, и его значение и последствия начинают обдумываться
лишь после подписания, когда одна из сторон или обе стороны начинают «хвататься
за голову», почти непредставимо. Тем не менее все было именно так. Более
того - эта ситуация в истории постсоветских российско-белорусских отношений
повторялась многократно. То, что объединения денежных систем не произошло,
нанесло серьезный удар по престижу Кебича и шансам на его избрание президентом,
тем более что главным конкурентом Кебича неожиданно для него стал еще более
страстный интеграционист А.Лукашенко.
Между кебичевским и лукашенковским интеграционизмом были большие различия.
Кебич - «солидный» номенклатурный «интеграционист», подчеркивающий свои
связи в кремлевских «кулуарах власти» и ориентированный на официальную
Россию. Лукашенко - страстный, эмоциональный «интеграционист», в России
не столько действующий в «кулуарах власти», куда он в то время доступа
не имел, сколько завораживавший своими эмоциональными речами идеологически
более близкое ему оппозиционное большинство депутатов Государственной Думы
(6). Борясь друг с другом, оба ссылаются на Москву. Кебич говорит: «В Москве
особенно обеспокоены насчет Лукашенко. Это - человек на последнем сдвиге»
(7). Лукашенко же утверждает, что как раз Кебич -главное препятствие интеграции,
ибо «...с правительством Кебича в Москве уже не хотят разговаривать» (8).
Прав был скорее Кебич - Москва действительно поддерживала его и была обеспокоена
перспективой прихода к власти в Белоруссии «неуправляемого» популиста,
провозгласившего подписавших Беловежские соглашения преступниками, но,
так как объединения денежных систем все же не произошло, получалось, что
вроде бы Лукашенко прав. Кебич «с треском» проваливается на выборах.
С приходом к власти Лукашенко вначале происходит естественная «заминка»,
но затем интеграционный процесс возобновляется с новой силой, приданной
ему молодым и энергичным новым белорусским президентом. И вместе с этим
новым напором и размахом изначально присутствующие в этом процессе элементы
«театра абсурда» становятся еще очевиднее.
«Полная интеграция» и «полный суверенитет»
Лозунг интеграции - важнейший лозунг, с которым пришел к власти первый
белорусский президент, и важнейший элемент его политического мировоззрения.
«Я не только сторонник единения двух государств, России и Белоруссии, -
говорит он, - я сторонник единения славянских народов. Это то ядро, вокруг
которого могут объединиться и все народы бывшего Советского Союза» (9).
При этом, хотя характер будущего союза остается в его речах несколько туманным,
конечное объединение предполагается все же очень тесным: «Будем прагматиками
и... постепенно, шаг за шагом, придем к еще более тесным связям, чем были
в СССР»(10).
В самом начале реализации своей интеграционной программы перед Лукашенко
возникает сложная идеологическая и психологическая проблема. Он шел к власти
на проклятиях Шушкевичу и всем тем, кто развалил великое государство. Но
ясно, что роль Шушкевича в ликвидации СССР была относительно скромной,
главным, же «ликвидатором» был Ельцин, с которым А. Лукашенко предстояло
обниматься и вести переговоры об объединении. Теперь он вынужден искать
какие-то оправдания Ельцину. Вот как это делается. В интервью накануне
визита Ельцина в Минск в феврале 1995 г. А. Лукашенко говорит: «У националистически
настроенных Кравчука и Шушкевича цель была развалить суперимперию. У Ельцина
цели были совершенно иные. Москва тогда была без власти... Но власть должна
быть, и Ельцин за нее боролся. Когда я прямо сказал об этом в окружении
Ельцина, они со мной согласились. А Андрей Владимирович Козырев даже удивился:
"Вы говорите, как будто не я, а вы были тогда на этом совещании"» (11).
У Ельцина, очевидно, были схожие проблемы. Во всяком случае, после своей
первой встречи с Лукашенко он сказал: «Я думал, у меня на Лукашенко будет
аллергия»(12).
И Ельцин, и Лукашенко в какой-то мере обманывали себя. Дальнейшее развитие
их отношений показывает, что никаких теплых отношений между ними не возникло
- слишком уж это разные люди, находящиеся в очень разных ролях, с разными
декларированными идеологиями. Тем не менее интеграционный процесс, прерванный
на некоторое время в связи с переменой власти в Белоруссии, возобновляется,
причем заинтересованность в нем России, очевидно, в какой-то мере обостряется
стремлением компенсировать на интеграционном поприще неудачи в чеченской
войне, по словам журналиста, «добавить хоть ложку меда в бочку чеченского
дегтя» (13).
В январе 1995 года был создан таможенный союз двух стран: в обмен на
дешевые энергоносители Беларусь согласилась на бесплатный транзит российских
нефти и газа на Запад, а также на бесплатное содержание на своей территории
российских военных баз в Ганцевичах и Барановичах, а в феврале 1995 г.
во время визита Б. Ельцина в Белоруссии были подписаны Договор о дружбе,
добрососедстве и сотрудничестве и соглашения о едином руководстве таможенными
службами и совместной охране границ. Тогда же впервые было официально заявлено
о необходимости политической интеграции. Выступая 24 февраля в Академии
наук Беларуси, президент России заметил: «Я знаю, что у вас в Белоруссии
многие хотят даже более тесного сближения, чем плотная интеграция». В ответном
слове белорусский лидер сказал: «Я обещал народу на выборах полную интеграцию
с Россией и слово свое сдержу. Мы проведем на эту тему референдум» (14).
«Более тесное сближение, чем плотная интеграция» и «полная интеграция»
- это, несомненно, объединение в одно государство. И создается впечатление,
что оба президента в тот период представляли себе, что это объединение
не за горами. Во всяком случае, на следующий день после визита Бориса Ельцина
в Минск Александр Лукашенко заявил, что Беларусь приостанавливает выполнение
обязательств по сокращению обычных вооружений в Европе, а летом по распоряжению
президента был приостановлен вывод из Беларуси российских ядерных ракет.
Вероятно, А. Лукашенко полагал, что объединение - дело решенное и фактически
армия - уже едина. (Естественно, это привело к международным осложнениям
и ракеты в конце концов пришлось вывозить.) Тем не менее на майский референдум
1995 г. А. Лукашенко вынес не вопрос о «полной интеграции», а вопрос относительно
«скромный»: «Поддерживаете ли Вы политику президента, нацеленную на экономическую
интеграцию с Россией?» Положительный ответ на этот вопрос дали более 80%
участников голосования.
Между тем над интеграционным процессом сгущаются тучи. Лукашенко, идеологически
близкий к российской коммунистическо-националистической оппозиции и «угрожающий»
интеграцией, в которой российские либералы-западники видят множество опасностей
- и изменение баланса политических сил внутри страны при включении в нее
Белоруссии, и вступление России на путь воссоздания империи и изоляции
от Запада, со всеми вытекающими отсюда последствиями, становится для российских
центральных либеральных СМИ объектом даже не критики, а нападок и насмешек
(15). Одновременно в переговорах тоже возникают какие-то «пробуксовки».
В этой ситуации раздражение Лукашенко на российское руководство выплескивается
наружу и 30 августа 1995 г. в интервью Красноярскому телевидению он заявил:
«Все, подписавшие Беловежские соглашения, будут прокляты своими народами»
(16). Одновременно летом и осенью в разных выступлениях он утверждает,
что объединение Белоруссии и России невозможно. Так, в интервью «Известиям»
он говорит: «У меня такой проблемы (объединения. - Ред.) никогда не существовало...»
(17). А в ноябре 1995 г. Лукашенко в интервью немецкой газете «Хандльсблатт»
дает следующий комментарий к концепции интеграции: «Никаких присоединений
к России, пока я президент, не произойдет. Мы - независимое суверенное
государство. Россия ведь и не требовала от нас какого-то присоединения»
(18).
Может возникнуть впечатление, что на протяжении 1995 г. Лукашенко резко
изменил свои взгляды, перейдя от идеи «полной интеграции», достижения государственного
единства с Россией к идее сохранения белорусской независимости. На самом
деле это не так. В его сознании нет никакого противоречия между независимостью
и «полной интеграцией», и на протяжении всей своей интеграторской деятельности
он с одинаковой убежденностью говорит то о «полной интеграции», более тесной,
чем в СССР, то о полном суверенитете, а то и о том и о другом сразу (это
в какой-то мере напоминает, на наш взгляд, позднюю марксистскую диалектику-слияние
наций через их расцвет, отмирание государства через его усиление и т. д.).
Просто в зависимости от обстоятельств или даже от аудитории он делает акцент
то на одной, то на другой стороне «диалектического единства противоположностей».
Интеграционный импульс у Лукашенко ни в коей мере не иссяк и в следующем,
1996 г., в результате стечения обстоятельств белорусскому и российскому
руководителям удалось добиться громадного (но, как все в российско-белорусской
интеграции, скорее - внешнего) успеха - создания Сообщества Белоруссии
и России.
1996 год - Сообщество
Поскольку интеграция - популярная идея и в Белоруссии, и в России, президентские
выборы - фактор, очень ускоряющий интеграционные действия. В 1994 г., когда
такие выборы были в Белоруссии, Кебичу было «позарез» нужно показать какой-то
реальный успех интеграции. В 1996 г. в схожей ситуации оказался Ельцин.
В марте 1996 г. российская Дума принимает решение о денонсации Беловежских
соглашений, внеся панику в ряды президентов СНГ. А. Лукашенко, единственный
президент, поддержавший Думу, говорит по этому поводу: «...А как может
оценивать решение Государственной Думы единственный человек, который голосовал
против распада Советского Союза?» (19) Тем не менее, несмотря на то что
сердцем Лукашенко, несомненно, на стороне российской оппозиции, героем
которой постепенно он становится, ему приходится быть осторожным, и белорусский
парламент из-за позиции прежде всего «президентской» фракции «Згода» («Согласие»)
аналогичного решения не принимает.
Положение Ельцина в это время казалось критическим, шансы на переизбрание
- минимальными. В его находящемся в панике окружении возникают разные планы
отказа от выборов, в том числе и таким путем, как объединение с Белоруссией,
что должно повлечь за собой изменение Конституции и перенос выборов (20).
Но хотя эта «радикальная» позиция не возобладала, сделать какие-то яркие
шаги в направлении интеграции «постсоветского пространства», как-то ответить
на вызов думской оппозиции Ельцину было необходимо. И естественно, наиболее
«удобным» объектом для такого рода действий была Белоруссия. Еще в марте
на встрече Лукашенко и Ельцина принимается решение о взаимном списании
всех долгов обеих стран друг другу (21). Но это лишь прелюдия к значительно
более активным действиям.
Далее разворачиваются события, о которых серьезно писать невозможно.
Лукашенко в очередной раз приезжает в Москву, где ведет переговоры с Ельциным,
длившиеся, по его словам, 7 часов. На переговорах было решено поднять интеграцию
на более высокий уровень и создать Сообщество двух стран. В самом начале
своего рассказа об этом белорусским телезрителям Лукашенко говорит о будущем
празднике подписания Договора о Сообществе: «Мы пришли к выводу, что мы
должны при соответствующей обстановке, очень торжественной, с участием
Алексия, с участием русского и белорусского народов (siс!), открыто, возможно
на площади или в каком-то большом дворце, с торжественной определенной
обстановкой подписать этот договор». Таким образом, детали праздника были
двумя президентами детально «проработаны», но что они намереваются подписать,
как это вообще очень характерно для стиля российско-белорусских отношений,
было совершенно непонятно. Лукашенко, излагая план, по которому будут созданы
Высший Совет, в составе президентов, премьеров и руководителей парламентов.
Исполком и Парламентское собрание, в которых будет равное представительство
Белоруссии и России, подчеркивает: «Главная особенность этого договора
- то, что создаются наднациональные органы... Будет создано правительство,
так называемый Исполнительный комитет... Решения этих органов будут носить
обязательный характер... 2 апреля будет подписан белорусско-российский
договор об образовании союзного государства при полном сохранении суверенитета
двух государств» (22). Но, очевидно, большая часть 7 часов, потраченных,
как говорил Лукашенко, на переговоры с Ельциным о Сообществе, была посвящена
обсуждению церемонии подписания. Во всяком случае, буквально на следующий
день Ельцин делает заявление, полностью перечеркивающее надежды белорусского
лидера: «О создании единого государства с Белоруссией вопрос не стоит.
Просто кто-то что-то перепутал » (23).
Тем не менее 2 апреля 1996 г. в торжественной обстановке, как и хотел
Лукашенко, с участием патриарха, с колокольным звоном и банкетом, где Лукашенко
разбил об пол бокал, был подписан Договор о Сообществе Белоруссии и России,
Сообществе Суверенных Республик - ССР. По словам А. Лукашенко, договор
«исправлял ошибку, сделанную в 1991 году» (24) - развал СССР. Реальное
содержание договора было, однако, очень далеким от «полной интеграции».
В Высшем Совете, в который входят главы государств, парламентов и правительств,
каждая из сторон имеет один голос, что делает этот орган чисто декоративным,
ибо президенты и главы правительств и без него постоянно встречаются и
каждая из сторон в этих встречах и без того имеет один голос. Парламентское
же собрание, в структуре которого также соблюден принцип равного представительства,
но решения все-таки принимаются большинством голосов, вообще никаких прав,
кроме права вносить предложения, не имеет. В договоре говорилось также
о «синхронизации» реформ и о том, что до конца 1997 г. должны быть созданы
условия для введения единой валюты (25). Высший Совет на два года возглавил
президент Белоруссии, ставший таким образом «главой ССР», Исполнительный
же комитет - В. Черномырдин.
Заявления о скором объединении и подписание договора о создании Сообщества
вызвали бурную реакцию белорусской оппозиции. В Минске прошло несколько
крупных массовых акций протеста, в которых приняли участие десятки тысяч
граждан. Эти манифестации жестко подавлялись милицией и ОМОНом, десятки
людей были избиты, арестованы и посажены в тюрьмы (26). Тем не менее, естественно,
5 мая Договор о Сообществе был ратифицирован Верховным Советом Беларуси.
Против ратификации высказались только депутаты либеральной фракции «Гражданское
действие».
От Содружества к Союзу
Период между заключением Договора о Сообществе в апреле 1996 г. и заключением
Договора о Союзе в апреле 1997 г. в истории и России, и Белоруссии наполнен
бурными событиями. В России - это президентские выборы, в Белоруссии -
поддержанный Россией бескровный государственный переворот, установивший
фактически диктаторскую власть Лукашенко.
Несмотря на все эти события, российско-белорусские отношения обсуждаются
в это время, особенно в России, очень интенсивно, выдвигаются разные проекты
и далеко идущие планы. Центральные СМИ и либеральные круги России продолжают
и усиливают атаку на Лукашенко, а он все более интенсивно сближается с
российской оппозицией, произнося речи, которые не могут не вызывать у нее
восторга. Так, 8 мая 1996 года, выступая перед ветеранами накануне праздника
Победы, президент заявил: «Мы, как в 1941 году, находимся во вражеском
кольце. Враги засели в руководстве соседнего государства, с которым мы
недавно подписали Договор о Сообществе... Мы не можем спокойно наблюдать
за тем, как этот страшный монстр - НАТО - приближается к границам нашей
синеокой Беларуси... Мы вернем вам единое Отечество - Родину, за которую
вы сражались» (27). Для части российской оппозиции (естественно, не главных
лидеров, а занимающих относительно маргинальное положение) Лукашенко становится
кумиром и, более того, возможным будущим президентом России, в составе
которой тогда будет и Белоруссия. Так, по мнению редактора газеты «Завтра»
Александра Проханова, «славянство подарило миру двух великих людей - Караджича
и Лукашенко, который возглавил борьбу с врагами великого государства...
В будущем неизбежном союзе у Лукашенко - великая роль» (28). Сходные мысли
высказывал и С. Бабурин. При этом «технически» все это представляется делом
относительно легким. Процесс интеграции вроде бы идет, и за Сообществом
должны последовать какие-то дальнейшие шаги, среди которых очень естественно
ожидать договора о двойном гражданстве.
Эти идеи не могут не воздействовать на Лукашенко, который, выступая
перед российской Думой осенью 1996 г., говорит: «Наш белорусский народ
готов сегодня идти в интеграции настолько, насколько к этому готовы российские
власти... Поэтому я предлагаю поручить межпарламентскому собранию, а если
нужно, президентам и правительствам решить судьбу дальнейшей интеграции,
а если надо - и объединения двух великих народов» (29).
Ельцин, так же как и Лукашенко, высказывается за продолжение интеграции
и в начале 1997 г. направляет белорусскому президенту послание с конкретным
планом «синхронизации реформ», о котором говорилось в Договоре о Сообществе,
предусматривающим ускорение перехода Белоруссии к рынку и акционирование
белорусских предприятий, в котором упоминается и о возможности референдума
об объединении.
В истории российско-белорусской интеграции мы видим все время одну картину
- очень легко достигается договоренность о подписании какого-либо интеграционного
договора или о проведении референдума, но конкретное содержание того, в
чем будет заключаться договор или к чему должен привести референдум, остается
туманным и обе стороны видят его совершенно по-разному. Так происходит
и на этот раз.
Реакция Лукашенко, ознакомившегося с конкретными предложениями Ельцина,
была резко отрицательной. В ходе расширенной коллегии МИД Беларуси он заявил:
«Я свою политику в отношении России никогда не изменю. Я убежден, что мы
будем вместе, как бы кто-то этому ни противостоял. Но для меня есть также
вопросы, через которые переступить я не имею права. Это прежде всего государство
-государственность и суверенитет нашей республики. Мы не можем войти в
состав того или иного государства на правах района или губернии. Мы хотим
равноправного сотрудничества. Наши люди никогда, какой бы союз мы ни заключали,
не должны поехать воевать в «горячие точки». И самое главное - все союзы
должны носить взаимовыгодный характер. И идя на единение, надо все-таки
проводить такую линию и добиваться у своих партнеров, чтобы мы шли не через
ультиматумы». Лукашенко высказал мнение, что на самом деле автором письма
являлся «враг интеграции», руководитель администрации Ельцина Анатолий
Чубайс (30).
Одновременно резко усиливаются конфликты Белоруссии и России по поводу
реализации соглашений о таможенной системе. В России
обвиняют Белоруссию, что она наживается на беспошлинном ввозе в Россию
иностранных товаров, прежде всего - спиртного, т. е. в организованной государством
контрабанде (31). После этого Белоруссия предпринимает ряд шагов, направленных
на некоторое «дистанцирование» от России и вызвавших в Москве тревогу.
Лукашенко встретился в Гомеле с украинским лидером Леонидом Кучмой.
Белорусско-украинские соглашения, подписанные в Гомеле, не во всем соответствовали
таможенному союзу, заключенному между Беларусью и Россией. Несколько позднее
было заявлено, что Беларусь будет добиваться заключения особого соглашения
с НАТО в связи с расширением альянса. В феврале 1997 г. в интервью «Советской
Белоруссии» Лукашенко говорит: «...любое вполне естественное желание Минска
укрупнить (siс!) диалог с нашими западными партнерами, а также с Украиной
вызывает у некоторых российских политиков чересчур нервную реакцию... Мы
не собираемся никуда инкорпорироваться ни в ранге ландграфства, ни губернии»
(32). И далее: «Для меня на первом месте стоит укрепление суверенитета
страны» (33).
Трудно сказать, насколько все это было реальной попыткой переориентации,
насколько - способом давления на Россию с целью ускорения интеграционного
процесса в направлении российско-белорусского равноправия, к которому стремился
Лукашенко, увидевший в предложениях Ельцина план подчинения Белоруссии.
Но если целью его было подтолкнуть Россию к каким-то более решительным
шагам, то в какой-то мере он своего добился.
1997- «Союз»
К ситуации договоренности о заключении соглашений, о содержании которых
никакой договоренности нет, мы уже привыкли. В первый раз это вызывает
изумление. Во второй воспринимается как какой-то фарс, сцена из старой
комедии или «Кукол» Шендеровича. Когда же это повторяется многократно,
хочется сказать: «уже не смешно». История с заключением Договора о Союзе
почти полностью повторяет историю с Договором о Сообществе (как и сам Договор
о Союзе не вносит ничего принципиально нового).
7 марта 1997 г. состоялась встреча двух президентов в Москве, на которой
обсуждалась подготовка нового интеграционного документа. После встречи
состоялось заседание парламентского собрания Сообщества, на котором Лукашенко
изложил свой план интеграции: Сообщество преобразуется в Союз, органы Сообщества
трансформируются в надгосударственные, решения которых имеют обязательный
характер для национальных властей. При этом, однако, было вновь подчеркнуто,
что речь идет о союзе двух суверенных государств. Президент заявил, что
Беларусь не собирается идти за Россией по пути реформ, наоборот, посоветовал
использовать опыт Беларуси для коррекции российских реформ (34).
В конце марта проекты интеграционных документов были подготовлены. Московская
команда: вице-премьер Валерий Серов и помощник президента Дмитрий Рюриков
работали в полном единстве с белорусской стороной. Проекты предусматривали,
что решения Высшего Совета Союза, куда входят президенты, премьеры и председатели
обоих палат парламентов двух государств, принимаются большинством голосов
его членов и обязательны к исполнению в обоих государствах.
Только в самый последний момент кто-то (вроде бы Чубайс) в окружении
российского президента понял, что такой договор не только ограничивает
свободу рук России и Ельцина, но и дает возможность Лукашенко, который
контролировал бы белорусских членов Совета значительно лучше, чем Ельцин
российских, диктовать в Совете свою волю. Российские СМИ подняли шум, крича
чуть ли не о заговоре против Ельцина (35). Судьба Серова и Рюрикова была
решена. Однако представить себе их в роли хитроумных интриганов и заговорщиков
очень трудно. Скорее всего, они просто честно выполняли задание - подготовить
проект более тесного Союза, включающий наднациональные органы и основанный
на принципах равенства двух государств, и иного проекта они просто придумать
и не могли.
В результате 2 апреля было подписано только общее соглашение о создании
Союза, не содержащее ничего опасного и ничего конкретного (36). Подготовленный
же договор был переименован в Устав Союза, которому предстояло пройти через
«всенародное обсуждение». В Беларуси, тем не менее, день 2 апреля был объявлен
государственным праздником единения белорусского и российского народов,
а Народный фронт, уже в феврале организовавший пикетирование российского
посольства, организовал жестоко подавленные массовые акции в защиту независимости
(все шло по кругу, повторялась серия событий 1996 года).
Лукашенко был очень недоволен отклонением Ельциным уже согласованного
рабочими группами проекта и даже заявил, что обсуждение - юридический нонсенс
и что он не подпишет Устав, если в последний будут внесены существенные
изменения. Однако 7 апреля в Минск приехал министр иностранных дел России
Евгений Примаков и в результате его переговоров с белорусским президентом
на обсуждение был вынесен Устав, значительно отличающийся от предложенного
к подписанию 2 апреля: новая редакция лишала руководящие органы Союза возможности
принимать решения прямого действия. 9 апреля началось «всенародное обсуждение»
Устава, продолжавшееся до 15 мая. В ходе этого обсуждения многие российские
политики предлагали отказаться от ставшей совершенно невразумительной идеи
Союза, разработать проект реальной федерации, в которой парламент избирался
бы непосредственно населением и в высших органах учитывалось бы различие
«весовых категорий» России и Белоруссии, и провести референдум по этому
проекту (37). Белорусская сторона реагировала на это крайне болезненно.
Лукашенко заявил: «Сегодня руководство России не готово к объединению.
Руководство России ставит вопрос о вхождении Беларуси в состав России.
Мы не можем на это пойти сегодня. У нас есть Конституция, которая не позволяет...
Кому-то хочется угробить эту идею, поэтому они и говорят: «Давайте Беларусь
включим в состав России». Но мы, в Советском Союзе будучи, ни в каком составе
не были. Мы были как республика. Я скажу, суверенитета у нас было не меньше,
чем сейчас (38). (Как это очень часто бывает с Лукашенко, невозможно сказать,
действительно ли он думает, что в СССР «суверенитета было не меньше, чем
сейчас», или это - демагогия.) Идея «неготовности» России к объединению
еще резче звучит и в интервью А. Лукашенко Н. Сванидзе 10.05.1997 г.: «Что
такое единое государство? Это же единые государственные институты. И как
только зашел разговор о формировании единых государственных институтов,
все ваши господа, которые предлагали единое государство, сразу же задрожали:
«Нет, не надо нам этого». Не готова Россия к единому государству... Если
Вы хотели сделать вывод, что мы не хотим единого государства, то не получится.
Я сторонник этого, и мы готовы на все предложения российской стороны. Но
чтобы они были логичны и не нарушали сегодняшнюю Конституцию» (39).
С другой стороны, В. Толкачев, руководитель пресс-службы Лукашенко,
упрекает Россию, что она чрезмерно спешит с объединением: «Европейский
опыт показывает, что такая интеграционная модель создавалась десятилетиями.
Посему непонятна спешка некоторых российских политиков «слиться» в единое
государство (в котором, надо полагать, Беларуси отведется роль «края»)
хотя бы завтра» (40).
Может возникнуть впечатление, что между словами Лукашенко, упрекающего
Россию, что она к интеграции не готова, и словами В.Толкачева, говорящего,
что она чрезмерно спешит, - противоречие. Но это - мнимое противоречие.
Россия, действительно, не готова к интеграции, как ее видит Лукашенко,
- объединению, при котором во всех руководящих органах Белоруссия и Россия
имели бы по одинаковому числу голосов и решения этих органов были бы обязательными,
прямого действия. Но она вполне готова к интеграции, при которой в руководящих
органах соотношение белорусских и российских голосов соответствовало бы
соотношению численности населения двух стран, к чему, естественно, совсем
не готова Белоруссия, ибо объективно такая интеграция - просто инкорпорация
Белоруссии в Россию.
22 мая, за день до подписания Устава, Александр Лукашенко приехал в
Москву, чтобы согласовать остающиеся спорными вопросы. За два часа согласие
было достигнуто: в окончательном тексте документа было указано, что решение
Высшего Совета Союза вступает в силу только в том случае, когда оно подписано
обоими президентами, что, как легко понять, полностью лишает этот орган
какого-то особого и нового смысла. 23 мая Александр Лукашенко и Борис Ельцин
подписали в Кремле Устав Союза двух стран.
10 июня за 15 минут единогласно ратифицировала Договор и Устав Палата
Представителей Национального Собрания Беларуси. 11 июня интеграционные
документы были ратифицированы Советом Федерации РФ и Советом Республики
Беларусь.
Дело Шеремета
Сразу же после заключения договора - вроде бы пика интеграционного процесса,
- разгорается «дело Шеремета», приведшее к резкому обострению отношений
между двумя государствами.
Еще в 1996 году, выступая в Государственной Думе РФ, президент Лукашенко
характеризовал корреспондента ОРТ в Беларуси Павла Шеремета следующим образом:
«Канал ОРТ, действуя беспардонно, назначил журналиста, даже не позаботившись
о его аккредитации в Беларуси. И избрали человека на эту должность националистически
настроенного в Беларуси, злейшего врага Российской Федерации, страшного
оппозиционера белорусскому президенту».
Уже в ходе подготовки Договора о Союзе Лукашенко давал поручения своим
подчиненным «поставить на место» российские СМИ^. Весной 1997 года журналистам
всех иностранных телекомпаний, работающим в Беларуси, на несколько дней
было запрещено передавать свои репортажи за пределы страны. Запрет был
снят только после вмешательства руководства России. В июне 1997 года за
репортаж о подготовке к празднованию Дня Республики Павел Шеремет был лишен
аккредитации при МИД Беларуси. В июле Шеремет со съемочной группой выехал
на белорусско-литовскую границу и сделал репортаж, в котором показал, что
граница фактически не охраняется. Через несколько дней этот «страшный оппозиционер»
был арестован и посажен в тюрьму и против него и его коллег - оператора
Дмитрия Завадского и водителя Ярослава Овчинникова - было возбуждено уголовное
дело о незаконном переходе государственной границы.
Арест Шеремета, за которым в начале августа последовал арест еще одной
съемочной группы ОРТ во главе с Анатолием Адамчуком, вызвал, как и следовало
ожидать, бурю негодования и антилукашенковскую кампанию в российских центральных
СМИ и ряд действий российских властей с целью поставить на место самого
близкого друга и союзника России, главу российско-белорусского Союза, который
делает то, что не делал ни один, даже недружественный президент ни в СНГ,
ни за его пределами, - арестовывает российских журналистов.
В конце июля губернатор Калининградской области Анатолий Горбенко отменил
запланированный визит в область белорусского президента, мотивируя это
конфликтом, возникшим в связи с «делом Шеремета». Затем с чрезвычайно резким
заявлением выступил президент Ельцин. Он потребовал от Лукашенко объяснений,
заявил о недопустимости подобных действий и сказал, что его белорусский
коллега недостаточно опытен. Ответ Ельцину Лукашенко дал в интервью псковским
журналистам: «Кто вложил Ельцину это в уши? Ясно. Вот вчера этот кукловод
сидел напротив него (в телерепортаже ОРТ о заявлении Ельцина был показан
сидящий рядом с ним Анатолий Чубайс. -Ю.Д., Д. Ф.). Я могу впервые, уже
однозначно заявить: Гайдар и его команда плюс Чубайс - это люди, которые
сегодня направили все, что у них есть, на разрушение договора. Буквально
месяц назад нам сообщили наши коллеги из РФ о регулярных встречах нашей
оппозиции, которая на дух не переносит все русское, это - Богданкевич,
Карпенко, Гончар, представители БНФ, они имеют контакты с Гайдаром, в этой
штаб-квартире разрабатываются все направления противодействия и договору,
и президенту Лукашенко. ...Давать оценки своему коллеге в суверенном государстве,
упрекать его в некоей неопытности - это по меньшей мере нонсенс... Я объяснюсь
перед Ельциным, но только после того, как он объяснится передо мной за
ту информационную бойню, которая развязана против Беларуси на этих каналах»
(42).
После ареста группы А. Адамчука перепалка усиливается. Пресс-секретарь
президента России Сергей Ястржембский, выступая в прямом эфире радио «Маяк»,
заявил: «Терпение России на пределе... Если журналисты не будут освобождены,
союз двух стран ждут мрачные перспективы». Президент Беларуси в беседе
с послом РФ в Беларуси Валерием Лощининым дает Ястржембскому отповедь:
«Я никому не позволю разговаривать со мной с позиции силы и каких-то санкций.
Если тогда этих ребят подставили в первый раз, то теперь их подставили
во второй раз. Этим мальчикам невыгодно, чтобы конфликт разрешился спокойно...
Заявление Ястржембского должно было произвести впечатление, что в Москве
топнули ногой и Лукашенко испугался... Ястржембский для меня никто» (43).
В начале сентября, однако, были освобождены члены группы Адамчука. Александр
Лукашенко передал их приехавшему в Минск спикеру Госдумы России Геннадию
Селезневу. Корреспондента ОРТ россиянина Владимира Фоменко четверо суток
продержали в управление КГБ города Лиды, а затем выдворили из страны. 8
сентября президент Беларуси отправился на празднование 850-летия Москвы,
где встретился с Борисом Ельциным. В беседе обсуждалась судьба остающихся
в заключении Шеремета и Завадского. После этого Ельцин заявил, что вопрос
решен, а Лукашенко пояснил, что к проблеме журналистов на президентском
уровне больше возвращаться не будут.
Мы должны признаться, что не представляем себе, как проходят подобные
беседы, и нам было бы очень интересно услышать или увидеть одну из них.
Но поскольку это повторяется чуть ли не во всех ответственных переговорах
и беседах Ельцина и Лукашенко, нас не должно удивлять, что и на этот раз
они истолковали содержание своей договоренности диаметрально противоположным
способом. Под решением Ельцин несомненно подразумевал освобождение Шеремета,
Лукашенко же этого не подразумевал. Корреспонденты продолжали сидеть в
тюрьме. 18 сентября разгневанный Ельцин заявляет: «Если между президентами
достигнута договоренность, то в мировой практике просто не существует,
что вдруг эта договоренность кем-то из президентов не выполняется. Такого
не бывает!.. Значит, президент не додумывает» (44). После этого в интервью
«Белорусской деловой газете» первый вице-премьер России Борис Немцов пригрозил,
что, если журналистов будут продолжать держать в тюрьме, Россия может прекратить
поставки энергоносителей в Беларусь (45).
2 октября президент Беларуси намеревался отправиться с визитами в Липецкую
и Ярославскую области России. Однако за несколько часов до отлета из Москвы
в Минск сообщили, что воздушный коридор самолету президента предоставлен
не будет. В этот же день Ельцин объяснил это очень просто: «Пусть он сначала
Шеремета отпустит». 4 октября, выступая на съезде учителей Беларуси, президент
Белоруссии заявил, что Шеремет сам не хочет выходить из тюрьмы. Одновременно,
касаясь своих взаимоотношений с Ельциным, Лукашенко произнес фразу: «Мне
- 40, ему - 80» (46), смысл которой весьма прозрачен.
7 октября Павел Шеремет был освобожден из предварительного заключения.
В ноябре в приграничном городе Ошмяны начался суд над Шереметом и Завадским.
Уже в 1998 году они были приговорены к условному заключению на два и полтора
года соответственно. В конце концов кое-как конфликт был улажен. Для улаживания
отношений в Минск затем приезжал Березовский, и они явно о чем-то с Лукашенко
договорились, ибо тон принадлежащих Березовскому СМИ с тех пор изменился
(47). Отношения с Ельциным не очень испортились, потому что хорошими и
не были. В конце октября Лукашенко давал интервью «Комсомольской правде»
и журналисты спросили, целовались ли они с президентом России при встрече.
Гость ответил: «Мы не целовались с Ельциным никогда, вы это бросьте. Просто
по-русски, как это называется у православных, лобызались. А сегодня встретились
с ним, похлопали друг друга по плечам» (48). Но в январе 1998 г. после
заседания Высшего Совета Союза Ельцин уже сказал журналистам: «...немножко
была, так сказать, определенная тень... сейчас все снято», на что Лукашенко
отреагировал: «Ничего и не было» (49).
Сейчас создается ощущение, что все - и Лукашенко, и Ельцин, и журналисты,
и даже народы - немного от всего этого устали. Лукашенко сейчас довольно
много ездит по российским регионам, налаживая связи между белорусскими
и российскими предприятиями. Вроде бы дело не совсем президентское, но,
может быть, именно поэтому идет оно довольно успешно. Принимают его тепло,
ибо для местных начальников переговоры с президентом суверенного государства
- это как бы повышение их статуса, а идеологически русская провинция близка
к Лукашенко, который теперь стал называть российских демократов только
«дерьмократами». Лукашенко, которому в силу международной изоляции Белоруссии
не так уж часто приходится ездить за границу, явно отдыхает в этих поездках
душой. Российская и белорусская либеральная пресса относится к этим визитам
с подозрением, видя в них что-то вроде замаскированной избирательной кампании
белорусского президента по выборам в президенты России. Но больших интеграционных
договоров типа договора 1996 г. и договора 1997 г. больше уже никто не
готовит (50). На официальном языке все это называется переходом к конкретной
будничной работе по наполнению российско-белорусских договоренностей реальным
содержанием.
В приведенном выше небольшом и, безусловно, неполном очерке истории
российско-белорусских интеграционных усилий мы отнюдь не старались поднять
серьезное дело на смех. Но без улыбки излагать все эти события просто невозможно.
Ведь действительно все происходило именно так, и, когда мы говорим, что
много раз и не только Ельцин и Лукашенко, но и Кебич и Черномырдин сначала
приходили к соглашениям подписать какой-то договор, а уже затем выяснялось,
что о содержании его у них самые смутные и противоположные представления,
- это факт. То, что решение о церемонии подписания договора о Сообществе
было принято задолго до определения его содержания, - это тоже факт. То,
что за сценами «лобзаний» в нашей истории регулярнее следуют сцены скандалов,
что можно не пустить на территорию одной из стран главу Союза и т.д. и
т.п., - все это факты, документированные и «запротоколированные». Что же
это за странная комедия? Почему процесс интеграции превратился в такой
фарс? Теперь наша задача - попытаться это понять.
|