Прежде всего хочу напомнить, что Явлинский ушёл из Правительства в
том числе из-за того, что был разрушен Советский Союз и стало невозможно
осуществлять ту программу реформа, которую он и его команда создали. Теперь
нас обвиняют в том, что, мол, "ЯБЛОКО" против интеграции. Но это не так.
Мы против документа, составленного Лукашенко и Ельциным, а вовсе не против
интеграции.
С этим договором происходит странная история. Президенты двух стран
решили выдвинуть подписанный ими Договор и Устав на всенародное обсуждение,
но процедуры такой не существует. То, как происходят подобного рода обсуждения,
мы помним ещё по старым временам. Это, как правило, отдельные выступления,
которые при окончательной доработке текстов никакого значения не имеют.
Но мы вступили в это обсуждение, опубликовали наш проект Экономического
Договора, и он уже в определённом смысле обсуждается, хотя вероятность
того, что он будет принят, весьма мала. "ЯБЛОКО" исходит из того, что необходимо
начать очень серьёзную и достаточно длительную работу. Поэтому мы рассматриваем
наш проект Экономического Договора как план для работы в течение 3-5 лет.
По основным направлениям Экономического Союза, который мы предлагаем создать
с Белоруссией, необходимо заключение конкретных соглашений, которые тоже
надо готовить. Мы сейчас предлагаем схему, суть которой состоит в том,
чтобы не принимать бессмысленных документов. Мы все прекрасно знаем, какова
судьба документов, подписанных в СНГ: ни один из них реально не работает.
Точно такая же судьба ожидает и проект Устава, который опубликован от имени
Президента Ельцина.
Наш подход состоит в том, что необходимо делать конкретные шаги. Например
мы предполагаем, что экономический союз России и Белоруссии должен начинаться
с создания экономических механизмов реальной интеграции. Первое - это заключение
банковского и платёжного союза. Это означает, что с момента подписания
Экономического Договора национальные банки России и Белоруссии начинают
согласовывать свою политику, темпы прироста денежной массы, чтобы инфляция
одной страны не съедала доходы другой. На первых порах предполагается оставить
разные валюты, но синхронизировать изменение их курса для того, чтобы не
происходило перетока денежных средств.
В области таможенной политики и создания таможенного союза должны быть
согласованы ставки таможенных пошлин, ввозных и вывозных. На сегодня декларативный
таможенный союз существует, но ставки экспортных пошлин в России и Белоруссии
разные. Это означает, что в условиях открытых границ через границу Белоруссии
провозятся товары, которые не провозятся из других стран СНГ.
Мы предполагаем создание действительного единого рынка рабочей силы
для того, чтобы любой гражданин России и Белоруссии мог работать соответственно
и в России, и вБелоруссии легально: устраиваться на работу официально,
получать зарплату, платить налоги, а не приезжать и жить в общежитии под
угрозой милицейского наряда.
Мы предполагаем создание зоны свободного предпринимательства, то есть
создание единого рынка капитала, чтобы предприниматели могли вкладывать
свои деньги беспрепятственно, и их не называли при этом иностранцами.
Эти абсолютно конкретные направления требуют заключения тщательно проверенных
соглашений.
Если говорить о социальной политике, то, безусловно, в перспективе необходимо
выравнивать условия пенсионного обеспечения, выплату пособий на детей.
Очевидно, что сделать это в ближайшее невозможно, потому что очень велик
разрыв. Средняя зарплата по России составляет около 180$, а в Белоруссии
60$. В один день это изменить невозможно.
Кроме этого, мы считаем, что предварительным условием подписания Экономического
Договора является соблюдение в Белоруссии элементарных общечеловеческих
норм и правил. Необходимо освободить политических заключённых, необходимо
создать нормальные условия для работы политической оппозиции, создать условия
для нормальной работы средств массовой информации как белорусских, так
и российских, и иностранных. Наконец, самое главное - парламент в Белоруссии
должен быть избран. Сегодня у назначенного президентом Лукашенко парламента
Белоруссии никакой легитимности не существует. Поэтому ставить вопрос о
том, что он будет ратифицировать некий международный договор - неправомерно.
Критики нашего Договора нам говорят: зачем всё это писать, когда в президентском
варианте и так всё это есть. Что значит всё есть?
В проекте Устава нового союза есть несколько общих фраз о том, что Россия
и Белоруссия будут стремиться унифицировать своё законодательство, что
они будут обеспечивать условия для осуществления инвестиций. Всё это очень
напоминает мне материалы многочисленных съездов КПСС. Это, примерно, тот
же стиль - "улучшить", "углубить", "усилить", за которым ровным счётом
ничего не стоит. Поэтому сказать о том, что в проекте Устава России и Белоруссии
всё это есть - значит просто выдавать желаемое за действительное. Если
бы в Уставе Ельцина-Лукашенко были конкретные механизмы, то можно было
бы его обсуждать, но в нём ничего подобного нет. Кроме того, нет никаких
сомнений, что ни Ельцин, ни Лукашенко не будут этого делать, что прекрасно
показывает время, прошедшее после торжественного подписания прошлогоднего
договора между Россией и Белоруссией. Мы уверены, что ни шага вперёд в
этом направлении сделано не будет. Президентская "интеграция" - этоп олитическое
шоу, направленное на поднятие собственной популярности двух политиков.
|