103016, Москва, ул. Неглинная,
12
от 23. 01. 2001 № 01-31/317
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Селезневу Г.Н.
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - Государственная Дума) 21 декабря 2000
года было принято постановление Государственной Думы № 976-III
ГД "Об основных направлениях единой государственной
денежно-кредитной политики на 2001 год" (далее - постановление
Государственной Думы). По данному постановлению Государственной
Думы Банк России считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
одной из функций Банка России является разработка и проведение
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации
единой государственной денежно-кредитной политики, направленной
на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Это положение Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" корреспондируется
с пунктом 1 статьи 16 данного федерального закона, предусматривающим,
что Совет директоров Банка России во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение
основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики.
Порядок разработки и представления в Государственную Думу
основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год, а также их содержание урегулированы
статьей 44 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)".
Указанной статьей Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено,
что основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год включают анализ состояния и
прогноз развития экономики Российской Федерации, а также
основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной
денежно-кредитной политики. Таким образом, основные направления
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год представляют собой ориентиры, показатели и инструменты,
определяемые на предстоящий год и базирующиеся на анализе
текущего состояния и прогнозе развития экономики Российской
Федерации, достижение которых наиболее вероятно.
Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет
в Государственную Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год и не позднее 1 декабря - основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год.
При этом предварительно проект основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики представляется
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации.
Таким образом, после представления проекта основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год в Государственную Думу, а также Президенту Российской
Федерации и Правительству Российской Федерации, Банк России
дорабатывает данный проект основных направлений с учетом
замечаний, высказанных Государственной Думой, Президентом
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,
после чего не позднее 1 декабря основные направления представляются
в Государственную Думу.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Государственная Дума рассматривает основные направления
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год и принимает решение: при этом Федеральный закон "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
не требует какой-либо доработки представленных Банком России
в Государственную Думу основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Данные положения Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" находят
свое отражение и в Регламенте Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, пунктом 2 статьи 174 которого
устанавливается необходимость рассмотрения Государственной
Думой основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год в течение осенней сессии текущего
года.
При этом считаем необходимым обратить внимание на то, что
соблюдение указанных законодательно установленных сроков
представления в Государственную Думу основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год, их рассмотрения и принятия Государственной Думой по
ним решения имеет большое значение. В случае, если решение
Государственной Думы по основным направлениям единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий год не принимается
до наступления предстоящего года, то они становятся основными
направлениями государственной денежно-кредитной политики
на текущий год, что противоречит закону и меняет суть данного
документа.
Кроме того, законодатель предусмотрел необходимость рассмотрения
основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год параллельно с проектом федерального
закона о федеральном бюджете Российской Федерации на предстоящий
год с тем, чтобы основу обоих документов составляли сочетающиеся
друг с другом прогнозы макроэкономических показателей развития
экономики. Российской Федерации в предстоящем году.
В этой связи следует отметить, что при формировании целевых
ориентиров денежно - кредитной политики на 2001 год Банком
России был взят за основу официальный прогноз макроэкономических
показателей, который использовался при составлении Правительством
Российской Федерации проекта федерального бюджета на 2001
год, утвержденного федеральным законом, принятым 307 депутатами
Государственной Думы 14 декабря 2000 года. Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации также одобрил
данный федеральный закон большинством голосов 20 декабря
2000 года.
Корректировка основных показателей денежно-кредитной политики
на 2001 год, предусмотренная вторым абзацем пункта 2 постановления
Государственной Думы, повлечет за собой отсутствие должной
взаимосвязи указанных основных направлений с Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
Рекомендация Государственной Думы (абзац третий пункта
2 постановления Государственной Думы) о включении в основные
направления единой государственной денежно-кредитной политики
на 2001 год сценариев ее реализации "с учетом возможного
ухудшения конъюнктуры мировых рынков и результатов переговоров
по реструктуризации задолженности Парижскому клубу кредиторов"
практически не может быть реализована Банком России, поскольку
предположения не могут быть положены в основу анализа состояния
экономики Российской Федерации, как это предусмотрено статьей
44 Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)".
Следует также обратить внимание и на то, что абзацем четвертым
пункта 2 постановления Государственной Думы предусмотрено
включение в качестве приложений к основным направлениям
единой государственной денежно-кредитной политики на 2001
год расчетов показателей инфляции и роста денежной массы,
а также годового прогноза платежного баланса Российской
Федерации. При этом не учитывается, что включение расчетов
указанных показателей в качестве приложений к основным направлениям
единой государственной денежно-кредитной политики невозможно
без раскрытия соответствующих методик, представляющих собой
конфиденциальную информацию.
Кроме того, отмечаем, что принятие Государственной Думой
постановления, от 21 декабря 2000 года № 976-111 ГД не соответствует
части 2 статьи 103 Конституции Российской Федерации, устанавливающей
исчерпывающий перечень вопросов, по которым Государственная
Дума принимает постановления, а также требованиям статьи
44 Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)", предусматривающей принятие
Государственной Думой по основным направлениям единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий год не постановления,
а решения.
Банк России при проведении единой государственной денежно-кредитной
политики в 2001 году будет вносить необходимые коррективы
в свои действия, используя имеющиеся в его распоряжении
инструменты, учитывая как рекомендации Государственной Думы,
так и Правительства Российской Федерации, для достижения
поставленных целей, но не видит достаточных оснований для
нарушения законодательно установленной процедуры рассмотрения
Государственной Думой основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики на 2001 год, представленных Банком
России.
|