[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
О рекомендациях аудитору Банка России по годовому отчету Банка России за 2000 год и Счетной палате Российской Федерации
(постановление Государственной Думы от 21.12.2000 № 973-III ГД)
№ 01-31/116, от 10.01.2001
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
103016, Москва, ул. Неглинная, 12

от 10.01.2001 № 01-31/116

Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Селезневу Г.Н.

Уважаемый Геннадий Николаевич!

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) 21 декабря 2000 года было принято постановление № 973-111 ГД "О рекомендациях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации аудитору Центрального банка Российской Федерации по годовому отчету Центрального банка Российской Федерации за 2000 год и Счетной палате Российской Федерации" (далее - постановление Государственной Думы и рекомендации Государственной Думы соответственно). По данному постановлению Государственной Думы, а также рекомендациям Государственной Думы Банк России считает необходимым сообщить следующее.

Следует отметить, что постановление Государственной Думы принято по вопросу, не отнесенному Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы, что не соответствует части второй статьи 103 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Кроме того, возможность дачи Государственной Думой рекомендаций аудиторской фирме - аудитору Банка России или Счетной палате Российской Федерации не предусмотрена ни Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ни Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", ни Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263 (далее - Временные правила), также не содержат указаний о необходимости дачи Государственной Думой подобных рекомендаций.

Считаем, что при рассмотрении вопроса о возможности дачи Государственной Думой рекомендаций аудиторской фирме - аудитору Банка России необходимо также учитывать следующее.

Пунктом 5 Временных правил установлено, что основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Статья 25 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающая, что аудиторское заключение дается по годовому отчету Банка России и представляется в составе годового отчета Банка России, четко определяет предмет аудита Банка России и не предполагает возможности дачи Государственной Думой каких-либо рекомендаций аудитору Банка России.

При этом Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не предусматривает предоставления в Государственную Думу аудиторской фирмой - аудитором Банка России каких-либо иных, помимо аудиторского заключения по годовому отчету Банка России, материалов аудиторской проверки.

Следует отметить, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации придерживается аналогичной точки зрения по данному вопросу, которая изложена в письме от 18 декабря 2000 года № 2.2-15/2083 в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

Кроме того, подпункт а) пункта 13 Временных правил предусматривает, что аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерация и конкретных условий договора с проверяемым экономическим субъектом.

Таким образом, рекомендации Государственной Думы, ограничивая
самостоятельность аудиторской фирмы - аудитора Банка России, вступают в противоречие и с указанным положением Временных правил.

Опыт предыдущих лет дачи рекомендаций Государственной Думой аудиторской фирме - аудитору Банка России, далеко выходящих за пределы действующего законодательства, показывает, что аудиторская фирма - аудитор Банка России фактически не может выполнить эти рекомендации и предоставить ту "информацию", которую хотели бы получить депутаты Государственной Думы.

Считаем весьма вероятным, что аналогичная ситуация сложится и при даче аудитором Банка России аудиторского заключения по годовому отчету Банка России за 2000 год, поскольку рекомендации Государственной Думы по целому ряду положений выходят за пределы предмета аудиторской проверки годового отчета Банка России, определенные статьей 25 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Кроме того, рекомендации Государственной Думы содержат пункты неконкретного, оценочного характера, подразумевающего необходимость проведения анализа эффективности тех или иных операций Банка России, включая операции с ценными бумагами Правительства Российской Федерации, что также не совпадает с целью проведения аудиторской проверки.

Рекомендации Государственной Думы включают положение (пункт 3 рекомендаций Государственной Думы), обязывающее аудитора Банка России провести анализ формирования и обоснованности расходов на административно-хозяйственные нужды росзагранбанков. Следует при этом отметить, что эти банки - самостоятельные юридические лица, действующие в рамках зарубежных юрисдикций, оперативно-хозяйственную деятельность которых Банк России не вправе контролировать.

Пункт 4 рекомендаций Государственной Думы предусматривает проверку аудитором Банка России достаточности капитала Банка России с учетом оценки долговых обязательств Российской Федерации, находящихся в портфеле Банка России, что также не соответствует статье 25 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которая не предусматривает включение подобной информации в годовой отчет Банка России.

В соответствии с пунктом 8 рекомендаций Государственной Думы предусмотрена проверка системы оплаты труда, пенсионного, медицинского и других форм социального обеспечения и страхования служащих Банка России, в то время как проверка система оплаты труда и различных форм социального обеспечения не может быть отнесена к проверке порядка формирования и направления использования резервов и фондов Банка России, предусмотренного пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в рамках которой проверяются источники финансирования таких фондов и цели, на которые используются денежные средств из них.

Письмом от 8 декабря 2000 года № 1.1-01330 Государственная Дума подтвердила, что "рекомендации Государственной Думы не предусматривают проверку сведений, выходящих за рамки годового отчета Банка России, состав которого определен статьей 25 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Между тем, постановление Государственной Думы было принято с превышением полномочий, а положения рекомендаций Государственной Думы предлагают аудитору Банка России выйти за пределы определенного законом предмета аудита Банка России. Банк России считает, что аудиторская фирма - аудитор Банка России должна четко следовать Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, положениям Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и придерживаться общепринятых международных принципов проведения аудита.

В.В.Геращенко,10 января 2001 года

Cм. также:
Официальный сервер ЦБ РФ (Банк России
Актуальные темы: Банковская система и ЦБ РФ

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]