— Игорь Юрьевич, известно, что бюджет Санкт-Петербурга благополучно
пережил события после 17 августа. 19 августа комитет финансов погасил 18-месячные
ГКО на 150 млн. рублей по номиналу. Вы заявили, что в условиях краха рынка
ГКО его место могут занять петербургские ценные бумаги, что погашение городом
своих обязательств будет продолжаться, изменений сроков не планируется.
Почему это стало возможным?
— Действительно, город выполняет свои обязательства. Последнее погашение
питерских облигаций на 150 млн. рублей было проведено 2 декабря. Итак,
почему это стало возможным? Администрация Петербурга предвидела события,
которые грянули 17 августа, местные банки проводили более осторожную политику,
чем московские, и успели перевести малоликвидные бумаги в валюту. К тому
же мы рекомендовали своим банкам вкладывать средства не в российские, а
в питерские КО, в результате городская финансовая сфера работает без сбоев.
Вплоть до октября 1998 года поступление доходов бюджета в сопоставимых
ценах было выше, чем в 1997 году. В октябре мы испытывали некоторые трудности,
но уже в начале ноября доходы бюджета возросли втрое, и мы вновь вышли
практически на нормальный режим. При этом подавляющая часть доходов — это,
как говорится, "живые" деньги, а не взаимозачеты.
Сегодня Петербург — единственный регион в России, где, несмотря на потрясения
на российских финансовых рынках, выплачиваются все долговые обязательства,
в том числе по заработной плате работникам бюджетных учреждений и пособиям
гражданам. Вполне закономерно, что город сегодня считается самым надежным
заемщиком в России.
Разумеется, и мы отброшены на насколько лет назад, но ситуация в Петербурге
стабильнее, чем в большинстве других регионов. И мне всегда очень обидно
читать в российской прессе, что якобы только в Москве с финансовым положением
все в порядке, а у остальных — полный обвал. Надеюсь, что ваша газета исправит
эту несправедливость.
— Злые языки утверждают, что бюджет Санкт-Петербурга на фоне России
— аномалия. Почему?
— Если наш бюджет на фоне России и других регионов и можно назвать аномалией,
то лишь в хорошем смысле. Главное - мы научились жить по средствам и собирать
налоги. С 1998 года наш бюджет бездефицитен: расходы равны доходам. Бюджет
максимально "прозрачен" и подробен: указано, сколько и какое ведомство
истратит на оплату труда, сколько - на приобретение оборудования, оплату
транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг и так далее. Не случайно
Егор Строев назвал бюджет уникальным. Пресса окрестила приезд делегации
Совета Федерации в Петербург открытым уроком для парламентариев. Действительно,
такая детализация бюджета - лучшее проявление открытости городских властей:
любой горожанин может увидеть, на что будут направлены собираемые налоги..
Установленная законом Санкт-Петербурга на 1997—1999 годы стабильная
налоговая система и последовательное снижение налогового бремени стимулируют
развитие предпринимательства и создают в городе благоприятный инвестиционный
климат. Отдельными законами установлены значительные льготы для инвесторов
и льготы для малого бизнеса. В то же время ликвидированы налоговые льготы
для отдельных отраслей (главным образом монополистов) и категорий налогоплательщиков.
— Вы спланировали бездефицитный бюджет. Но откуда возьмутся доходы,
если все говорят о чудовищном падении не только производства, но и торговли?
— Наш главный принцип — жить по средствам. Еще в 1996 году была разработана
и жестко выполняется программа губернатора по формированию дополнительных
доходов. Ужесточен порядок предоставления налоговых льгот, усилен контроль
за соблюдением налогового законодательства. Только что приняты законы,
которые должны укрепить доходную базу городского бюджета: скажем, закон
о налоге с продаж и закон о налоге на игорный бизнес. Разработана концепция
заимствований, по которой заемные средства направляются только на реструктуризацию
долга и на финансирование самоокупаемых инвестиционных проектов. Еще в
1997 году был получен международный кредитный рейтинг Санкт-Петербурга,
существенно повысивший привлекательность городских ценных бумаг для иностранных
инвесторов. В июне 1997 г. Санкт-Петербург успешно разместил свои еврооблигации
на крупнейших финансовых рынках мира. И вот итог: в 1997—1998 годах администрация
Санкт-Петербурга смогла найти средства и повысила заработную плату работникам
образования, культуры, дошкольных образовательных учреждений, учителям
физкультуры, преподавателям общественных дисциплин и библиотекарям общеобразовательных
школ. А в бюджете-99 планируется увеличить зарплату отдельным категориям
медицинских работников и работникам системы социального обеспечения. При
всей сложности сегодняшней ситуации в Петербурге в полном объеме выполняются
федеральные законы "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ"...
В общем, я бы очень хотел, чтобы такой "аномальный" бюджет был не только
у Петербурга, но и у других регионов.
И последнее, что я должен отметить: основная причина нашего устойчивого
финансового положения - урок, извлеченный нами из финансового кризиса 1996
года. Тогда, если помните, и в России в целом, и в Петербурге перед выборами
проводилась похожая политика: чтобы создать обстановку "социально-экономического
благоденствия", брали в долг огромные суммы, и на короткие сроки. Собственно,
именно в тот период и была заложена шаткая основа печально знаменитой "пирамиды"
ГКО. Но в отличие от России мы, получив "в наследство" от администрации
бывшего мэра Анатолия Собчака долг в размере 3,5 триллиона неденоминированных
рублей и со сроком погашения 87 дней, начали аккуратно и осторожно "разбирать"
долговую пирамиду. Все средства, полученные от размещения в июне 1997 года
петербургских еврооблигаций — это 300 млн. долларов, — пошли только на
реструктуризацию долга. И если до этого на обслуживание долга приходилось
тратить 27 процентов годового дохода, то в 1998 году —7 процентов. Кризис
17 августа лишь немного увеличил их: в бюджете-99 обслуживание долга требует
9 процентов доходов города. В стране кризис, но правительство Петербурга
вносит на полтора месяца раньше срока проект бюджета на 1999 год, и депутаты
его одобрили.
- Как вам удалось убедить Европейский Банк реконструкции и
развития выдать Петербургу кредит уже после событий 17 августа?
— ЕБРР - наш давний партнер, с которым мы работаем несколько лет, совместно
реализуем ряд проектов. Репутация Петербурга остается высокой. Что касается
кредита, то еще до начала кризиса был принят специальный закон Санкт-Петербурга
от 14 июля 1998 года "О привлечении кредита Европейского банка реконструкции
и развития", который разрешал городской администрации привлечь кредит ЕБРР
на максимальную сумму, эквивалентную 100 миллионам долларов США, на срок
до пяти лет. Очень важно, что кредитные средства идут только на реструктуризацию
и погашение краткосрочного внутреннего долга Санкт-Петербурга. Первый транш
кредита в размере 30 миллионов долларов США получен Санкт-Петербургом в
августе 1998 года, а 20 ноября подписано соглашение о втором транше в размере
15 миллионов долларов США. Хочу отметить и тот факт, что 8 сентября Совет
директоров ЕБРР углубленно обсудил положение в России. В результате президент
ЕБРР Хорст Келер заявил, что банк из России не уйдет, и, хотя положение
в России осложнилось, он считает, что за несколько последних лет страна
добилась реальных достижений в развитии предпринимательства и строительстве
частного сектора, а ее население проявляет большую находчивость и инициативу
в преодолении нынешних трудностей.
— Федеральное Правительство вносит в Думу проект федерального бюджета
на 1999 год. Что вы ждете от него?
— Ничего особенного не жду. Ситуация в России такова, что Петербург
должен рассчитывать только на собственные силы. Мы и раньше не испытывали
иллюзий по поводу финансовой помощи из центра: в 1998 году Петербург получил
нулевую сумму в графе трансфертов из федерального бюджета, а средства на
федеральные инвестиционные программы нам выделяются хорошо если на четверть.
Сейчас ситуация еще острее - в связи с тем, что прежнее российское Правительство
отказалось 17 августа от выполнения своих обязательств. Стране, похоже,
еще десятилетие придется восстанавливать свою репутацию. И к сожалению,
скорее всего крупных инвестиций в ближайшее время Россия не получит. Тем
не менее Петербург, я уверен, имеет все шансы остаться привлекательным
для инвесторов.
|