2.6 ДОГОВОР ПО ВПАДИНЕ ТИМОР (TIMOR GAP TREATY)

Впадина Тимор - это название зоны сотрудничества площадью примерно 16,129 кв. Морских миль между Индонезийской провинцией Восточный Тимор и северным побережьем Австралии в районе Залива Жозефа Бонапарта.

рисунок 4. Зона совместной разработки в проливе Тимор.Австралия и Индонезия установили большую часть границы по континентальному шельфу в 1972 г. В то время Тимор был колонией Португалии, которая в то время отказалась вести переговоры по делимитации континентального шельфа между Австралией и Восточным Тимором. В 1975 году Тимор стал частью Индонезии. После безрезультатных переговоров по делимитации Австралия и Индонезия приступили к созданию зоны совместной деятельности. 11 декабря 1989 года был подписан Договор по Впадине Тимор, вступивший в силу 9 февраля 1991 года после ратификации правительством Австралии. 

Зона разделена на 3 части. Северная часть (участок С) имеет площадь 1576 квадратных морских миль. На этом участке Индонезия контролирует предоставление прав на поиски, разведку и эксплуатацию природных ресурсов, при этом по договоренности выплачивает Австралии 10% от любых налоговых поступлений от соответствующих операций. Южная часть (участок В) имеет площадь 5178 квадратных морских миль. На этом участке Австралия контролирует предоставление прав на поиски, разведку и эксплуатацию природных ресурсов, при этом по договоренности выплачивает Индонезии 10% от любых налоговых поступлений от соответствующих операций. В Центральной части площадь составляет 9375 квадратных морских миль (участок А). На этом участке Совет Министров и Объединенный Уполномоченный Орган (Joint Authority), в каждом из которых имеется равное представительство каждого из двух государств, контролируют предоставление прав на поиски, разведку и эксплуатацию природных ресурсов. 

Приложениями к Договору являются: 

    * Кодекс по добыче углеводородов на участке А 
    * Типовое Соглашение о разделе продукции между Объединенным Уполномоченным Органом и контракторами 
    * Налоговый Кодекс в целях избежания двойного налогообложения, устанавливающий единый специальный налоговый режим в данной Зоне.
В Преамбуле к Договору отмечается, что Договор основан на принципах Статьи 83 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Также отмечается, что Договор по Впадине Тимор не должен оказывать влияния на делимитацию континентального шельфа. Он, однако, содержит краткое подтверждение сторонами их стремления прийти к соглашению по вопросу делимитации.
 
Совет Министров 
Совет Министров состоит из министров, назначаемых периодически двумя государствами, при условии, что постоянно количество министров от каждой стороны должно быть одинаковым. Совет Министров проводит заседания ежегодно, или чаще, если это необходимо. Решения Совета Министров принимаются, если голосование единогласно. 

Совет Министров несет ответственность по всем вопросам, связанным с поисками, разведкой и эксплуатацией углеводородов в зоне А, а также выполняет иные функции, на которые он получает полномочия от государств. Например, он имеет полномочия давать директивы Объединенному Уполномоченному Органу, изменять и дополнять Кодекс по добыче углеводородов и Типовое Соглашение о разделе продукции, утверждать Соглашения о разделе продукции, предложения по которым вносятся Объединенным Уполномоченным Органом. 

Объединенный Уполномоченный Орган 

Объединенный Уполномоченный Орган образован с целью реализации полномочий и выполнения функций двух государств. 

Объединенный Уполномоченный Орган состоит из исполнительных директоров, назначаемых Советом Министров, предусматривая равное количество лиц с каждой стороны; трех директоратов - технического, финансового и юридического - подчиненных исполнительным директорам, и административного директората, обеспечивающего взаимодействие всех директоратов. 

Объединенный Орган отвечает за управление деятельностью, связанной с поисками, разведкой и эксплуатацией ресурсов углеводородов в зоне А в соответствии с Договором, Кодексом по добыче углеводородов и соглашениями о разделе продукции. Он, в частности, отвечает за разделение зоны А на контрактные территории, координирует экспертизу заявлений потенциальных инвесторов и подготавливает рекомендации Совету Министров по соглашениям о разделе продукции, а также заключает такие соглашения, осуществляет функции государств по соглашениям, и контролирует их выполнение в зоне А. 

Объединенный Орган финансируется за счет платежей, собираемых в соответствии с Кодексом по добыче углеводородов. В случае, если Объединенный Орган не в состоянии выполнить обязательства, наложенные на него судом в связи со спорами, возникающими по соглашениям о разделе продукции, государства договорились нести поровну соответствующие расходы. 

Юнитизация 

Договор содержит статью по полезным ископаемым. Если какое-либо скопление углеводородов пересекает линию границы зоны А, и при этом часть залежи, находящаяся по одну сторону этой линии может эксплуатироваться полностью или частично с территории (акватории), расположенной по другую сторону этой линии, то стороны должны стремиться к достижению соглашения по способу разработки залежи и по разделу доходов, получаемых от эксплуатации соответствующей залежи. Таким же образом, если для эффективной разработки залежи внутри зоны А требует строительства сооружений вне зоны А, каждое государство должно обеспечить содействие подрядчикам м Объединенному Органу в строительстве и использовании таких сооружений. При этом, такое строительство и использование будет проводиться в соответствии с законами того государства, на чьей территории (акватории) оно производится. 

Право, применяемое при выполнении соглашений о разделе продукции 

Согласно Договору применяемое право определяется в каждом конкретном соглашении. При этом не требуется, чтобы это было право одного из государств - сторон Договора. 

Налогообложение 

Договор содержит три базовых положения по налогообложению. 

Во-первых, для целей налогообложения, связанного прямо или косвенно с поисками, разведкой и эксплуатацией ресурсов углеводородов в зоне А (а также относящихся к этим операциям действий и объектов), каждое государство соглашается считать зону А своей частью. 

Во-вторых, при применении налоговых законов в зоне А, а также в отношении роялти и доли прибыльной продукции, выплачиваемых подрядчиками, каждое государство предоставляет освобождение от двойного налогообложения. 

В-третьих, каждое государство соглашается не вводить каких-либо налогов, не предусмотренных Налоговым Кодексом в отношении поисков, разведки и эксплуатации ресурсов углеводородов зоны А, до тех пор, пока другая сторона не согласится с введением таких налогов. 

Разрешение споров 

Любой спор, возникающий между государствами в отношении интерпретации или применения Договора, должен решаться путем консультаций и переговоров. 

Срок действия Договора 

Договор должен оставаться в силе в течение 40 лет с даты вступления в силу. Если иное не будет согласовано сторонами, Договор будет продлеваться последовательно на каждые 20 лет до тех пор, пока к окончанию одного из таких сроков государства не заключат соглашение о постоянной делимитации континентального шельфа. 

Другие вопросы 

По отдельным вопросам Договор предусматривает сотрудничество сторон. К таким вопросам относятся, например, вопросы безопасности, воздушного транспорта и др. Стороны договорились обмениваться информацией, полученной по данным гидрографических и сейсмических исследований, а также совместно провести морские научные исследования ресурсов континентального шельфа (за исключением животного мира) в зоне А. 

Предусматриваются положения по применению таможенного, миграционного и карантинного законодательства в отношении занятости, здоровья и безопасности персонала. В отношении уголовного права Договор предусматривает, что граждане или постоянные резиденты одного из государств подлежат нормам права соответствующего государства. 
 
Таким образом, содержание Договора по Впадине Тимор гораздо шире, чем Соглашение по Залежи Фригг. Оно создает новый тип лицензионной системы в зоне А, являющий независимым от индивидуальных лицензионных систем каждого из двух государств. 

Соглашение по Залежи Фригг представляет собой полезную рабочую модель международного соглашения по разработке трансграничных ресурсов. Заключение такого соглашения будет существенно упрощено, если в договоре о делимитации содержится статья по минеральным ресурсам. 

Создание совместной зоны разработки трансграничных ресурсов углеводородов предполагает формирование административных учреждений (типа Совета Министров и Объединенного Уполномоченного Органа в Договоре по Впадине Тимор), функционирование которых является весьма дорогостоящим. Однако, при наличии достаточно значительных ресурсов, это экономически оправдано. 

Оба рассмотренных типа соглашений имеют общую цель - обеспечение мирного регулирования разработки трансграничных природных ресурсов. 

 
Содержание 
Далее -> 2.7 Соглашение между Таиландом и Малайзией 
Яблоко. Начальная страница 
Яблоко. Соглашения о разделе продукции