“Российская газета”, 1997, 7 марта. 

ЛУЧШЕ ДЕЛИТЬ ПРОДУКЦИЮ, ЧЕМ ДОЛГИ

Грустный юбилей закона о СРП 

 
Прошло два года с момента вступления в силу 11 января 1996 г. закона “О соглашениях о разделе продукции” (СРП). Дата не круглая, но срок не маленький. Время подвести хоть какие-то промежуточные итоги. Более того, напомним, этот закон ведет свою историю с Указа Президента № 2285 от 24 декабря 1993 г., т.е. уже 4 года прекрасно зарекомендовавший себя в десятках стран мира механизм СРП пытается прижиться на российской земле. 
 

Мечты, мечты...

 С законом "О СРП" связывались большие надежды. Потенциал проектов на условиях раздела продукции оценивался минимум в 8-10 млрд долл инвестиций в год. При этом имелось в виду всего несколько проектов в российском ТЭК с участием иностранных инвесторов. 

Неизбежное подключение к этому процессу отечественного капитала, заключение соответствующих договоров в других сырьевых отраслях, а также кумулятивный эффект от этих инвестиций посредством вложения средств в смежные отрасли в виде заказов на оборудование, металл, транспорт, связь и т.п., означал на практике вполне реальные десятки миллиардов долларов, оживление целых регионов, сотни тысяч новых рабочих мест. 

С разработки сырьевого комплекса может начаться оживление всей экономики. Это позволило бы увеличить не только добычу нефти - основу экспортных поступлений, но и возродить Дальний Восток и Север, найти замену потерянных Россией западных портов, создать предпосылки экономического роста. 

Закон о СРП принимался в условиях назревшей необходимости срочно исправлять ситуацию. В стране плохо с инвестициями вообще и особенно по части финансирования наиболее долгосрочных и капиталоемких проектов. В 1988 г. российская нефтяная промышленность достигла пика, после чего добыча нефти снизилась к 1996 г. в 1,9 раза - с 570 до 301 млн т. Ухудшилось состояние ресурсной базы. Выработанность запасов на разрабатываемых месторождениях достигла 60%, а на крупнейших месторождениях - Самотлорском, Федоровском, Ромашкинском, Аланском - соответственно 70, 60, 87 и 80%. Объем поисково-разведочного бурения на нефть и газ в последние пять лет уменьшился в три раза. Под угрозой загнивания оказался ТЭК, который дает примерно треть доходов федерального бюджета и почти половину доходов от экспорта. 

Бывший премьер Н.Рыжков, выступая в Думе весной 1997 г. в поддержку законодательства о СРП, убеждал своих несгибаемых соратников, что без законодательства о СРП страна может в дополнение к беженцам с Юга “по политическим мотивам” получить еще и “экономических беженцев” с Севера. В тот раз убедить удалось... 

При помощи закона о СРП предполагалось создать режим стабильности для инвесторов. Чтобы все можно было заранее посчитать, определить, когда произойдет счастливый возврат вложенных в крупный и долгосрочный проект средств.

 

“Турникетный синдром”

Государство и инвестор в этом случае договариваются “на равных” в соответствии с Гражданским кодексом РФ, заключают по сути арендный договор. Чем больше гарантий инвестору, чем меньше риска для него, больше доходов в бюджет. За риск инвестор требует повышенной прибыльности... Механизм расчетов предельно упрощен - вместо налогов - арендные платежи (налоги заменяются разделом продукции плюс инвестор платит за право пользования недрами и налог на прибыль). 

Согласительная комиссия парламента в конце 1995 г. исковеркала закон о СРП, внеся в него несколько поправок. Вот например, приняли в закон поправку о перечне месторождений, которые можно разрабатывать на условиях раздела продукции. А какое нельзя? Само по себе включение объектов в перечень еще не предоставляет автоматически права пользования недрами на условиях СРП. Зачем тогда это “включение в перечень” нужно? Два года министерства, компании, регионы готовят “обоснования” для пресловутого “включения”, думская Комиссия их рассматривает - сколько сил и средств в результате ушло в свистки... Все при деле, а дела нет... 

Один из сопредседателей той Согласительной комиссии в свое время с чувством глубокого удовлетворения признавал: “Нам удалось на пути массового перевода недр на режим СРП поставить эффективные фильтры парламентских процедур.” Эти фильтры оказались настолько “эффективны”, что с момента принятия закона в России не подписано ни одного контракта на условиях закона “О СРП” (три действующих соглашения были подписаны до вступления закона в силу!), ни одного рубля инвестиций, ни одного рубля налогов... При попытке получить инвестиции, страну ограбили среди бела дня! 

Теперь, для того, чтобы начать работать, закон о СРП ждет вступления в силу еще двух законодательных актов: о вытекающих из СРП поправках в законодательство РФ и о перечне объектов, подлежащих разработке на основе СРП. Ждет и не может дождаться... К тому же надо иметь в виду, что чем меньше список объектов, тем меньше выбор у правительства из потенциальных инвесторов. Меньше конкурентов среди инвесторов - хуже экономические условия для государства. 

Можно сделать вход в парк бесплатным, построить магазинчики, закусочные, установить карусели, т.е. создать рабочие места, получать налоги и т.п.. А можно ничего этого не делать: просто установить турникеты и... шаг сделал - плати... Парламент на заключительной стадии принятия закона о СРП, заболел “турникетным синдромом”...

 

Там, на краешке земли

Формально, воз и ныне там - ни одного подписанного контракта на условиях закона о СРП. Только иностранные инвесторы на Сахалине в конце года буквально “под честное слово” (в очередной раз!) приняли решение о начале крупной инвестиционной программы в расчете дать первую нефть до конца столетия и 31 декабря перевели региону 30 млн. долл. Только на самом краю страны СРП имеет возможность делом доказать огромную выгодность для России такого типа соглашений. 

И все-таки эти два года не прошли впустую для закона о СРП: он “обустраивается” в российской правовой системе - строится целый новый раздел законодательства РФ, проделана немалая организационная работа. 

В 1997 г. вступил в силу закон “О перечне месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции” (первые семь объектов), два закона были приняты в первом чтении (о поправках в законодательство, вытекающих из закона о СРП и о поправках в сам закон о СРП), наконец, совсем недавно - в январе 1998 г. был внесен в Госдуму от имени нескольких депутатов законопроект о государственном регулировании СРП. Кроме того, 8 июля 1997 г. появился Указ Президента о мерах по реализации закона о СРП. 

Создана Межведомственная правительственная комиссия по координации деятельности федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации СРП, состоялись первые ее заседания; на Минтопэнерго стало уполномоченным государственным органом по углеводородам, а Минприроды - по твердым полезным ископаемым. Однако и тут не все ладно. Возглавивший Межведомственную комиссию по СРП Б.Немцов, как известно, вскоре перестал курировать Минтопэнерго - теперь это направление записано за премьером. Кроме того, из Администрации Президента постоянно поступает информация о планах упразднения постов вице-премьеров. Двусмысленность сложившейся ситуации очевидна. 

Казалось бы, начала “оттаивать” и Дума - создана межфракционная комиссия по СРП. Она позволила хоть в какой-то мере преодолеть политические разногласия во имя подъема национальной экономики.

 

А выбор невелик

Но о торжестве здравого смысла говорить рано. Кто больше других критикует приватизацию, залоговые аукционы и т.п.? Кто на словах больше всех борется с расхищением государственной собственности? Левая Дума должна была бы встретить закон о СРП “на ура” ведь закон о СРП оставляет собственность в руках государства, предоставляя инвестору только право на аренду. 

Так нет, блокируя этот закон левое большинство фактически своими руками заставляет правительство продавать (раз нельзя сдавать его в аренду!) государственное имущество: чтобы пополнить бюджет, оно продает государственные пакеты акций компаний со всеми их лицензиями. В очередной раз приходится наблюдать как политические декларации и практические действия расходятся, как “в море корабли”... 

В то время как развитые страны остро конкурируют друг с другом за привлечение иностранных инвестиций, левое большинство в российском парламенте на протяжении двух последних лет упорно воздвигает барьеры на пути новых законов. Те же самые депутаты, которые громче другие обличают предательский национальный капитал, который находит себе применение за границей и создает там рабочие места, активно противятся притоку в Россию капитала иностранного. Где логика? Ну, будет иностранный капитал идти в другие страны в обход России, там создавать новые производства, новые рабочие места... Кому от этого станет лучше? 

Опыт прошедших двух лет показал, что из всего небогатого выбора возможностей (кстати, и проект Налогового кодекса не сулит заинтересованным российским компаниям ничего хорошего!) у правительства сегодня есть лишь один по-настоящему мощный инвестиционный рычаг - законодательство о СРП, которое могло бы запустить процесс реализации крупных и долгосрочных инвестиционных проектов по разработке минерально-сырьевой базы. 

Странное дело в вопросе об инвестициях чаще звучит не вопрос: “Что делать?”, а “Кто виноват?”. У государства как всегда виноваты подданные: и банки не хотят вкладывать средства в реальную экономику, занимаются спекуляциями, легкой жизни ищут, и непатриотичные национальные капиталисты, которые не хотят вкладывать деньги в родную страну, и иностранные инвесторы, которые только сулят свои доллары, да марки. 

Действительно, сегодня денежные средства крутятся в основном в торговле, уходят на операции с ценными бумагами - мало желающих вкладывать деньги в реальное производство. Не удается пока остановить бегство частного капитала из страны, а иностранный капитал идет в Россию с большой осторожностью. За шесть реформенных лет объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику не превышал 1-1,5 млрд долларов в год. Это уровень Венгрии или Чехии - смехотворный для России с ее-то инвестиционным потенциалом... О каком подъеме может идти речь, когда из страны по оценкам уходит порядка 10 млрд. долл в год, а приходит 1,5 млрд.? Россия является чистым экспортером капитала в период, когда остро в нем нуждается для собственного развития. Парадокс? 

Может быть стоит подумать, что неладно в самой России, что следует сделать, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат не на словах, а на деле, какие законы принять, какие организационные решения... Снижение доходности операций с государственными краткосрочными обязательствами и другими краткосрочными финансовыми инструментами не приводит к автоматическому перетоку капиталов на рынок производственных инвестиций, поскольку на них действуют разные типы инвесторов. Инвестициям в реальный сектор экономики нужен пряник... 

На Руси всегда было принято благодушествовать: авось оно как-нибудь само образуется? Небольшой прирост в 1,5% в добыче нефти, несколько неожиданно случившийся в 1997 г., не способствует росту активности ни Правительства, ни Парламента... 

Законодательство о СРП оказалось жертвой политических игр. Без правил играть невозможно. Без хороших законов инвестиций не будет. Инвестора можно понять - он рискует своими деньгами. А в Думе тем временем кипят страсти... Любой скандал с очередным аукционом, является поводом, чтобы заявить: “Правительству не верим, распоряжаться нашими недрами не позволим!” Очередная шумная кампания по поводу здоровья Президента или в поддержку Хусейна и... можно со спокойной душой отложить в долгий ящик рассмотрение законодательства о СРП. Никто никуда не торопится.

 
* * * * *
 Тем временем в стране продолжается инвестиционный кризис, в том числе и в нашей “золотой” нефтяной промышленности. А без инвестиционного бума не будет и экономического подъема. А жить в условиях депрессивной “стабилизации” все уже подустали. Вот высокие должностные лица регулярно и говорят об инвестициях. Но сколько не говори “халва” - во рту слаще не станет. Для создания благоприятного инвестиционного климата делается до обидного мало. История с законом о СРП тому подтверждение.
 
Оглавление 
Вместо Заключения (Выдержки из Программы “Яблока”)
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]