Уважаемые депутаты!
“ЯБЛОКО”
поддерживает выдвижение обвинений против Президента Российской Федерации
Ельцина Бориса Николаевича по развязыванию войны в Чечне. Значительная
часть депутатов фракции “ЯБЛОКО” поддержит выдвижение обвинений по событиям
1993 года.
Почему мы, фракция “ЯБЛОКО”, участвуем в этой процедуре? Мы считаем,
что российская власть должна знать, что за все свои противоправные действия,
умышленные или не вполне осмысленные, неотвратимо будет нести ответственность.
Этого не было в российской истории: ни при монархии, ни тем более при коммунистах.
Эта задача— не сиюминутная, она относится к фундаментальным вопросам нашей
государственности. Именно с этих позиций мы не можем оставить в стороне
никаких юридических и правовых вопросов этой процедуры, и именно на них
заострим основное внимание.
Именно с этих позиций мы подходим к оценке самого кровавого события
на территории нашей страны после смерти Сталина — к Чеченской войне. Война
в Чечне унесла жизни многих десятков тысяч людей, большинство из которых
— мирные граждане. Эта война принесла гибель или пожизненную инвалидность
тысячам молодых солдат, по существу, еще детей, родители которых доверяли
государству, отправляя их в армию. На этой войне предали, продали и унизили
российскую армию. Поэтому, мы считаем справедливым выдвижение обвинения
против Президента РФ Ельцина Бориса Николаевича и вменяем ему в вину:
* действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное
нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых
законом интересов общества и государства;
* применение насилия и угрозы его применения;
* применение оружия и специальных средств с причинением тяжких последствий.
Мы вменяем ему жесткое обращение с военнопленными, гражданским населением
и разграбление имущества.
Мы вменяем ему использование своих служебных полномочий вопреки интересам
службы при том, что эти деяния совершены исходя из личной политической
заинтересованности и повлекли тяжкие последствия.
Мы вменяем халатность, означающую неисполнение своих обязанностей вследствие
недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшую за собой
смерть людей и другие тяжкие последствия.
Перечисленные обвинения кодифицируются:
частью 2 и 3 статьи 286 УК РФ;
частью 1 статьи 356 УК РФ;
частью 2 и 3 статьи 285 УК РФ;
частью 2 статьи 293 УК РФ,
а также соответствующими статьями УК РСФСР, действующего на момент осуществления
этих деяний.
При этом мы не хотим оспаривать Постановление КС РФ от 31 июля 1995
года, согласно которому признано, что Указы Президента РФ о восстановлении
конституционного порядка на территории Чеченской республики не противоречит
конституции РФ.
Однако Конституционный Суд РФ решал другую задачу, более узкую: он проверял
тексты указов. Содержание и последовательность действий Президента
как высшего должностного лица и Верховного главнокомандующего, решения
Президента, которые проявляются не только в текстах Указов, Суд в рамках
своих полномочий не проверял и не анализировал.
В указах не определен объект их действия и никоим образом не обозначены
рамки
их выполнения. Ельцин тем самым предопределил будущий масштаб жертв
и разрушений и высказал свою готовность к этому.
В своих многочисленных выступлениях и заявлениях декабря 1994 года Президент
продемонстрировал осведомленность о тех жертвах, которые повлекут
за собой его решения.
Доказательной базой выдвинутых обвинений мы считаем следующее.
Первое. Преступная халатность, приведшая к передаче оружия.
В своем выступлении А.А. Котенков обосновывает действия Президента
в Чечне тем, что с осени 1991 г. по июнь 1992 г. дудаевские формировании
осуществили насильственный захват оружия и военных объектов на территории
Чечни. Однако мы считаем, что это не стихийное бедствие, к которому федеральная
власть не имела никакого отношения.
Мы считаем, что именно бездействие федеральных властей в конце 1991
- первой половине 92-го года стало причиной формирования в Чечне боеспособной
армии. В июне 1992 года специальной шифрограммой Министерства обороны России
Дудаеву была оформлена передача вооружений тяжелого типа.
Второе. Отказ от переговоров.
Вплоть до 1994 года Ельцин поддерживал обычное ведение дел с Дудаевым
как руководителем субъекта федерации. Но с 1994 года и до гибели Дудаева
он категорически отказывался от прямых переговоров с Дудаевым. Хотя хорошо
известно, что их личная встреча могла помочь избежать огромных жертв. Неспособность
Ельцина переступить через личную неприязнь к Дудаеву стала причиной гибели
тысяч людей.
В том, чтобы воевать, вместо того, чтобы встречаться, когда есть хотя
бы минимальный шанс решить политический вопрос миром, мы видим серьезное
превышение должностных полномочий президента.
Да, мы безусловно согласны, что нужно защищать целостность государства,
но нужно уметь ее защищать.
* Необходимо стопроцентное соблюдение всех законов и правовых процедур;
* максимально возможное использование мирных политических средств разрешения
конфликта;
* необходимо наличие дееспособных силовых структур, подготовленных для
предупреждения и профилактики возникновения подобных ситуаций.
При отсутствии всех этих условий любые попытки восстановить так называемый
«конституционный порядок» приводят к массовой гибели ни в чем не повинных
людей, триумфу вооруженного сепаратизма, деградации и дискредитации государства
в целом.
Третье. Власть до сих пор отказывается сообщить число и имена жертв.
Власть до сих пор отказывается предъявить документы, которые свидетельствуют
о личном участии президента в принятии решений, в частности, протоколы
Совета Безопасности продолжают оставаться засекреченными и нигде не опубликованы.
Понятно, что само по себе желание скрыть что-либо по столь важному для
всего общества поводу, не свидетельствует в пользу Президента.
Более того. Мы располагаем доказательствами того, что ни тени раскаяния
в содеянном, ни тени сочувствия к жертвам преступной политики Президент
не испытывает.
В городе Ростове в лаборатории № 24 в настоящее время в морозильниках
находятся 270 неопознанных трупов российских военнослужащих и более ста
трупов гражданских лиц. До сегодняшнего дня, уже почти три года после окончания
гражданской войны, Борис Николаевич Ельцин не нашел средств хотя
бы для того, чтобы опознать имена и захоронить тех, кого сам толкнул на
смерть.
Родственники и близкие этих людей лишены даже возможности оплакивать
своих сыновей на могилах. Значит, эти люди для Президента - мусор, мы все
для Президента — мусор и строительный материал для его слабеющей безграничной
власти.
Скоро год длится процедура отрешения от должности - Президент не увеличил
ни на одну копейку средства на опознание, захоронение, эксгумацию его солдат
и граждан России, погибших в Чечне.
Этому циничному и наглому ощущению безнаказанности государства перед
погибшими и их семьями должен быть дан ответ. И наш ответ - голосование
за выдвижение обвинения такому президенту.
Ответственность за эту войну несут не только Ельцин и режим Дудаева.
Ее несут еще военные руководители, отдававшие и выполнявшие преступные
приказы, глава правительства Черномырдин, его заместители, министры, несут
эту вину и политики, одни из которых поддержали эту войну, другие не захотели
остановить, а третьи - не смогли.
Посмотрите результаты голосований 13 декабря 1994 г., 19 декабря 1994
г., 21 декабря 1994 г., 21 января 1995 г. - все эти голосования и в Государственной
Думе, и на ее Совете были провалены большинством от КПРФ и их союзников.
Вот вам и забота о жертвах войны.
Однако и мы «ЯБЛОКО» несем ответственность, потому что сделали не все
возможное, не все наши ресурсы были брошены на прекращение бойни.
Поскольку уже никто не может исправить то, что случилось, - есть только
одна ответственность - создать такие условия, при которых случившееся никогда
не повторится.
Мы, «ЯБЛОКО», считаем себя обязанными сделать все возможное для того,
чтобы максимально уменьшить вероятность повторения таких трагедий будущем.
Мы обязаны сегодня создать прецедент наказуемости власти за преступления.
Неотвратимая
ответственность и наказуемость власти за преступления перед собственным
народом и есть настоящая демократия.
Особо хочу остановиться на событиях 1993 года. Мы относимся к ним очень
серьезно. Мы считаем, что поведение властей с обеих сторон было настоящим
доведением до братоубийства. Но 23 февраля 1994 года Государственная Дума
РФ по инициативе Коммунистической партии при полной ее поддержке, 95 %
голосованием, объявила амнистию. Пересмотр амнистии — очень опасная процедура.
Ельцин безусловно подпадает под эту амнистию, как и многие вышедшие из
тюрьмы и сидящие теперь в этом зале.
Мы не поддерживаем другие обвинения, считая их юридически недоказуемыми
и по существу политическими обвинениями, обусловленными конъюнктурой. Ошибки
Ельцина, допущенные в ходе реформ, исключительно серьезны, иногда фатальны.
Они привели и к банкротству страны, и к обнищанию граждан, и к тому, что
люди в стране стали ничем. Но он не имел намерений никого уничтожать
и ликвидировать. Он не имел такой сознательной цели. Его небрежность
к человеческой жизни относится к нравственной и политической оценке, а
не юридической.
Эти безразличие и небрежность является давней традицией вождей коммунистов-большевиков,
из которых он вышел и с которыми связана вся его политическая биография.
Коммунистический режим во главе со Сталиным умышленно лишил жизни десятки
миллионов граждан разных национальностей. Сталин и Коммунистическая партия
умышленно уничтожили лучших представителей рабочих, крестьян, интеллигенции.
И если уж касаться национальностей, то абсолютное большинство этих людей
были русские. Десятки миллионов людей, погибших во время гражданской войны,
коллективизации и репрессий 30-х годов, изгнание целых народов — вот реальная
картина подлинного геноцида народов России.
Партия, провозглашающая своими историческими вождями и героями Ленина
и Сталина, идеологов и организаторов массовых преступлений против человечности,
с циничной гордостью принимает на себя ответственность за эти злодеяния.
Эта партия уничтожила десятки миллионов людей в нашей стране, привела ее
к развалу — она не имеет права на власть в России. И никакой импичмент
ей не поможет!
|