Мы с тревогой констатируем, что политическая линия военного альянса
НАТО в югославском конфликте свидетельствует о глубоком моральном и интеллектуальном
кризисе политического руководства западных стран.
Крушение советского блока, исчезновение глобальной всемирной противодействующей
силы привело к тому, что на передний план в мире вышли локальные и этнические
конфликты. Это свидетельствует, что ни Северо-Атлантический союз, ни большая
“семерка” не нашли эффективных политических способов реакции на эти события.
Более того, действия этих стран привели к деформации общесвенно-политических,
моральных ценностей, к искажению тех основ, которые долгое время считались
основами демократического устройства. Одно из самых ярких проявлений такого
искажения - оправдание допустимых издержек.
Наша страна перенесла множество трагедий именно потому, что долгое время
в политике властвовал принцип “цель оправдывает средства”. Мы знаем цену
действиям по этой формуле. Сегодня она - еженевный способ объяснения поступков
и провалов действия Североатлантического союза.
В Югославии от бомбовых ударов НАТО погибли уже сотни людей. Среди них
много тех, кого НАТО якобы взялось защищать. Эти жертвы западная политическая
риторика называет трагическими ошибками, списывая их в разряд допустимых
издержек. В этой связи мы заявляем: история коммунистического режима в
России лучше других научила нас: никакие жертвы якобы во имя прав человека
не могут привести к храму. Никакие “допустимые издержки” недопустимы. Эти
оправдания не могут быть приняты.
Вторая особенность - это существование двойного стандарта. Если допустимые
издержки и двойной стандарт применяются НАТО для достижения своих политических
целей, то мы вправе будем сделать вывод: эти политики отказываются от основополагающих
гуманистических ценностей, к которым европейская цивилизация шла веками.
Мы заявляем, что тяжелейший политический и жизненный опыт народов нашей
страны показывает: для достижения мира двойной стандарт неприемлем.
Двойной стандарт и раньше просматривался в действиях западных стран,
но сегодня он стал совершенно очевиден. Летом 1995 года Хорватия напала
на Сербскую Краину, которая находилась в то время под защитой миротворческого
контингента ООН. Эта агрессия сопровождалась не только зверствами против
мирных жителей и массовым изгнанием сербов с их территории, но даже убийствами
представителей миротворческого контингента ООН. В ответ на эти действия
Хорватии НАТО не только не предприняло каких-либо действий - ведущие западные
страны во главе с США продолжали поддерживать Хорватию, ограничиваясь лишь
мягкими просьбами президенту Туджману не нарушать права человека.
Такая же политика проводилась по отношению к сербам в Боснии и Герцеговине.
Вот двойной стандарт: этнические чистки осуждаются странами НАТО только
в том случае, если они проводятся политически нелояльными государствами.
Прозападная ориентация дает любому государству индульгенцию на совершение
преступлений против человечности.
Мы можем говорить и о других двойных стандартах. Например, о двойном
стандарте в Турции по отношению к курдам. По крайней мере, в Югославии
другие национальности, помимо сербов, не исключены из действия Конституции,
как это сделано в Турции по отношению к курдам. Но эта страна - член НАТО,
и поэтому к ней совсем другой подход.
Мы со всей ответственностью заявляем, что такая политика не является
для нас ни моральным, ни политическим авторитетом. Такая политика показывает
бессмысленность применения военной силы странами, которые нарушают основополагающие
ценности свободы и демократии.
И, наконец, мы не можем не сказать о попрании норм международного
права. На наших глазах один блок, состоящий из ряда ведущих стран,
своевольно, без необходимых санкций ООН, без решений каких-либо международных
организаций решает применить военную силу по отношению к другой стране.
К чему же приводят такие решения? Решения, при которых нарушается и устав
ООН, и даже устав НАТО, приводят к тому, что другие страны начинают чувствовать
себя в потенциальной опасности. Они начинают понимать, что на усмотрение
какого-либо военного блока такие же меры, такие же полицейские действия
могут быть применены и к ним, если кому-либо что-то не понравится в их
внутренней политике. Это приводит к тому, что многие страны начали пересмотр
своих военных доктрин в сторону увеличения армии и модернизации вооружений.
Все это чревато увеличением конфликтов и расширением географии вооруженных
столкновений.
Нарушение со стороны НАТО международных норм и законов не является лишь
случайностью. Это события венчают цепь подобных рассуждений, когда во имя
ложно понятых политических целей становится возможными любые действия.
|