Г.Я.
Дорогие друзья! Я признателен вам за внимание, но на самом деле мы действительно
считаем, что ситуация, постепенно развивающаяся в связи с заявлениями относительно
объединения России и Белоруссии чрезвычайно тревожной. Мы хотим обратить
внимание и подчеркнуть, что бездумная, непродуманная политическая авантюра
по объединению двух государств безусловно будет иметь очень тяжелые последствия
для России и Белоруссии. Мы считаем, что, если политическое объединение
двух государств произойдет в ближайшее время, то оно приведет Россию к
последствиям гораздо более тяжелым, чем то, что произошло и происходит
с Чечней и будет иметь для России более тяжелые последствия, чем отделение
Чечни.
Мы хотим напомнить о том, что Белоруссия – это самостоятельная, особая,
отдельная, реально существующая страна. Это вовсе не Россия. Мы хотим сказать,
что белорусы имеют собственный язык, собственную культуру. Многие из них
католики. Многие из них униаты. Сегодня это совершенно отдельное и самостоятельное
государство. И даже Сталин, который запрещал обучение на белорусском языке,
не осмелился ликвидировать Белоруссию как государство.
Мы знаем, что народы России и Белоруссии – это братские народы. Мы связаны
многовековой историей, мы связаны кровью Великой Отечественной войны, мы
связаны трагедией Чернобыля. Но именно потому, что мы – братские народы,
мы не считаем возможным отнимать у белорусов государственность. Белорусы
дорожат своей государственностью даже в том случае, если на сегодняшний
день не все из них отдают себе в этом отчет. Если действительно белорусы
– наш братский народ, то лишать их государственности было бы преступным.
Мы хотим еще заявить, что, изучив документы, представленные на сегодняшний
день – хотя их вовсе недостаточно, - мы хотим подчеркнуть, что это
будет не объединение равных государств, это будет аншлюс. Никакого равенства
в этом объединении быть не может. Таково реальное положение дел. Последние
десять лет Беларусь и Россия развивались очень по-разному, с разным темпом,
с разным движением. И никакие механические действия на сегодня, кому бы
они ни были выгодны в политических целях и для политических спекуляций,
не могут отменить это обстоятельство. Нужен очень серьезный, глубокий,
многолетний процесс, который может привести в итоге сначала к экономической
интеграции, а затем и к политическому союзу. Мы выступаем за экономический
союз. Мы готовы создавать политический союз государств. Но мы категорически
против и предупреждаем о чрезвычайно опасности слияния двух государств
и лишения Белоруссии государственности.
Для этого мы и хотим сегодня еще раз подчеркнуть: и экономические, и
политические последствия теперь уже для России будут очень и очень тяжелыми.
Объединение двух государств и лишение Белоруссии государственности будет
означать резкое повышение напряженности в России и очень серьезные экономические
трудности. «Яблоко», со своей стороны, предлагает вновь, как это мы уже
делали не раз, рассмотреть вопросы создания Экономического сообщества или
союза между Россией, Белоруссией и многими другими бывшими республиками
СССР. Это совершенно необходимая вещь. Правило должно быть следующее –
политическое сближение, политическая интеграция, политические союзы не
должны и не могут опережать экономические. Сначала должно идти расширение
и углубление экономических связей, а уж затем решение всех политических
вопросов.
Кроме того, мы обращаем внимание на то, что предлагаемые действия по
объединению двух государств являются по существу нарушением российской
Конституции. Для России это будет иметь разрушительные последствия. Российской
законодательство снова станет аморфным. Россия как государство снова превратится
в нечто конца 91-го – начала 92-го года. Внешнеполитические последствия
и последствия с точки зрения безопасности нашей страны будут крайне негативными.
Рыхлая, беззаконная структура, которая появится в результате такого объединения,
будет крайне отрицательно влиять на состояние нашей экономики и на внутреннюю
политику Российской Федерации. Мы призываем все политические силы России
– и обращаемся с тем же к братскому народу Белоруссии – проявлять сдержанность
и исключительную внимательность к этому процессу. И не позволять
политическому интриганству взять верх и провести нечто, что будет потом
в умах народа этакой Беловежской пущей наоборот. Последствия будут еще
более сокрушительными для России, нежели последствия Беловежской пущи.
Последнее: «Яблоко» разработало и внесло на обсуждение, направило и
российскому руководству, и руководству Белоруссии проект документа, который
называется «Проект договора об экономическом союзе». К нему подготовлены
целый ряд соглашений, подготовлены и разработаны специальные механизмы.
Действительно, для приведения всего этого в действие понадобится несколько
лет. Поэтому мы предлагаем постепенное, безболезненное и эффективное
решение этого вопроса.
Еще раз: мы за экономический союз. Мы за сближение и взаимодействие
двух государств. Мы против объединения в одно государство и лишение Белоруссии
государственности. Благодарю вас, я готов ответить на ваши вопросы.
Вопрос: О каких конкретных экономических противоречиях идет речь?
Г.Я. У нас сегодня очень различная структура производства. У нас
стоят очень различные проблемы перед бюджетом и денежным обращением. У
нас совсем разные структуры долгов. У нас на сегодняшний день существенно
отличается структура цен. Для сближения во всех этих направлениях
нужен длительный процесс работы над законодательствами и выравнивания разных
уровней доходов, зарплаты, разного регулирования малого и среднего бизнеса.
У нас разные масштабы государственного сектора и так далее. Это потребует
длительной и очень серьезной работы.
Скажите пожалуйста, у вас есть конкретная информация о планах провести
процесс объединения до парламентских и президентских выборов с проведением
референдума об объединении? И какая форма вас тревожит, если будут создаваться
наднациональные структуры? Может ли получиться, что нынешний президент
сохранит власть по принципу того, что было в Югославии?
Г.Я. Определенные аналогии с Югославией здесь существуют. Они
имеют ограниченное значение, но существуют. Конечно, отношения между русскими
и белорусами вовсе не такие – к счастью, - какие можно было наблюдать между
сербами и албанцами, проживающими в Косово. Тем не менее, действия Милошевича
по ликвидации автономии в Косово, которые потом в итоге привели к этой
войне, напоминают действия, которые могут быть предприняты и в отношении
Белоруссии. И в этом отношении вся эта конструкция является чрезвычайно
опасной. Вы только что видели урок – к чему это приводит.
Что касается использования объединения России и Белорусии для решения
каких-то политических задач – например, сохранения Ельцина у власти
на следующий неограниченный, непонятно даже какой срок, - то исключить
это невозможно. О Это очень похоже на то, что может быть придумано. Какие-то
конкретные планы выражаются только в том, что эта идея транслируется постоянно.
То Степашин сделает заявление, то сам Ельцин скажет, то Лукашенко предупреждает
о том, что он срочно уходит на Запад, поэтому нужно успеть до этого что-нибудь
здесь заключить. Эти действия предпринимаются постоянно и это свидетельствует
о том, что это – не какая-то случайная вещь, а Кремль как бы сам себя все
время затаскивает в эту историю. Ведь она началась когда-то с очень простого
дела: с предвыборных шоу, которые проводил Борис Николаевич с Александром
Лукашенко накануне выборов 1996 года. Между тем Лукашенко стал использовать
эти предвыборные высказывания Ельцина как руководство к действию. И это
уже превратилось в некую квазиполитику.
В
этой связи, кстати, я хотел обратить внимание еще и на то, что такие отношения
с Белоруссией приводят еще у двум тяжелейшим последствиям для России. Одно
из них – внутреннее. Это то, что связано с нашими федеративными отношениями,
с субъектами Федерации, которые – если этот процесс будет продолжаться
на таком же уровне, поставят перед страной такого рода проблемы, которые
могут привести в итоге к созданию в России конфедеративного государства.
Это вещь чрезвычайно опасная и в России найдется достаточное количество
региональных лидеров, которые попытаются использовать этот процесс именно
в таких целях. Второе – это внешние обстоятельства. Такой перекос
и такая, я бы сказал, авантюристическая политика взаимоотношений с Белоруссией
приводит к тому, что собственно наши отношения со всеми остальными странами
СНГ приходят в совершенно абсурдное состояние. То есть из-за этих
политических авантюр мы теряем отношения со всеми остальными в еще большей
степени. Что еще раз доказывает, что процесс взаимоотношений и интеграции
должен быть плавным, сбалансированным, ориентированным постепенно на всех.
Политика Кремля, который делает постоянные преференции то одному, то другому,
отзывается нам теперь исключительно болезненно в наших отношениях
со всеми другими республиками СНГ. Поэтому и в этом отношении следствия
будут очень тяжелыми: не только появление очагов напряженности на
территории Белоруссии после такого политического объединения, не только
внутренние проблемы с нашей Федерацией и превращение страны в конфедерацию,
но это еще и проблемы распада отношений вокруг России в целом на уровне
СНГ.
Никаких других более конкретных планов я не могу вам привести. Сплетней
мне пользоваться не стоит. Совершенно очевидно можно сказать, что работа
в этом направлении идет и она может в любую минуту стать очень опасной.
Мы уже знаем, как это делается – это делается в одну ночь. Мы проснемся
с вами и нам объявят, что мы теперь живем в каком-то совершенно другом
государстве и в каком-то другом союзе. Мы заявляем, что это – вещь антиконституционная.
И если это будет сделано, то исходя исключительно из политических целей
или политических интриг двух руководителей. Которые, кстати говоря, вовсе
не должны объединять российский народ с белорусским, потому что мы и так
объединены без них. Мы объединены с белорусским народом многолетней, многовековой
историей: и великой войной, и трагедией Чернобыля. Нам не нужно, чтобы
нас объединяли Ельцин и Лукашенко.
А вообще говоря, всякие интеграционные процессы и всякие серьезные преобразования
нужно делать уже после Ельцина. Сейчас перед нами стоит только одна задача:
дойти до выборов и переизбрать президента. И после Ельцина уже можно будет
заниматься всем остальным. Главное – не дать сорвать эти выборы.
Важно очень их провести и сделать все это в пределах Конституции. Всякий
выход за конституционное поле приведет к очень тяжелым последствиям. Пожалуйста,
еще вопросы.
В Белоруссии происходит нарушение прав и свобод. Россия должна ждать,
пока это прекратится, или помочь братскому белорусскому народу?
Г.Я. Россия не должна вмешиваться во внутренние дела других государств.
Но Россия должна отстаивать права и свободы граждан в Белоруссии так же,
как она отстаивает права и свободы граждан, скажем, в Югославии или в любой
другой стране. Она должна отстаивать права и свободы граждан и в Казахстане,
и в Закавказье, и в Китае, и в Индии и вообще в любой стране мира.
В том числе в Белоруссии. Это общая политика приверженности принципам Декларации
прав человека.
А насколько сильно можно повлиять на это?
Г.Я. Все должно делаться в соответствии с международными нормами. Россия
не должна вмешиваться во внутренние дела других государств.
Неделю назад в Минске прошел традиционный совет производителей двух
стран. На нем было заявлено, что возрождению экономики двух стран мешает
только одно: нет единства. И директорский корпус двух стран заявил, что,
для того, чтобы возрождались экономика и промышленность, нужно объединиться.
Известно ли вам об этом съезде и как вы можете прокомментировать эти заявления
директоров?
Г.Я. Я считаю, что разрыв хозяйственных связей, который произошел в
1991 году – вещь исключительно губительная. И люди, которые провели Беловежскую
пущу и затем вырвали Россию из контекста всех экономических отношений со
всеми бывшими союзными государствами, являются преступниками, которые нанесли
дополнительный удар по экономике России и всех стран бывшего СССР.
Второе: я уже подчеркивал и еще раз хочу подчеркнуть – я безусловно
настаиваю на том, что необходим экономический союз, действия в едином экономическом
пространстве. Специальный договор такой разработан, опубликован и существует
с октября 1991 года. Он даже был подписан. В противном случае все это –
пустые заявления. А что касается создания надконституционного органа, то
это не имеет отношения к директорам. Надо создавать расчетные системы,
платежные системы, надо стремиться к банковскому союзу. Надо вот эти вопросы
решать, а не останавливаться на уровне вопросов о том, кто будет главнее
– Лукашенко или Ельцин.
У меня два вопроса. Один касается ситуации, сложившейся на Северном
Кавказе. И второй вопрос – относительно возможности захоронение тела Ленина?
Как вы сами к этому относитесь? И пойдет ли на это Ельцин?
Г.Я. Что касается Северного Кавказа, я считаю ситуацию чрезвычайно опасной.
Я считаю, что должен быть рассмотрен вопрос – я хотел бы, чтобы вы обратили
внимание на каждое слово, которое я скажу, потому что это очень важно –
рассмотрен вопрос о введении чрезвычайного положения на всех территориях,
прилегающих к Чечне. На всех российских территориях, прилегающих к Чечне.
Этот вопрос должен быть подробно рассмотрен. А вообще, пора заниматься
строительством границы. Вот если выбирать из двух дел, на что лучше выбрасывать
деньги, то лучше строить границу, чтобы защищать граждан в Ставрополе,
а не создавать новые очаги напряженности в Белоруссии. Вот выбор, который
понятен и должен быть реализован.
Что касается захоронения Ленина, я ничего не могу вам сказать.
Это летняя затея президента.
Как вы думаете, чем обусловлена такая невероятная спешка по заключению
союза с Белоруссией? Такое впечатление, что это просто аврал и они хотят
это сделать до выборов? И второе: какова ваша позиция по поводу создания
министерства по печати, которое будет возглавлять Лесин? Что это означает?
Г.Я. Спешка связана с тем, что создание каких-то объединительных вещей
между Белоруссией и Россией приведет к неразберихе, а в мутной воде легче
ловить рыбу. Легче проводить выборы. Легче морочить голову. Легче не проводить
выборы. Легче оставаться после всяких сроков. Можно стать каким-нибудь
императором в связи с созданием новой империи. Можно еще что-нибудь придумать.
Поскольку вы выходите из всякого законодательного, конституционного и другого
пространства куда-то в сторону, то там можно вытворять все, что угодно.
Это такой способ отвлечения внимания от насущных проблем: собственно от
выборов, от тех задач, которые сегодня стоят перед Россией.
Что же касается министерства, то это попытка руководить всеми СМИ, государственными
в частности, для решения каких-то политических задач. Это для того,
чтобы иметь рычаги в одном месте. Но это собственно к СМИ не имеет никакого
отношения, потому что задача стоит совсем в другом. Она в двух аспектах.
Первый – освобождать СМИ от финансовой зависимости от политических структур,
то, что сегодня у нас есть. А вторая задача – это создание реального
публичного телевидения, то есть публичных корпораций, находящихся в независимом
состоянии. Государство лишь участвует в них, и они не находятся под контролем
каких-либо финансово-политических группировок.
То есть вы считаете, что создание этого министерства – позитивно?
Г.Я. Нет, я считаю, что это безразлично. Это не свидетельствует ни о
чем хорошем, но не свидетельствует и вообще ни о чем. Пусть будет еще одно
министерство правды. У нас есть министерство демократии – это Центризбирком.
У нас должно быть министерство правды. У нас еще будут какие-нибудь правильные
ведомства.
Скажите пожалуйста, не могло бы объединение России и Белоруссии дать
толчок нормализации белорусской жизни?
Г.Я. Я думаю, что объединение России с Белоруссией приведет к уменьшению
демократии в России, а не к увеличению демократии в Белоруссии. Все, спасибо
большое.
|