V.
Принято говорить о том, что главный вопрос взаимоотношений между Западом
и Россией, между Германией и Россией - это вопрос финансовой помощи, помощи
в ее экономических преобразованиях. Это неверно.
Финансовая помощь, при ее огромной важности и нашей признательности
за то, что она была оказана в последние годы, не является ключевым элементом,
определяющим роль Германии в развитии российского общества и становлении
российской демократической государственности. Гораздо важнее для России
интеллектуальная, моральная и политическая поддержка позитивных процессов,
которые у нас происходят. И это говорю вам я, экономист, для которого,
казалось бы, самым главным должны быть кредиты, реструктуризация долга,
займы... Нет, не это сегодня может переломить ход событий.
Неблагоприятная тенденция в отношении российского общества к Западу
началась в 1992 году, на том пике практически неограниченного кредита доверия
к нему, о котором я говорил выше. В это время западные страны изменили
некоторые принципиальные подходы к своим взаимоотношениям с Россией. Это
изменение в значительной мере было вызвано тем, что Запад принял желаемое
за действительное и посчитал, что в России уже произошла демократическая
революция, существует демократически избранный президент, демократическое
правительство, что Россия является страной, где власти реально представляют
если не все, то по крайней мере большую часть общества. Из этого следовало,
что способ взаимодействия с этой страной отныне не должен отличаться от
способов, принятых во взаимоотношениях между демократическими государствами,
в которых всегда или с перерывами, но уже сотни лет, демократия существовала.
Так Запад отказался от подхода, который он практиковал многие десятилетия,
когда считал необходимым разговаривать не только с представителями официальных
властей, но и с советскими людьми, говоря им немало правдивого, принципиально
верного, добиваясь таким образом очень высокого кредита доверия. В результате,
и это не удивительно, произошло сужение общественных контактов. Все внимание
Запада оказалось сосредоточено на контактах с двумя-тремя фигурами из высшего
руководства России. Естественно, что неудачи и провалы российского руководства
в экономических реформах, кульбиты его политической линии в глазах значительной
части россиян СТали ассоциироваться с политикой Запада в целом, постоянно
выступавшего в поддержку конкретных личностей в российском руководстве.
Сценарий встреч с нашим президентом крупнейших политических деятелей
западных стран, приезжающих в Москву, был упрощен до чрезвычайности. На
вопрос о том, что же сегодня происходит в России, ответ звучал примерно
так: мы проводим радикальные преобразования, радикальные реформы, После
этого следовали поздравления, объятия и пожелания успехов.
То, что было жизненно важным и принципиально необходимым для российского
общества: стремление Запада действительно понять проблемы, с которыми столкнулась
Россия в этот тяжелейший переходный период, осознать, что означает для
большинства россиян 2500 % инфляции за год, что значит для огромной части
российского общества перечеркнуть то, чему люди посвятили десятки лет своей
жизни, постичь трагедию ускользающих перспектив, утраты веры в собственные
силы - все это начисто отсутствовало в подходах западных политиков к российской
действительности.
У многих россиян это создало ощущение, что на Западе живут люди, достойные
уважения за то, что смогли создать для себя хорошую жизнь. Однако к нам
здесь, в России, это не имеет никакого отношения. «Они» далеки от наших
проблем, не знают, а может быть, и не хотят знать, что происходит в нашей
стране.
Что же является главным в поддержке наших реформ, что может существенно
повлиять на то, как определится Россия? На первое место я бы поставил такое
простое и хорошо известное слово, как «правда». Для демократических реформ
в России исключительно важно, чтобы Запад, Германия всегда были в состоянии
как можно более определенно говорить, что «черное» - это «черное», а «белое»
- это «белое». Подробно и открыто объяснять, что диктует исторический опыт
последних 50 лет борьбы за уничтожение в Германии нацизма, разъяснить,
в том числе и политически, что же на самом деле является демократическим,
приемлемым, а что таковым не является.
Самым ярким примером отсутствия такого состояния откровенности явилась
чеченская война. Да, мы знаем, что многие германские политики крайне негативно
отнеслись к этим событиям. И вы знаете, что большинство граждан российского
общества не поддержало эту авантюру российского руководства и ратует за
прекращение этой войны. Однако в самые тяжелые месяцы начала кровавой войны
в Чечне прямых и четких заявлений со стороны руководства Германии, как
и других стран Запада, так и не последовало. Это выглядело как аванс или
как молчаливое поощрение той части российского руководства, которое выступало
за эскалацию Конфликта. Правды в оценках, четкости в ориентирах, своевременности
реакции - вот чего мы ждем от Германии.
К сожалению, Чечня явилась лишь продолжением ранее начатого курса, который,
по крайней мере публично, не был отмечен на Западе. Новая политическая
элита, пришедшая в Кремль в конце 1991 года, почти сразу же попыталась
править, по существу, старыми авторитарными способами, опираясь на тот
же косметически обновленный, еще интенсивнее размножающийся, выходящий
из-под контроля бюрократический аппарат. В результате вместо решительных
действий по углублению экономических реформ и демократизации государственной
власти была развернута очень личностная политическая конфронтация, приведшая
в конечном счете к октябрьскому кровопролитию в Москве.
С моей точки зрения, Германия наряду с лидерами ряда других стран совершила
в тот момент стратегический просчет. Они безоговорочно сделали ставку на
личность Ельцина и поддержали отмену конституции, разгон, а затем и танковый
расстрел парламента, т. е. серьезнейшие нарушения демократических норм,
якобы ради продолжения демократических реформ. При этом как-то забылось,
что демократия опирается не на конкретных лидеров, которые меняют свои
взгляды и заменяются на постах, а на определенные принципы, правовые нормы
и традиции. Октябрь 1993 года создал в этом плане очень плохой прецедент
для России.
Для экономических реформ это не принесло ничего хорошего. А во внутриполитическом
плане в конечном итоге привело к войне в Чечне. Логическая связь московских
залпов 1993 г. и грозненских бомбардировок 1995 г. сейчас очевидна. Мы,
демократическая оппозиция, с самого начала выступили против чеченской авантюры,
но ее с военторгом, открыто и скрыто поддержали именно те, против кого
вроде бы Кремль предпринял антиконституционные акции в 1993 г. Это лучше
всего характеризует и природу войны в Чечне, и эволюцию нынешнего правящего
режима в России.
Еще один миф, который я хотел бы сегодня опровергнуть, - о якобы стоящей
перед Западом необходимости выбора между демократией и стабильностью в
России. И октябрьский кризис 1993 г., и декабрьский кризис в Чечне 1994
г. показали, что такой дилеммы не существует. Нестабильность в России и
в экономическом, и в военно-политическом отношениях, проистекает прежде
всего от недостатка демократии, произвола политического руководства, от
неконтролируемых действий бюрократии. Те, кто рассчитывает, что стабильность
в России можно обеспечить за счет свертывания демократии, не получат ни
демократии, ни стабильности. Об этом надо помнить в свете предстоящих парламентских
и тем более президентских выборов.
|