[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Выступления]
 
Пресс-конференция в Государственной Думе, посвященная альтернативному бюджету РФ на 2000 год
Москва, 27 сентября 1999 года
 
Г.Явлинский: Спасибо большое уважаемые коллеги, господа журналисты, что вы нашли возможность прийти. Мы хотели бы вам рассказать о нашем предложении. Фракция «Яблоко» внесла альтернативный проект бюджета на 2000 год. Мы хотели бы рассказать вам подробности и особенности этого документа. 

Мы исходим из того, что логика построения бюджетов последних шести лет оказалась ошибочной. В результате мы имеем на сегодняшний день государственные финансы в исключительно сложном, развалившемся положении. Мы имеем, в итоге, если говорить всерьез, банкротство нашей страны. Речь идет о том, что наш долг превышает возможности нашего государства его обслуживать и выплачивать. Фракция «Яблоко» не смогла поддержать ни одного раза правительственный вариант бюджета. На основе тех критических соображений, которые мы высказывали в адрес бюджетной политики правительства в течение последних пяти лет, мы подготовили собственные предложения и собственный проект бюджета. Мы предлагаем другую логику и, соответственно, другой бюджет. 

Каковы особенности документа, который мы предлагаем на рассмотрение?

Во-первых, альтернативный бюджет реализует важнейшее направление. Это – снижение налогов. Мы не раз обращались к этому вопросу. Снижение налоговой нагрузки в нашем варианте составляет, в целом, около 20%. При этом, подоходный налог с максимального уровня в 45%, снижается до 10%, налог на прибыль снижается до 20% против 30-35%, которые есть на сегодняшний день. Самое главное в налоговой политике, заключается в том, что снижение налогов не должно привести к снижению поступлений в бюджет. Это самое сложное и принципиальное условие. 

Увеличение поступлений в бюджет  необходимо получить, в первую очередь, от легализации теневой экономики и снижения налогового бремени. Налоговое бремя можно снизить только в том случае, если вся налоговая система будет работать на легализацию теневой экономики, а теневой сектор сегодня, как известно, составляет, по разным подсчетам, от 40% до 50%. Поэтому, снижать налоги надо так, чтобы это стимулировало легализацию теневой экономики. Это - ключевой момент всех инициатив «Яблока» по налоговой политике. Конечно, сразу их реализовать невозможно, но при изучении бюджета вы увидите, что мы устанавливаем не только 10% по подоходному налогу, но – главное – мы предлагаем начало налоговой реформы, направленной на снижение налогов и выведение экономики их тени.  В «Законе о бюджете…» записаны соответствующие поручения, а в «Пояснительной записке…» рассмотрены основные направления совершенствования всей налоговой системы. 

На этом построена не только политика подоходного налога, но и политика социальных платежей. В бюджете впервые предложены направления совершенствования социальных платежей, которые приводят, во-первых, к снижению отчислений, и, во-вторых, легализации доходов. Об этом уже не раз говорилось, но практически ничего не делалось или пытались это делать административным путем в виде поиска конвертов. 

Следующий отличительный момент нашего проекта бюджета – это замораживание долга. Наш бюджет исходит из того, что в будущем году Россия не должна брать новых кредитов, не увеличивать долг, и все свои усилия потратить на то, чтобы обслуживать долги, но не увеличивать суммы основного долга. У нашего проекта бюджета есть исключительная особенность, которой нет в правительственном проекте бюджета. Мы интегрировали в бюджет весь блок, связанный с внешним и внутренним долгом. Это все то, что у правительства находится в приложениях. Мы считаем очень важным политически, чтобы в самом бюджете был блок, посвященный и внутреннему, и внешнему долгу. 

Следующий отличительный момент – это прозрачность. «Яблоко» смогло сделать полностью прозрачной структуру бюджета. Что это означает? Все получатели денег приводятся в бюджете отдельной строкой. Мы закончили работу над соответствующим приложением к бюджету и будем его направлять дополнительным письмом в Правительство РФ и Министерство финансов. Суть этого документа – каждая строчка указывает - кто и сколько должен получить. Это то, чего не было ни в одном правительственном бюджете. Это было лишь в приложениях в разрозненном виде. Все статьи, там их полторы тысячи, приведены в полном объеме. Мы можем посмотреть, сколько средств конкретно идет на обслуживание, скажем, заместителя председателя Думы или отдельного депутата, на Президента или его помощников. Итак – прозрачность заключается в том, что мы предлагаем гораздо более детальную по всем целевым статьям расходов структуру.

Наша детальная ведомственная структура, прежде всего, выражается в самом важном вопросе. Это полная, насколько это возможно на данном этапе для нас, детализация расходов на оборону.

Сегодня мы считаем это ключевым вопросом. Основные статьи расходов на оборону прописаны с максимальной детальностью. Мы прописали по национальной обороне все до той детальности, которая в принципе возможна, если вы не работаете в самом Министерстве обороны. В условиях войны прозрачность военных расходов приобретает исключительную важность. Этому посвящено особое место в нашем бюджете. 

Четвертое направление – это заработная плата. В нашем бюджете изысканы возможности для повышения заработной платы всем бюджетникам. Это касается федерального бюджета на 40%, против 20% у Правительства. Отдельно выделен блок, который мы считаем особо важным. Мы предлагаем в два раза повысить денежное довольствие военным. При этом, хочу обратить ваше внимание, на то, что мы считаем необходимым на 4 миллиарда рублей увеличить расходы по «горячим точкам» для Министерства обороны, на 4 миллиарда для правоохранительных органов и 1 миллиард рублей выделить семьям погибших и пострадавших в военных конфликтах. Итак, в два раза повышение денежного довольствия военным, в два раза правоохранительные органы и прокуратура, в два раза профессорско-преподавательский состав и студенты. Общий фонд заработной платы увеличивается в 1.7 раза. Вот основные вещи, которые нам удалось сделать. 

Мы показываем на что мы особо увеличиваем расходы. Это наши приоритеты, которые «Яблоко» считает самыми главными. Это - безопасность. Я уже объяснил, в чем это выражается. Второй приоритет – это образование. Третье – судебная система. И четвертое – зарплата бюджетникам. Я предлагаю вам сопоставить это с приоритетами, т.е. увеличенными расходами, которые предлагает правительство. Первый приоритет – государственное управление. Правительство предлагает приоритетное увеличение расходов на международную деятельность. Правительство предлагает очень резкое увеличение расходов на государственные средства массовой информации и увеличение расходов на государственные резервы. 

Вот две системы приоритетов. С одной стороны – безопасность, образование, судебная система, зарплата бюджетникам. С другой стороны – государственное управление, международная деятельность, государственные СМИ и государственные резервы. Мы считаем, что приоритеты правительства должны быть пересмотрены. Кроме того, мы обращаем внимание на то, что в условиях, в которых мы находимся, мы отдельной строкой выделяем средства на эксгумацию и на проведение всех работ по поиску погибших во время Чеченской войны. Мы особо оговаривали это во время голосования по импичменту Президента. 

Итак, это наши основные приоритеты. За счет чего фракция «Яблоко» намерена предложить решать эти вопросы? Основные направления – это сокращение расходов на государственное управление, сокращение расходов на обслуживание государственного долга, в связи с неувеличением этого долга, изменение политики по внешнеэкономической деятельности – прекращение выдачи каких-либо кредитов. Важнейшим направлением является наведение жесткого экономического порядка на таможне. Здесь мы намерены идти очень жестко вперед. Потому, что в нынешних условиях без укрепления границы, без укрепления таможни создавать бюджет – это все равно, что носить воду в решете. Мы знаем, что очень многие силы в этом не заинтересованы. Но, тем не менее, мы настаиваем на том, что это является генеральной линией. Легализация теневого сектора и увеличение собираемости налогов в связи с их резким снижением и применением новых процедур при исчислении налогооблагаемой базы – вот тот круг вопросов, за счет которых мы намерены получить дополнительные доходы. 

Таковы основные параметры бюджета. Мы предлагаем вам посмотреть проект бюджета. Целиком он размещен в Интернете (http://www.yabloko.ru). Он открыт для вас, вы можете им пользоваться. Некоторые дополнительные моменты по этому бюджету будут показаны Игорем Юрьевичем Артемьевым – бывшим первым вице-губернатором Санкт-Петербурга по финансам и Сергеем Викторовичем Иваненко, который будет непосредственно вести весь бюджет «Яблока» в Государственной Думе. 

Игорь Артемьев: Мы представляем вам от имени фракции «Яблоко» бездефицитный прозрачный, т.е. антикоррупционный и социально-ориентированный бюджет. Я хотел бы в двух словах рассказать о тех параметрах, на которых мы базировались, разрабатывая этот проект бюджета. 

Вы видите сравнительный анализ правительственного варианта бюджета и альтернативного варианта «Яблока». Самый главный параметр – это рост ВВП. Мы говорим о том, что роста внутреннего валового продукта в будущем году в нашей стране ожидать не приходится. Мы считаем, что в основу проектировок федерального бюджета должен быть положен так называемый консервативный прогноз. Мы все вместе порадуемся, если нам удастся добиться увеличения производства и «Яблоко» предлагает такие меры. Но, при проектировании доходов и расходов нужно исходить их худшего. Главная цель бюджета «Яблока» – восстановление доверия граждан, юридических лиц, инвесторов к государственным финансам Российской Федерации. Мы закладываем более высокие параметры инфляции и роста курса доллара, чем предлагает проект Правительства. 

Каким образом распределяется налоговое бремя между субъектами Российской Федерации? Кто же будет нести основную тяжесть снижения налогов, когда это произойдет? Мы исходили из принципа паритета между федеральным и региональными бюджетами. В результате налоговой реформы, которую предлагает «Яблоко», в 2000 году соответствующее снижение налогов по бюджетам территорий составит 41 миллиард рублей (в проекте правительства – 14 миллиардов), а федерального бюджета 45. 

Основные показатели и отличия правительственного проекта бюджета от проекта «Яблока». Вы видите, что по уровню дефицита мы выходим на бездефицитный бюджет. Мы считаем невозможным проводить новые заимствования в следующем году, иначе как на рефинансирование прежних долгов. По доходам мы выходим на уровень близкий у уровню правительственного проекта. 

Изложены очень подробно все изменения в рамках налоговой реформы. Самое главное – снижение налогов. Мы настаиваем на кардинальном снижении количества налогов. Мы отменяем налог на приобретение транспортных средств, отменяется целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территорий, на  ЖКХ и многие другие. Они существенно затрудняют исчисление налогов и мешают нормальному развитию. 

И последнее. Это разница в приоритетах проекта «Яблока» и правительственного проекта. Спасибо.

Сергей Иваненко: Я два слова скажу о прохождении бюджета, в том числе и нашего варианта. в Государственной Думе. Мы добились того, что Совет Государственной Думы направил наш альтернативный вариант во все депутатские объединения и фракции, комитеты Госдумы и правительство. Работа над этим вариантом бюджета в Думе уже идет. В частности, состоялось несколько заседаний думской части согласительной комиссии, так называемой межфракционной комиссии. Этот проект бюджета, его основные характеристики докладывались на заседании этой комиссии. Они были доведены до правительства в лице первого вице-премьера Христенко и министра финансов Касьянова, их заместителей. Вчера состоялась встреча Явлинского, Степашина, Артемьева и меня с председателем правительства Владимиром Путиным. На ней мы в течение двух часов очень подробно обосновывали наши позиции по альтернативному бюджету. Председатель правительства выслушал это с большим интересом и дал конкретные поручения министерству финансов проработать те предложения, которые сделала фракция «Яблоко». Специфика рассмотрения проекта «Яблока» в Госдуме связана с тем, что по Конституции и по Закону о порядке рассмотрения бюджета, бюджет представляет Правительство. Поэтому, альтернативный проект бюджета, который готовит «Яблоко», в первую очередь адресован именно правительству. Именно на это мы делаем основной упор.

На данном этапе мы стремимся убедить правительство в правильности нашего подхода и ведем многочисленные консультации, конкретную работу, объясняем наши приоритеты. Я могу сказать, что наши аргументы находят отклик. Я считаю, что нет никаких непреодолимых препятствий для того, чтобы правительство приняло именно нашу логику подхода к решению бюджетных проблем. Безусловно, очень много зависит от политической воли, от того,  какой тип проведения бюджета  через Думу будет принят Правительством. 

Предыдущие пять лет мы имели дело, по сути, с торговлей Правительства с отдельными фракциями, отдельными депутатами. Проблемы государственные, задачи выхода из кризиса, макроэкономические проблемы оказывались далеко за стенами Государственной Думы. Речь шла о лоббировании отдельных поправок, инвестиционных проектов для депутатов, у которых есть фамилия, имя, отчество, принадлежность к фракции и конкретный избирательный округ. В результате, как правило, бюджет в Думе резко ухудшался после того, как он был внесен. Мы предлагаем сегодня Правительству другой вариант – очень жестко, серьезно вести разговор с народными избранниками и ставить перед ними вопрос. Что важнее сегодня для нас: выход страны из кризиса или опять рассчитывать на 245 голосов, с очень плохим бюджетом, который не решает ни одной проблемы? Мы предлагаем обществу и правительству бюджет, который, безусловно, не решает всех проблем, но хотя бы ставит вопрос о том, что эти проблемы надо решать. В частности, по национальной безопасности, по зарплате и ряду других позиций. Остальные вопросы мы буем решать позднее. 

Перспективы прохождения бюджета, с моей точки зрения, во многом, связано с голосованием 28 сентября в Госдуме. Если правительственный проект бюджета будет отклонен, то в согласительной комиссии будут конкурировать уже различные подходы к основным характеристикам бюджета. Если сегодня на данной стадии мы не можем вносить свой проект бюджета, то завтра, если правительственный проект бюджета отклоняется, наш вариант на согласительной комиссии будет рассматриваться наряду с теми вариантами, которое внесло правительство. 

Мы будем продолжать свою работу, убеждать Правительство и депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации в том, что надо принимать, наконец, документы, которые нужны стране, а не отдельным личностям. 

Газета «Ведомости»: Известно, что проект бюджета был практически готов уже месяц назад. Почему вы не внесли его еще тогда?

Г.Я.: Мы хотели приурочить внесение проекта бюджета к началу работы межфракционной комиссии Госдумы по бюджету. Кроме того, как вы знаете, в России были события, которые выходили за рамки обычной жизни. Поэтому бюджет в то время не был нашим приоритетом. Мы занимались другими вещами. К счастью, сейчас ситуация несколько спокойнее и мы считаем, что этот вопрос снова становится приоритетным. 

Агентство «Рейтер»: Вы просчитывали, как удастся убедить МВФ принять ваши условия? Насколько известно, ранее МВФ резко возражал против снижения налогов.

Г.Я.: Наши предложения расходятся с предложениями МВФ, причем, очень серьезно. Однако, мы готовы показать как можно сделать бюджет с гораздо меньшим дефицитом и с гораздо большим первичным профицитом, чем тот на который обычно соглашался МВФ. Одновременно, при гораздо более низких налогах. И это мы считаем самым интересным в нашем проекте бюджета. Мы готовы вести дискуссию. В будущем, Россия должна проводить экономическую политику по-другому. Она должна вырабатывать конкретные меры и убеждать в этом международные финансовые организации, а не идти к ним и просить рецепты, выпрашивая под эти рецепты деньги. Должна измениться система взаимоотношений между Правительством России и международными финансовыми организациями. Инициатива и содержательная часть должны быть на стороне российского правительства. Оно должно быть способным убедить МВФ в том, что оно делает. 

При этом мы понимаем, что 2000 год – это год выборов чрезвычайно важных для России и ее будущего. Мы полагаем, что особых революций и резких изменений делать, сейчас, не стоит. Однако, больше оставаться в таком положении, в котором мы находимся сейчас, больше абсолютно невозможно. Нужно начинать, шаг за шагом, реальные экономические реформы. Начало этим реформам мы хотели положить альтернативным проектом бюджета. Особым вопросом является прозрачность бюджета, что означает попытку восстановления доверия. Мы хотим, чтобы любой гражданин мог прочитать – сколько денег уходит на содержание того или иного чиновника, в каких направлениях расходуются его деньги, которые он отдает правительству страны? Тогда это можно контролировать. В противном случае, все остается закрытым, а это почва для продолжающейся коррупции, как это есть на сегодняшний день.

«Служба телевизионных новостей»: Вы предлагаете резкое снижение налогов. Вы просчитывали возможности налоговой системы собрать необходимое количество налогов?

И.А.: Это был один из наших базовых расчетов. Мы базировались на том, что оживление деловой активности лишь в небольшой степени скомпенсирует в 2000 году радикальное снижение налогов. Основной эффект от снижения налогов будет достигнут 2001-2002 годах. В наших проектировках мы вышли за пределы 2000 года до 2002 года. Упор надо сделать на получение дополнительных доходов от таможенных платежей, внешнеэкономической деятельности. Это подробно объясняется в «Пояснительной записке…» к бюджету. Наша принципиальная позиция – доходы государственного бюджета в 2000 году будут лишь немногим меньше, чем в проекте бюджета российского правительства. Это реально.

«Радио Свобода»: Вам известна реакция Министерства финансов, в частности, высказывание замминистра Кудрина, что такой бюджет неприемлем им носит, скорее, политический характер?
Где, все-таки, будет сложнее прохождение проекта бюджета – в Госдуме, Правительстве или Совете Федерации?

Г.Я.: Я не буду комментировать высказывания представителя Министерства финансов, поскольку, что же еще он может сказать? За него говорит практика бюджетного процесса в течение последних шести лет. Все бравые заявления по бюджету привели к тому, что бюджет российского государства находится в совершенно разваленном состоянии. Государственные финансы фактически неработоспособны. Страна стала банкротом. Вот ответ на вопрос, что делало Министерство финансов, каковы его представления? Они делают бюджет точно такой же, какой они делали раньше. Они идут дальше по тому же пути. Мы предлагаем изменять эту траекторию. Вылезать из той ямы, куда нас привели. Не зря наша фракция ни разу не дала ни одного голоса за бюджет на протяжении пяти лет. 

Конечно, у любого бюджета Российской Федерации будут большие проблемы. Потому, что страна является банкротом и невозможно построить красивый, всех устраивающий бюджет. Любым бюджетом кто-то будет обижен. Но, разница, с точки прохождения бюджета, между двумя документами заключается в следующем. Бюджет «Яблока» говорит – вот снижение налогов на 20%, прозрачность бюджета, приоритеты бюджета, замораживание долга, повышение зарплаты, расходы на боевые действия. На это мы сконцентрировали основные наши усилия. Если вы хотите это получить, голосуйте за этот бюджет. Мы не можем решить все проблемы на свете. Но, вот что конкретно мы можем решить и мы показываем – как. 

Правительственный бюджет действует по-другому. Они ничего не выделяют, ни о чем конкретно не говорят, ничего не предлагают. Они намерены протащить бюджет как обычно - через «переговоры» с различными фракциям, через различные способы подвижек фракций. Если вы ничего в бюджете конкретно не хотите решать, то вы не сможете его провести. 

Мы предлагаем другую логику. Да – все проблемы решить невозможно, но можно решить важнейшие проблемы. Ради решения этих проблем, давайте принимать этот бюджет.

Агентство «Рост»: Вы вчера признали, что мы стоим на пороге обострения терроризма, даже агрессии. В какой статье бюджета вы намерены уделить внимание повышению безопасности граждан, укреплению границ? Нужно ли увеличивать ассигнования на эти цели? 

Г.Я.: Мы считаем, что укрепление национальной безопасности – это наш первый приоритет. Посмотрите на расходы. По национальной обороне в нашем проекте рост на 55% больше чем в 1999 году, против 27%, которые предлагает Правительство. Мы это делаем по Министерству обороны, по МВД, по другим правоохранительным органам. В социальной части обеспечения военнослужащих, по всем основным направлениям. Но самое главное – если вы не можете  проконтролировать получение этих денег, вы можете их выделять сколько угодно. Вам только надо знать фамилии, кому вы выделили в Арбатском военном округе или рядом с ним. 

Агентство «Время»: Пять лет вы голосовали против всех бюджетов, которые вносило правительство. Только в 2000 году, когда проходят выборы вы решили внести свой альтернативный бюджет. Это случайное совпадение или нет? Если предположить, что ваш бюджет будет, все-таки, принят, уверены ли вы, что правительство в нынешнем составе способно этот бюджет выполнить?

Г.Я.: Мы смогли представить бюджет тогда, когда смогли его сделать. В Правительстве над бюджетом работают тысячи людей. Только в одном Министерстве финансов работают более полутора тысяч человек. Эти ресурсы несопоставимы с нашими. Кроме того, была огромная длительная подготовительная работа, чтобы раскрыть многие бюджетные статьи. Если вы обратитесь на пять лет назад и сравните, что мы знали тогда и сейчас о нашем бюджете, то вы увидите две совершенно разные вещи. Если бы мы поместили тогда бюджет в Интернете, то всеми теми, кто это сделал в Интернете и кто этим пользуется в Интернете уже занималось бы ФАПСИ, ФСБ, ФСК – уже не помню как это все называлось. Это почему-то считалось страшной закрытой тайной. Понадобилось пять лет, чтобы год за годом, цифра за цифрой, все это вытащить. Понадобился жуткий скандал в мире, чтобы мы узнали положение с долгами. Понадобилось 17 августа, чтобы открылся этот ящик Пандоры. Понадобились публикации в мировой прессе, чтобы выяснить - сколько у нашего Центрального Банка резервов? Понадобился еще вал публикаций, чтобы узнать – где эти резервы находятся? Без всего этого было  невозможно предложить чего-то грамотно оформленного. Мы, наконец-то, узнали структуру наших долгов. Вот почему мы делали это так долго.

Что касается способности Правительства выполнить такой бюджет, то это стоит на повестке дня. Предложением такого бюджета мы задаем, по существу, такой вопрос. Мы считаем, что бюджет должен выглядеть так или примерно так. Мы предлагаем направления доработки правительственного бюджета. Не надо надувать щеки, говорить бессмысленные слова. Надо конкретно разобраться. Именно такое поручение Министерство финансов получило от премьер-министра. Разобраться с конкретными статьями бюджета, например, вопросами таможни. Выработать комплекс предложений. В этом наша цель.

Газета «Гудок»: Вы предлагаете бездефицитный бюджет. Но, из вашего документа следует, что то же самое сделано и в правительственном проекте. 

И.А.: Федеральное правительство предлагает увеличить государственный долг в 2000 году на 37 миллиардов рублей. Соответственно, дефицит государственных финансов от доходов составляет по правительственному варианту примерно 7%. Мы предлагаем государственный долг не увеличивать и 0.7% дефицит покрыть доходами от продажи государственного имущества. Иными словами, наш бюджет не приводит к увеличению госдолга. У нас дефицит – 0.7%, у правительства – более 7%, т.е. в 10 раз больше. 

Агентство «Рейтер»: Такой фантастический вариант – правительство принимает ваш вариант бюджета. Путин решил в одначасье изменить политику, вам говорят – хорошо, поехали. Вы готовы помочь правительству, идентифицировать себя с бюджетом, предоставить людей, которые у вас есть, для работы над бюджетом? Или вы останетесь в стороне в любом случае?

Г.Я.: Да, мы готовы. Мы готовы однозначно, как вы выразились, идентифицировать себя с этим бюджетом, с этой политикой, с этими целями. Да, мы готовы.

ZDF: Что вы скажете по поводу информации о возможности начала наземной операции в Чечне?

Г.Я.: На сегодняшний день мы не поддерживаем сухопутную операцию в Чечне. Мы считаем ее чрезвычайно опасной. Мы считаем, что правительство, в нынешних условиях, должно исключительно жестко подавлять террористов, бандитские формирования. Но, делать это необходимо при минимальных потерях. Кроме того, важнейшее обстоятельство – категорическое недопущение столкновения с населением. Сухопутная операция будет прямым столкновением с населением, чего нельзя допускать. Правительство должно действовать иначе. Оно должно ставить главную задачу – безопасность граждан. Во-вторых, в итоге - политическое урегулирование вопроса. Только военными операциями проблему решить нельзя. Главное – предложить гражданам, живущим в Чечне, альтернативу. Невозможно просто так бомбить. Нужно говорить, а что другое может быть, чего мы требуем? Это надо говорить внятно и четко.

Корреспондент: Что вы думаете, о том, что губернатор Санкт-Петербурга Яковлев под шумок  компании по выборам в Госдуму готовит себе перевыборы?

Г.Я.: Мы хотели бы заявить, нашу исключительно принципиальную позицию по данному вопросу. «Яблоко» категорически против переноса выборов губернатора в Санкт-Петербурге. Мы категорически против совмещения выборов губернатора с выборами в Государственную Думу. Мы приложим все усилия, для того, чтобы этого не допустить. Наши аргументы заключаются в следующем. Полномочия губернатора заканчиваются, согласно закону, в июле 2000 года. В мае заканчиваются все основные программы, которые затеял губернатор. Выборы в декабре 1999 года означают, что губернатор не отчитается и не подведет итогов своей деятельности. Мы считаем это принципиально неверным. Во-вторых, совмещение выборов в Госдуму с выборами одного из кандидатов, который идет по списку одного из блоков и, одновременно, стать губернатором и членом Совета Федерации, и депутатом Государственной Думы – это нарушение всех правил, обман избирателей, почва для гигантских фальсификаций во время выборов. Мы не поддерживали это в Москве, но это уже случилось. Мы будем отстаивать право жителей Санкт-Петербурга на недопущение таких профанаций.  Наша фракция в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга будет делать все необходимое, чтобы этого не допустить. Если же Яковлеву разными способами удастся заставить законодателей проголосовать за это, «Яблоко» выдвинет своего кандидата. Мы уверены, что мы добьемся победы. 

«Российская газета»: Еще совсем недавно мы обсуждали Союз России и Беларуси. Сейчас – молчание. Почему, как вы думаете?

Г.Я.: Беларусь – это очень близкая нам страна, белорусский народ – самый, может быть близкий к нам народ. Мы связаны с Беларусью и событиями Великой Отечественной войны, и Чернобыльской трагедией. Нам нужны не политические шашни, а конкретные дела. Нужен экономически договор. Вместо этого нам предлагаются действия по сговору между Лукашенко и Ельциным. Если бы шла речь о тесной экономической интеграции, работа по сближению наших стран шла шаг за шагом. 

Мы обращаемся к руководству Беларуси. Необходимо принять срочные меры по возвращению оппонента Лукашенко – Гончара, который некоторое время назад пропал. Вся ответственность в отношении своих политических оппонентов лежит на Лукашенко.
 

Москва, 27 сентября 1999 года
 
Обсуждение выступления

См. также: Г.Явлинский, Альтернативный бюджет-2000
 
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Выступления]

info@yabloko.ru