II. ИНТЕРЕСЫ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН И БУДУЩЕЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Существует мнение, что Запад должен только лишь наблюдать за тем как Советский
Союз варится в собственном соку или катится к пропасти. Такой взгляд предполагает
сильное искажение исторической перспективы. Экономический хаос после Первой
мировой войны в Германии породил экстремизм, который привел к нацизму и
к власти пришел Гитлер. В этот же период экономические трудности в Восточной
Европе сделали возможным приход к власти таких авторитарных правителей
как Пилсудский и Хорти.
Такая точка зрения свидетельствует также о недостаточном понимании значения свободного и демократического Советского Союза для Запада. Западные страны тратят около 250 млрд. долл. в год на защиту от советской военной угрозы. Экономические и политические реформы в СССР, резко уменьшив такую угрозу, создадут возможность для получения значительных мирных дивидендов. В экономическом смысле, инвестиции в успешные реформы принесут большие доходы. Будет достигнут выигрыш в обеспечении безопасности Запада. Это будет мир, где страх западных стран перед советскими ядерными ракетами будет не больше, чем в настоящее время боязнь французских ядерных вооружений. Этот выигрыш не может быть измерен только в долларах. Интересы Запада относительно будущего развития Советского Союза многообразны. Они включают в себя вопросы безопасности, экономики, политики, экологии и человеческих отношений. Среди них стремление избежать ядерной войны (в которой Запад стал бы одной из первых жертв) должно оставаться первоочередной целью развитых стран. Хотя вероятность намеренного обмена ядерными ударами уменьшилась, последствия провала стратегии ядерного сдерживания настолько велики, что этот вопрос должен оставаться одним из насущных в любом списке жизненных интересов Запада по отношению к Советскому Союзу. Дальнейшее уменьшение риска ядерной войны произойдет при удачном ходе переговоров по сокращению стратегических вооружений и продолжении сотрудничества. Но, если процесс реформ в Советском Союзе прервется и власть захватит диктатор, риск возникновения ядерной войны резко возрастет и она снова будет в центре внимания на Западе. С общепризнанной ядерной угрозой сейчас соперничает почти столь же ужасающая перспектива: распад Советского Союза, возникновение в нем хаоса и гражданской войны. Каковы будут при таких условиях перспективы военного управления и контроля над 30.000 ядерными боеголовками, находящимися на вооружении советской армии? В случае, если СССР станет новым Ливаном, появятся ли артиллерийские снаряды с ядерными зарядами и другие современные виды вооружений на мировых рынках оружия? Будет ли оно использоваться террористами или государствами с диктаторскими режимами? Если ядерное оружие попадет в руки враждующим группировками, то масштабы бедствия трудно представить. Ни одно из событий послевоенного периода не было связано с таким высоким и неконтролируемым риском возникновения ядерной войны, как быстрый распад Советского Союза. Примерно такую же опасность представляет собой перспектива повторения Чернобыля. Учитывая, что в Советском Союзе действует 50 промышленных ядерных реакторов и ряд ядерных реакторов в научно-исследовательских институтах, легко представить себе последствия гражданской войны в стране. Масштабы, потенциал и локализация советских вооруженных сил имеют для Запада большое значение. США и их западным союзникам далеко не безразлично, начнет ли Советский Союз, даже в условиях тяжелой экономической ситуации, новый раунд модернизации вооруженных сил или же будет следовать по пути соглашений по контролю за вооружениями. Эти факторы важны как из-за риска, который они представляют, так и из-за их влияния на военные расходы Запада и численность американских вооруженных сил, размещенных в Европе для обеспечения ее безопасности.Распад Советского Союза и дробление на части его огромных вооруженных сил, которые будут принимать участие в гражданской войне между бывшими составными частями СССР, создадут для Вашингтона и его союзников по НАТО оборонные проблемы беспрецедентного масштаба. Анализируя интересы Запада, важно понимать, что в обозримом будущем Советская Армия останется самой большой и мощной в Европе. Вне зависимости от того, какое будущее выберут Советский Союз и республики, вооруженные силы будут продолжать играть историческую роль в защите России и Советского Союза от внешней агрессии. Особое место, которое занимают и будут занимать в советском обществе военные, будет в значительной степени зависеть от модели общественного устройства, которую примет страна. В демократическом Советском Союзе добровольно объединившихся республик роль армии будет аналогична той, которую играют вооруженные силы в западных демократических государствах. Как и в прошлом, Советский Союз и впредь будет продолжать следовать внешнеполитической линии, основываясь в первую очередь на своих интересах. Можно поставить следующий вопрос: какой линии? в чьих интересах? Известно, что безопасность одной ядерной сверхдержавы не может быть построена на отсутствии такой безопасности у другой. В США считают, что им нужен Советский Союз как надежный партнер на международной арене в строительстве нового мирового порядка. Станет ли Москва партнером Запада, пытающегося помочь нарождающейся независимой и мирной Восточной Европе или действия Советского Союза и события внутри страны увеличат нестабильность в этом регионе? Распространится ли новое советское мышление на Азию, особенно на советско-японские отношения? Будет ли советское правительство продолжать свое сотрудничество с Западом по урегулированию региональных конфликтов, по созданию более стабильной ситуации на Ближнем Востоке после войны в Заливе? Будут ли Запади СССР сотрудничать в области сокращения поставок технологии производства ядерного, химического, бактериологического оружия и баллистических ракет в нестабильные точки мира, в особенности на Ближний Восток и в Южную Азию? По всем этим и многим другим причинам поддержка мирного хода реформы в Советском Союзе открывает лучшие перспективы для продолжения внешнеполитического курса, проводимого нынешним советским руководством. Благодаря геополитическому положению СССР, развитие событий в этой стране будет неизбежно оказывать влияние не только на западных соседей, но также и на его соседей СССР на южных и восточных границах. В Советском Союзе проживает 60 млн. мусульман, и он может играть особую роль в том, чтобы умерить радикальные устремления фундаменталистов. Недавнее сотрудничество СССР и стран Запада позволило урегулировать региональные конфликты по всему миру(Ангола, Камбоджа, Центральная Америка и Афганистан). На Запад окажут влияние и практические действия Советского Союза по защите окружающей среды. В настоящее время Советский Союз со своими устаревшими промышленными предприятиями, вносит самый значительный вклад в общее загрязнение окружающей среды, в процесс глобального потепления климата. Без проведения экономической реформы загрязнение окружающей среды будет расти. Экономическое развитие Советского Союза будет оказывать серьезное влияние и на экономические интересы Запада. Советский Союз обладает большими запасами природных ресурсов и является единственным крупным производителем ценнейших минералов. На Советский Союз приходится 1/5 мировой добычи нефти, поэтому весьма значителен вклад СССР в разнообразие, надежность и стабильность мировых энергетических связей. Недавние события в Персидском заливе живо напомнили, что регион, который поставляет миру большую часть энергоносителей, является в высшей степени нестабильным. В настоящее время в Советском Союзе производство и экспорт энергоносителей, падают, но ни у одной другой страны нет такого потенциала для увеличения экспорта энергоносителей за счет использования современной технологии и экономических стимулов, а также экономии потребления энергоресурсов внутри страны. Интеллектуальный потенциал Советского Союза в области естественных наук - инженеры, математики и др. - один из самых больших в мире. Достижения Советского Союза в космосе, в некоторых высокотехнологичных отраслях и обороне хорошо известны. Использование способностей этих людей, а также военных технологий при производстве гражданской продукции может не только повысить уровень жизни в советских людей, но и способствовать развитию мировой экономики. Напротив, если не остановить дезинтеграцию советской экономики, ее влияние на страны Восточной Европы и других торговых партнеров Советского Союза будет негативным. С распадом СЭВ и переходом к торговле по мировым ценам, экономические отношения между Советским Союзом и Восточной Европой пришли в упадок. Для предприятий, которые ранее были ориентированы на советские рынки, а также для советских предприятий-импортеров продукции из стран Восточной Европы такое развитие событий ставит под сомнение их перспективы. Поэтому успешное выполнение советской программы быстрого перехода к рыночной экономике безусловно окажет позитивное влияние на реформы, проводимые в Восточной Европе. Таким образом, Запад заинтересован в будущем развитии Советского Союза как с точки зрения безопасности, так и с позиций своих политических и экономических интересов. Но интересы Запада этим не исчерпываются. Основной причиной, по которой реформы в Советском Союзе вызывают такой положительный отклик на Западе является не обещание уменьшить производство танков в СССР, хотя, конечно, это было бы желательно. Скорее всего, большинство западных граждан положительно реагируют на реформы потому, что гласность и институциональные изменения в Советском Союзе, как им кажется, отражают общие ценности. Перспективы того, что около 300 млн. человек будут иметь возможность пользоваться демократическими свободами и благополучием, которые может обеспечить рыночная экономика, должны быть в сфере долгосрочных интересов Запада. Включение в международное сообщество народов с богатой историей и культурой и значительным интеллектуальным потенциалом станет событием мирового значения. При такой заинтересованности в будущем развитии Советского Союза, лидеры стран Запада не могут избежать судьбоносного выбора. Все развитые страны живут с Советским Союзом в едином физическом и политическом пространстве. Они могут оказать поддержку Советскому Союзу в его продвижении по дороге свободы. Или же он могут остаться в стороне. Но что они не могут сделать - это избежать игры, в которой речь идет об их жизненных интересах. |