I. ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ВОЗМОЖНА ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СССР?
СССР переживает драматический момент своей истории. Драматизм ситуации
в необходимости решать многие вопросы одновременно и в предельно сжатые
сроки. Отказ от старых общественных институтов происходит по мере принятия
новых ценностей. Поэтому модель будущего страны не привносится извне, а
вырабатывается самостоятельно в ходе осознания обществом необходимости
своей трансформации. Это объективный процесс. Его невозможно остановить.
Но от того, какая цена будет за это заплачена зависит будущее не только
СССР, но и всего цивилизованного мира. Путь, пройденный Советским Союзом
с апреля 1985 года показал, что эта цена может быть очень высокой. Реформы,
начатые "сверху", обнажили многочисленные проблемы, накопленные за десятки
лет.
Параллельно шло становление демократических институтов в экономике и политике. Однако они не могли справиться со стоящими перед обществом задачами. Властные структуры оказались неподготовленными к решению жизненно важных проблем общества, им не удалось удержать борьбу политических сил в рамках закона и цивилизованности. Результатом стал стихийный поиск пути выхода из тупика. Это укрепило мнимые основания для действий по принципу "каждый за себя", ускорило формирование сепаратистских тенденций. Совпадение нескольких процессов - роста националистических тенденций, долговременного кризиса в экономике и первых шагов по формированию новой системы политической демократии в центре и в республиках - определило быстрое нарастание взаимосвязанных конфликтов во всех трех областях. Сторонники реформ прилагают гигантские усилия к тому, чтобы удержать их продолжение в мирном русле. Ход событий к апрелю 1991 года показал центру и республикам невозможность справиться с нарастающим давлением проблем, исключив из сферы принятия решений одну из сторон. Определились контуры политики "общественного согласия". Четко оформилась общая платформа для межреспубликанского взаимодействия. Поворотным пунктом в позитивном развитии событий стало заявление "9+1", показавшее наличие основы для осуществления единого курса экономических и политических преобразований на 90 % территории страны. Осознание своих специфических проблем как проблем, вытекающих из единых для всех республик оснований, создало базу для их конструктивного взаимодействия. Процесс демократизации продолжается. Заявления Президента СССР свидетельствуют о решимости руководства страны осуществить конкретные шаги для достижения общественного согласия между всеми политическими силами страны; проведения радикальной экономической реформы, совместных действий с промышленно развитыми странами мира. Проведены первые всенародные выборы Президента России. Несмотря на серьезные недостатки программы экономических реформ, Правительство СССР осуществляет политически верный курс, согласовывая свои действия с республиками. Анализ развития процессов в экономике за последние полгода показывает, что втянувшись в полосу серьезного спада производства в сочетании с разворачивающейся инфляцией, экономика быстро утрачивает внутренние предпосылки и возможности к самостоятельному осуществлению серьезных трансформаций. Трудности и потери, которые придется пережить народу в том случае, если СССР выберет изоляционистский путь реформ, достигают такого предела, за которым в условиях военной сверхдержавы эти реформы становятся слишком рискованными. Почему же несмотря на сложность и противоречивость внутреннего положения СССР нынешняя программа реформ имеет шансы быть реализованной? Ответ на этот вопрос лежит в сочетании целого комплекса объективных тенденций, позволяющих сделать вывод о готовности общества к радикальным преобразованиям в экономике и политике. Попытки решить проблемы страны в рамках старых идеологических догм путем непоследовательных и половинчатых реформ, конфронтации, силового давления - привели к значительному ухудшению ситуации. Широким слоям населения было наглядно продемонстрировано бессилие прежних политических штампов и экономических методов, и необходимость поиска результативных путей выхода из тупика. Следствием указанных процессов явилось: 1. Радикализация взглядов на характер реформ. Конкретизация целей и задач, стоящих перед реформаторами. Это проявляется в следующем: - четко осознана тесная взаимосвязь прогресса в экономике с демократизацией политических институтов; - важнейшими задачами ближайшего этапа определены: радикальная экономическая реформа, достижение общественного согласия, формирование мощной коалиции, способной противостоять силам, не заинтересованным в преобразованиях; - не только официальное провозглашение, но и широкое распространение и принятие различными слоями населения идеи рыночной экономики, в том числе приватизации собственности, либерализации цен, структурной перестройки; - созданы предпосылки для проведения широких переговоров по вопросу укрепления легитимной законодательной и исполнительной власти центра. Учитывая опыт работы над Экономическим Союзом осенью 1990 года и остроту текущих проблем, этот процесс, поддержанный искренней заинтересованностью участвующих в нем сторон, при всей своей сложности может быть завершен в сравнительно сжатые сроки; - отказ от системы командной экономики и понимание целесообразности формирования новых управленческих структур; - конкретные шаги, свидетельствующие об изменении внешнеполитического курса: вывод советских войск из Восточной Европы, начало реального сокращения вооружений и расходов на оборону, непопулярность идеологии поиска внешнего врага, ориентация на открытость экономики, понимание необходимости включения страны в мировую цивилизацию; принципиальное согласие на предоставление полного суверенитета государствам Прибалтики. 2. Значительное расширение социальной базы преобразований: - включение в процесс реформ широких слоев населения, осознание ими своих собственных интересов и готовность их отстаивать; - возникновение предпринимательского сектора, изменение модели поведения, формирование рыночных установок; - рост социальной активности и давление снизу на властные структуры. 3. Активизация процессов. Отход от идеологических клише и рост прагматических подходов: - снижение уровня жизни населения страны, потеря социальной ориентации выливается в решимость действовать; - задача сохранения доверия народа подталкивает стоящих у власти к действенным мерам, направленным на улучшение ситуации, причем в максимально короткие сроки; - резкое ухудшение экономической ситуации диктует необходимость быстрого обеспечения стабилизации, в противном случае потери будут столь велики, что потребуют значительно больших средств и существенно уменьшат шансы на успех. Есть опасность обострения экономической ситуации до такой черты, за которой лежит потеря уже достигнутых демократических завоеваний в политике. Четкое осознание целей и задач трансформации общества, выбор, сделанный в пользу рыночной экономики и демократизации, наличие социальной базы реформ, динамизм процессов - свидетельствуют о том, что в данной ситуации появление комплексной программы преобразований, поддержанной промышленно развитыми странами мира, и начало ее реализации станут цементирующей основой, вокруг которой сплотятся все силы, ориентированные на реформы. Сегодня наступил момент истины: ситуация, благоприятствующая проведению политики сотрудничества и крупномасштабных программ - как внутри страны, так и вне ее уникальна. Сегодня есть шанс на то, чтобы богатейшие природные ресурсы СССР и талант народов Советского Союза стали одной из опор мирового порядка, а не фактором его дестабилизации. Это исторический шанс в жизни огромной страны, который может определить судьбы грядущих поколений. |