- Говорят, что если хочешь более-менее точно предсказать будущее,
рассматривай худший вариант. В отношении нашей политической жизни это правило
срабатывает. Сколько раз лидер “ЯБЛОКА” Григорий Явлинский предвосхищал
наши политические тяготы и, как правило, оказывался прав. Послушаем, что
скажет Григорий Алексеевич на этот раз. Вы можете объяснить нам, что сегодня
происходило в Думе?
- Сегодня в Думе обсуждали вопрос, когда и каким образом проводить процедуру
импичмента или выдвижения обвинений против президента.
- Но возникла какая-то странная ситуация с голосованием, переголосованием,
регламентом, поправками и еще чем-то.
- Это на самом деле процедурные вопросы, они бесконечны и безумны по
своей сложности, чтобы их кому-то объяснить. Даже когда находишься в зале,
не совсем понятно. Но это их особенность. В России никогда не было
такой процедуры. Даже в США забыли, как это делается, за сто лет, пока
у них не было импичмента. И, конечно, бушуют страсти. Наконец, решение
принято и процедура состоится 13 мая, и примерно определено, как это будет
происходить.
- Как вы думаете, еще переносов не будет, вопрос будет рассмотрен
13 мая?
- Думаю, что так будет. Палата приняла такое решение, и будем надеяться,
что никаких особых обстоятельств, безумных событий не будет. Вообще говоря,
такая вещь, как выдвижение обвинений против президента - это процедура,
которая должна происходить действительно в обстановке, которая более или
менее урегулирована, когда нет огромных внешних событий, нет какого-то
внешнего давления на это обстоятельство. В противном случае это будет больше
политическая, чем юридическая процедура, а это плохо.
- Вы уже говорили, что сейчас обстановка очень неподходящая для обсуждения
импичмента. Но у нас ситуация все время нестабильная. Как по-вашему, логичнее
было бы вообще снять с повестки дня процедуру импичмента, или вы за перенос?
- Я не считаю, что этот вопрос надо снять. Я считаю, я говорю от имени
нашей фракции, нашей партии, что обсуждение вопроса о выдвижении обвинений
против президента по пункту война в Чечне, жертвы в Чечне совершенно необходимо.
Это нужно как акт - впервые в истории России ответственности власти перед
обществом после огромных человеческих жертв и кровопролития. Я считаю,
что это совершенно необходимо, и по этому пункту это обвинение мы будем
поддерживать. Иначе мы никогда не сможем быть уверенными, что больше не
будет фильтрационных лагерей, бомбежек, неопознанных незахороненных останков.
Отсюда мы можем перейти еще и вот к чему. Решение о вводе войск в Чечню
принималось узкой группой лиц, оно нигде не обсуждалось в обществе, и мы
не гарантированы вновь от таких решений. Завтра нас объединят с Югославией,
послезавтра туда пошлют опять армию, и опять это все будет решаться закрыто.
Этого допустить больше нельзя. Если мы хотим создать страну, которую называют
правовой, а это значит, что все - от президента до любого прохожего подчиняются
одним и тем же законам; если мы хотим создать страну, в которой нельзя
отобрать у вас то, что вы заработали; если мы хотим создать страну, в которой
вас нельзя бить при задержании милицией, где гаишник не может отобрать
у вас права; иначе говоря, если мы хотим создать страну, в которой не унижают,
не топчут человеческое достоинство, не посылают детей на смерть, - однажды
мы должны задать власти вопросы, чтобы она чувствовала, что раньше или
позже отвечать придется, что игнорировать общество нельзя.
- Другая сторона этого процесса, вы недавно сказали - нельзя допустить,
чтобы вопрос об импичменте превратился в предвыборную акцию коммунистов.
Можно ли считать, что пока все развивается по сценарию левых?
- Я не знаю, что там развивается по сценарию левых. Они хотели проводить
15 апреля, теперь это перенесено. Но я могу заявить с полной ответственностью,
что мы не примем участия в судилище. Мы не будем пять раз выслушивать
выступления компартии по вопросу о Ельцине, не позволим превратить это
в партсобрание с персональным делом Бориса Ельцина, в политически конъюнктурное
мероприятие с политическими обвинениями. Мы не будем это все слушать, не
будем там выступать и не будем участвовать.
- Вы будете голосовать против или вообще не будете участвовать в
голосовании?
- Мы будем добиваться изменения процедуры. Мы уже начали эту работу,
и многие наши поправки приняты. Мы считаем, что обвинения должны быть юридическими,
а не политическими. Обвинение в развале СССР, в развале армии, в геноциде
- это обвинения политического характера, они не могут быть квалифицированы
как юридические обвинения.
- Многие политики сейчас увязывают вопрос с импичментом с судьбой
действующего правительства. У вас есть представление о перспективах правительства
Примакова?
- У меня есть представление, что экономическую команду в правительстве
Примакова надо заменить.
- Как вы считаете, это произойдет?
- Я не знаю. Это зависит от Бориса Ельцина.
- Но как опытный политик, как вы считаете, случится ли это?
- Да, это произойдет в той или иной форме. Я не знаю, произойдет ли
это сейчас или позже, будет ли это напрямую связано с голосованием по импичменту,
но это будет. Посмотрите, левые делят колоссальную ответственность за то,
что они по политическим соображениям вменяют в вину Ельцину. Коммунистическое
большинство Госдумы разделяет эту ответственность с Ельциным. Они голосовали
Беловежскую Пущу, мы это знаем. Дальше армия. А кто голосовал за все бюджеты,
начиная с 1994 года? Левое большинство Думы каждый раз. Теперь они эту
же претензию предъявляют Ельцину.
Все обвинения, которые они выдвигают, подкреплены экономической политикой.
Все это действительно их солидарная ответственность, и я могу сделать вывод
- есть одно действительно серьезное юридическое обвинение в адрес Ельцина.
Оно связано с человеческими жертвами, оно проходит через события в Чечне
и через события 1993 года. Вот эти два события действительно заслуживают
рассмотрения в суде, и это не акт политической мести, это акт ответственности
власти перед обществом.
- Сегодня Виктор Степанович Черномырдин получил пост представителя
на Балканах, новое назначение получил Бордюжа, постоянно все обсуждают
очередную встречу с Лужковым президента. Как вы думаете, что могут означать
эти кадровые назначения и выбор собеседников президента?
- Президент хочет укрепить свое влияние, и он встречается с людьми,
которых он более или менее знает, в какой-то степени им доверяет и хочет
этих людей использовать, чтобы укрепить свое влияние в российской политике.
- Я бы поняла, если бы Черномырдин был назначен переговорщиком с
какими-то международными финансовыми организациями. Но как практически
дипломатического деятеля я Черномырдина не представляю.
- После того, что НАТО и европейцы устроили в Югославии и Боснии, дипломатических
способностей Черномырдина для них хватит более чем. Знания дипломатии,
истории, географии у Клинтона и его сотоварищей, которые это все натворили,
ничуть не больше, чем у Виктора Степановича. Они как раз хорошая компания,
чтобы поговорить.
- Как вы думаете, это назначение продиктовано интересами внешнеполитическими,
или это что-то значит для нашей внутренней расстановки сил?
- Сейчас у каждой страны есть кто-то, кто представляет ее план по урегулированию
в Югославии.
- Я спросила про другое. Что означает это возвращение Виктора Степановича?
- Я ничего конкретно про это не знаю, и для меня это ничего не означает.
Мне важно, что Россия будет делать в Югославии. А что означает, мне это
неважно совершенно.
- Ваше отношение к вопросу присоединения Югославии? Неужели действительно
может дойти до того, что всерьез будет обсуждаться реальное соединение
с Югославией?
- Всерьез сейчас должно обсуждаться только одно - консолидированная
политика внутри России по вопросу о югославском кризисе. Президент, премьер-министр,
Селезнев, Строев, все другие высшие политические деятели России должны
теперь говорить одно и то же, ситуация там слишком серьезная. Второе, Россия
должна перестать стоять на чьей-то стороне, она должна встать на сторону
жертв. Третье, скорее всего Россия не должна быть больше посредником между
Милошевичем и НАТО, она должна проявлять собственную инициативу, выходить
вперед и вносить собственный план урегулирования конфликта. Сегодня министр
иностранных дел Германии внес такой план. Этот план может быть обсужден.
И вот здесь Россия должна участвовать. У России тоже есть неплохие предложения,
они существуют, и это и есть самый главный ключевой вопрос. Но больше гладить
по голове Милошевича нельзя, потому что это вред югославскому все народу,
и сербам, и черногорцам, и албанцам - всем. Там надо заканчивать
конфликт, который не имеет никакой перспективы. Если Россия бросит все
это на произвол судьбы, то это значит, что там будет Вьетнам, там будет
очень длинная, очень тяжелая история, которая приведет к большим изменениям
в политике в мире вообще. Поэтому только российская дипломатия может всерьез
начинать двигать эту ситуацию к разрешению политическому. А план такой
существует, его можно еще раз повторить, и это интересно было бы обсудить
действительно.
- У нас серьезно связана внешнеполитическая ситуация с тем, что у
нас творится внутри. Если встанет вопрос и Дума будет голосовать свое отношение
к объединению с Югославией, наверняка это предложение соберет большинство
голосов.
- Это просто политическая акция, не имеющая никакого продолжения. Она
опасна, потому что провокационна. Но она не имеет никакого содержания.
- А вдруг будет решено без референдумов и мнения народов наших стран,
просто решат наверху соединить наши страны.
- Это будет очередным преступлением, нарушением Конституции. Никто не
имеет права по нашей Конституции делать такие вещи. Конституция запрещает
менять государственное устройство нашей страны в результате каких-то факультативных
договоренностей.
- Есть Союз России и Белоруссии, открытый для других стран.
- Ну и что вы видели от этого союза. Это просто форма траты денег.
- Но если к нему можно присоединяться, может быть юридически можно
рассмотреть и эту ситуацию, что Югославия сюда присоединится.
- Я готов обсуждать эту проблему только по существу. По существу она
выглядит следующим образом. Есть Конституция Российской Федерации, она
должна быть безукоризненно соблюдена, и суть ее заключается в том, что
никто не имеет права менять наше государственное устройство, никто не имеет
права создавать какие-либо органы наднационального характера. Следовательно,
мы можем заключать международные договоры с кем угодно. Это нужно ратифицировать
в парламенте, Ельцин должен подписывать их и так далее. Все это может быть
обсуждено, хотя я не думаю, что сейчас подходящее время для заключения
таких договоров, но это в пределах Конституции. Создание же каких-то двоек,
троек, пятерок, восьмерок и так далее, это все совершенно незаконно. Вот
и все.
- Вчера Борис Федоров, один из лидеров Правого дела, сказал, что
России совсем неплохо было бы вступить в НАТО, поскольку именно там голос
России мог бы блокировать многие неправильные решения, только участвуя
внутри этой организации, мы бы могли влиять на ситуацию. Как вы относитесь
к этой идее?
- Я считаю, что она абсолютно неуместна сегодня. Даже говорить на эту
тему совершенно бессмысленно сегодня.
- А если бы мы были в НАТО, мы бы могли влиять на происходящее?
- Я не могу гадать о таких вещах. В НАТО все имеют право вето, значит
все, кто там присутствует, имеют это право. Но обратите внимание, все 19
стран, которые обладают таким правом вето, все они все-таки пошли на авантюру
и привели всю ситуацию просто в кровавый тупик. И если можно с полной ответственностью
и уверенностью говорить, что в целом ситуация спровоцирована националистической,
шовинистической политикой того же самого Милошевича, то сегодняшние масштабы
этого конфликта, его бесперспективность, число беженцев оттуда и тупик
в этой ситуации создан, конечно, бездумными, бессмысленными действиями
НАТО. Когда политики действуют безграмотно, не учитывая исторических реальностей,
политических реальностей, исторического опыта, это всегда заканчивается
такими страшными вещами. Эта ситуация продемонстрировала, что нынешняя
политическая элита НАТО не способна правильно оценивать и грамотно анализировать
ситуацию и сегодня это начинает превращаются в колоссальную трагедию. И
только Россия может сегодня вывести всю Европу из этого кошмарного конфликта.
- В самой России что будет происходить, или это непредсказуемо?
- Я надеюсь, что все будет происходить в пределах российских законов
и Конституции. Но если будут такие сюрпризы, как у нас был с Генеральной
прокуратурой, если вдруг кто-нибудь с такой силой испугается голосования
по импичменту, что захочет все поставить вниз головой, то, конечно, у нас
могут быть всякие неприятные события. Но все это только ведет к ухудшению
в целом положения страны. Кстати я думаю, что большинство граждан нашей
страны смотрит на это все с очень большим сожалением и очень плохими ожиданиями.
Поэтому Москва когда-то должна прекратить безумствовать и власть должна
перестать быть невменяемой.
|