Ведущий: 5 ноября 1999 года, как известно, состоится второе чтение
проекта бюджета в ГД. Как известно, первое чтение проходило очень сложно,
долго не могло состояться и вообще вставал вопрос о том, успеет ли ГД обсудить
бюджет на следующий год в этом году, и будем ли мы с бюджетом с 1 января.
Так вот, завтра должно состояться второе чтение. Как оно будет проходить
и с чем мы пришли к этому второму чтению? Для того, чтобы получить ответы
на эти вопросы, я пригласила заместителя председателя Комитета по бюджету
Виктора Владимировича Гитина. Вы представляете фракцию Яблоко. Меня интересует
вот что. Как вы считаете, второе чтение пройдет с первого раза?
Виктор Гитин: Думаю, что основные политические договоренности или политический
сговор между левым большинством ГД и правительством уже произошли на первом
чтении, тогда, когда три раза откладывалось обсуждение проекта бюджета.
Поэтому я надеюсь, что уже на втором чтении, поскольку основные договоренности
были достигнуты тогда, не будет того цирка, который был устроен в ГД при
обсуждении бюджета в первом чтении. В этой связи мой прогноз, что второе
чтение пройдет более спокойно.
Ведущий: То есть за один день вы успеете рассмотреть бюджет во втором
чтении?
Виктор Гитин: Я думаю, что, да.
Ведущий: Итак, мы говорили уже о торгах между левыми и правительством.
В бюджет было прибавлено в доходную часть 20 миллиардов рублей. То есть
правительство сказало нам, что изыскало эти деньги для бюджета следующего
года. С одной стороны, это должно радовать. А вот на самом деле, это хорошо
или плохо в нашем государстве, когда мы знаем, что денег у нас еще не так
много?
Виктор Гитин: Не только правительство заявило о том, что оно изыскало,
идя навстречу пожеланиям депутатов, но уже и Геннадий Андреевич Зюганов
на всю страну провозгласил это как величайшее достижение компартии РФ,
что они выделили для трудящихся дополнительные деньги. Если от этой политической
риторики отойти и посмотреть на проблему реально и серьезно - на самом
деле мы вернулись к ситуации 1997 года, когда левое большинство зала различными
политическими методами выжимает из правительства надувание бюджета воздушными,
нереальными, виртуальными деньгами для того, чтобы потом через некоторое
время это же правительство ругать за неисполнение бюджета. К тому же разряду
относятся и эти мифические 20 миллиардов. То есть торги, которые проходили,
они носили скорее внешнеполитический смысл, чем экономический. Реально
правительство на самом деле может из этих 20 обеспечить, может быть, 5-6
миллиардов, что из расчетов и показано, за счет таможенных пошлин, уменьшения
таможенных пошлин. То есть еще больше усилится налоговое бремя на нашу
экономику, на нашу промышленность.
Ведущий: Но Христенко же расписал по статьям, когда он объяснял,
откуда он 20 миллиардов брал.
Виктор Гитин: Безусловно. Правительство вынуждено идти на эти меры.
Более того, мне очень жаль, что правительство идет на подобные соглашательские
действия. Но я вам говорю с реальной точки зрения, с экономической точки
зрения, что вся эта роспись, если говорить о возможных реальных деньгах,
то максимум 5 миллиардов. Оставшиеся 15 миллиардов - это так называемые
диверсуальные деньги. Например, можно сказать, что у нас собираемость налогов
составит не 80 процентов, а 85 процентов. И это дает добавку к доходной
части бюджета столько-то миллиардов рублей. Но если у нас сегодня 50 процентов
все еще занимает бартер в стране, то эти мифические цифры, которые рисуются,
они не обеспечены реальными живыми деньгами, они существуют только на бумаге.
И в итоге и пенсионеры, и бюджетники, и военнослужащие, и учителя, и врачи
за счет этих политических игр левого большинства популистских в ГД и соглашательской
позиции правительства в итоге не получат реальных денег, а получат только
виртуальные, написанные на бумаге. И мы все это проходили в 1997 году.
Ведущий: Вы представляете фракцию Яблоко. Только яблочники понимают,
что это нереальные деньги, или все депутаты понимают?
Виктор Гитин: Я не хочу заявлять о том, что фракция Яблоко самая умная
в ГД. Конечно же это понимает и определенная часть депутатов- коммунистов
и определенная часть депутатов из регионов. Но в чем дело - проблема заключается
в том, что понимая это все, левое большинство и определенная часть депутатов-регионалов
голосуют и руководствуются другими немножко соображениями. Левое большинство
зала руководствуется популистскими соображениями для того, чтобы выйти
к людям и сказать - вот какие мы хорошие, мы для вас выбили дополнительные
деньги. Будут они или нет - виновато будет правительство. А мы - хорошие.
Регионалы, депутаты, которые избраны по округам, руководствуются очень
часто другими соображениями - за счет этих виртуальных и мифических денег
они проводят поправки и для своего региона, для своего округа выбивают
какую-то дополнительную добавку на школу, на больницу, на какое-то производственное
предприятие. И в этой ситуации местнический подход довлеет и выражается
в следующем - пусть во всей стране будет не очень хорошо, но в моем избирательном
округе я перед своими избирателями отчитаюсь, что я проблему решил, за
счет моей поправки прошло некое дополнительное финансирование. В итоге
мы получаем - плохо, то есть хотим как лучше, как сказал в свое время Черномырдин,
а получается как всегда, а иногда и даже просто отвратительно.
Ведущий: То есть было бы лучше, если бы бюджет не рассматривался
Думой, а был таким, каким представило его правительство?
Виктор Гитин: Я думаю, что немножко иначе. Было бы лучше, если бы у
нас была все-таки по своему большинству изменяемая и профессиональная Дума.
Вот тогда было бы гораздо лучше. Но, к сожалению, пока мы имеем такую Думу,
которую имеем, может быть после 19 декабря что-то изменится, я надеюсь
на это, и в этой связи, к сожалению, приходится констатировать, к сожалению,
и для страны, и для правительства, что от чтения к чтению - вот сейчас
пройдет второе чтение, потом будет третье чтение - бюджет на самом деле
в Думе не улучшается, а ухудшается за счет популистских или непродуманных,
неграмотных, неправильных поправок депутатов. Я не хочу сказать, что все
поправки и все изменения в бюджете абсолютно неправильные. Есть конечно
нормальные, разумные поправки. Но по своему большинству чаще всего бюджет
еще становится хуже, чем даже тот вариант, который вносит правительство.
Именно поэтому фракция Яблоко на всех этапах обсуждения бюджета, на всех
чтениях обсуждения бюджета вынуждено голосовать против. Именно поэтому
мы и вносили альтернативный бюджет в этом году. Впервые за 6 лет существования
Думы была такая практика применена. Мы хотим сделать хоть какой-то шаг
не в сторону ухудшения, а в сторону улучшения. Но, к сожалению, еще раз
могу сказать, что Дума такая, какая она есть. И большинство у нее такое,
какое оно есть.
|