Глава 4.
|
Основными в системе интересов являются экономические, обусловленные
отношением к собственности. Исходное же состояние характеризуется отсутствием
у большинства населения какой-либо иной собственности, кроме личного имущества
(исключая, может быть, владельцев недвижимости, фермеров и части предпринимателей),
и нестратифицированностью вследствие этого социальной структуры общества.
Но в существовании стабильного общества могут быть заинтересованы в первую
очередь люди, которым есть, что терять - собственники.
Поэтому одной из ключевых идей, заложенных в предлагаемой системе мероприятий, является формирование так называемого “среднего класса”, - слоя людей с достаточно благополучным и устойчивым имущественным положением, - за счет наделения их правом распоряжаться землей, недвижимостью, имуществом и продукцией предприятий, материальными и природными ресурсами, а также обеспечения гарантий защиты прав собственности от посягательств на нее, а получаемых доходов - от инфляции. Идея эта не нова, но пожалуй, впервые в нашей стране предпринята попытка ее поворота в практическую плоскость применительно не к “народу” или “населению” вообще, а к конкретной территориальной общности людей. Будучи убежденными в бесперспективности идеи “черного передела” собственности, мы предлагаем сформировать слой собственников как опоры стабилизационной политики на основе:
- введения свободной регистрации частных предприятий; - аккуратного проведения акционирования крупных государственных предприятий; - углубления малой приватизации (проведение целевых аукционов для инвалидов, фермеров, пенсионеров); - приватизации в сельском хозяйстве; - проведения земельной реформы и продажи земли населению; - создания системы защиты частной собственности. Вторая идея (блок мероприятий) - преобразования в социальной сфере, обусловленные реформой собственности и условиями высокой инфляции. Эти преобразования, на наш взгляд, абсолютно необходимы для создания системы социальной защиты населения. Предлагаются меры по социальной поддержке населения, сфера которой, по мере “включения” механизма самовыживания населения на основе обладания собственностью, будет сужаться. Эти меры состоят в следующем:
- подготовка системы корректировки денежных доходов населения и их частичной индексации. Проведение мер по социальной поддержке населения базируется на разработанной и внедренной в целом для области оперативной системе социальных индикаторов (ОССИ). На втором этапе эта система должна быть построена в районном и городском разрезе. Третья идея системы мероприятий состоит в адаптации хозяйства региона и населения к жизни в условиях гиперинфляции. Мы исходим из того, что высокая инфляция будет одной из главных характеристик состояния экономики в обозримом будущем. Приспосабливаться к ней нужно не только через сдерживание роста цен и доходов, но и через преобразование финансовой системы, создание новых структур и механизмов. Проработаны и начали внедряться варианты перенесения в доходы дотаций на жилье, пассажирский транспорт, медикаменты, топливо, реализуемое населению. Роль социального амортизатора наряду с индексацией выполняет продажа собственности: земельных участков, недвижимости на целевых аукционах. Небольшие дополнительные расходы бюджета в связи с перенесением дотаций компенсируются экономией расходов по каждой из статей; достигается и общая экономия расходов. Расширение спроса, поддерживая производство, сохраняет тем самым налоговую базу бюджета. Для создания резерва финансовых средств предлагается использовать государственный областной займ, средства внебюджетных фондов и временно свободные средства бюджета. Разработан один из способов использования этих средств - “хлебный займ”. В числе прочего этот займ может обеспечить сохранность денег населения и защиту их от инфляции посредством вложения в закупаемое областью зерно - товар-стабилизатор. Четвертая идея заключается в предложении необходимых шагов областного руководства по проведению политики общественного согласия. В этом направлении предложены и реализованы следующие мероприятия:
- по созданию постоянно действующего органа (“штаба”) по управлению реформами - Координационного совета в составе губернатора области, председателя облсовета, мэра Нижнего Новгорода и председателя горсовета; - по созданию нового информационного обеспечения управления областью. Предлагаемые решения проработаны по-разному. Среди них есть предложения, уже практически готовые к реализации и фактически осуществленные в Нижегородской области (конверсия социальной инфраструктуры, свободная регистрация, областной займ, ОССИ). Отдельные предложения даны в качестве практических рекомендаций, методик, проектов решений. Некоторые же изложены как аналитические записки, характеризующие потенциальные возможности управленческих структур, и, наконец, как обобщение практического опыта и постановка проблемы. По ряду разделов, где это было возможно, разработаны планы-графики реализации мероприятий. Разработка и реализация ряда предложений проходили при непосредственном участии работников исполнительных и законодательных органов Нижегородской области и Нижнего Новгорода, а некоторые предложения (например, углубление малой приватизации, раздача земли) являются обобщением и осмыслением опыта их деятельности. |
|
Нижегородский пролог. Содержание.
Далее -> 4.1 Предпринимательство и собственность |