Часть вторая. 
НИЖНИЙ НОВГОРОД - НАЧАЛО ПУТИ 

 
Генеральная идея комплекса мероприятий, предложенных группой специалистов Центра экономических и политических исследований в ходе работы в Нижегородской области (июнь - сентябрь 1992 г.), состоит в изменении самого подхода к экономическим и политическим реформам в России. Мы полагаем, что в сложившихся условиях необходимо действовать по схеме “проблема - решение”, т.е. идти от реальных проблем, которые встают перед органами власти. 

В первой части настоящей работы предпринята попытка показать, что как возможности, так и ответственность за решение этих проблем смещаются с федерального уровня на уровень российских земель (регионов). “Реформаторство сверху” себя исчерпало, новая содержательная политика реформ может быть реализована только на основе перехода к формуле “созидание снизу”. Исходя из этой логики, содержание практической части работы представлено, главным образом, в виде рекомендаций местным органам власти и управления, рациональной политики, предлагаемой для территорий. 

Их реализация является сугубо добровольным делом, сознательным выбором людей, живущих в регионе. Со своей стороны, считаем своим долгом сказать о том, что, независимо от принятия или непринятия предлагаемых вариантов решения жизненных проблем регионов, местные власти ответственны перед населением за то, чтобы так или иначе эти вопросы решались. Одна из главных задач настоящей работы состояла в том, чтобы обратить внимание на возможности, которые имеются у политического руководства регионами. Их использование во-многом зависит от целенаправленной и активной деятельности властей.

 

Глава 3. 
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

3.1 Социально-экономическая и политическая ситуация

 
Нижегородская область относится к числу наиболее крупных и экономически развитых регионов России, занимая 7-е место по численности населения и деля 7-8 место с Самарской областью по объему промышленного производства. Занимая территорию 74,8 тыс. кв. км, превышающую площадь таких “образцовых” европейских стран как Нидерланды, Дания, Бельгия, область не имеет существенных запасов природных ресурсов, кроме залежей поваренной соли, торфа, а также стремительно сокращающихся запасов древесины. 

Область обладает достаточно разнообразной структурой промышленности, в которой преобладает машиностроение, сконцентрированное не только в областном центре, но и в других городах области. Около трети всего производства приходится на оборонные предприятия. Машиностроительные, стекольные, химические, металлургические предприятия области тесно связаны с предприятиями других отраслей, расположенными во многих регионах России и странах СНГ соседних республиках и областях. 

Из 3,7 млн. человек населения области около 95 процентов составляют русские. Следующую по численности национальную группу составляют татары, насчитывающие около 70 тыс. человек. Относительно многочисленны украинцы, мордва, чуваши, евреи. Доля городского населения - более 77%. Общая численность населения снижается на протяжении последних трех лет. Особенно критическая демографическая ситуация сложилась в сельской местности. 

Нижний Новгород (основан в 1221г.) с населением 1445 тыс.чел. (на 1.01.92г.) еще до войны стал третьим по величине российским городом после Москвы и Санкт-Петербурга. С прилегающими к нему городами (Дзержинск, Бор, Кстово, Городец, Заволжье, Правдинск, Балахна, Володарск) Нижний Новгород образует крупнейшую городскую агломерацию с населением около 2,5 млн.человек. 

Крайне выгодное экономико-географическое положение области обусловило особенное место Нижнего Новгорода в различные периоды истории России. Основанный в месте слияния Оки и Волги до монголо-татарского нашествия как плацдарм походов на булгар, во времена Ивана Грозного город сыграл ключевую роль в присоединении поволжских земель. В начале XVII века нижегородцы Минин и Пожарский объединили русские земли, в результате чего на три столетия были заложены основы сильного государства. В период развития капитализма Нижний Новгород со своей знаменитой ярмаркой стал одним из крупнейших в России торговым центром, определявшим мировые цены на зерно. Индустриализация также в первую очередь затронула этот город, где было построено крупнейшее ныне в стране предприятие - автомобильный завод. 

Нижний Новгород является значительным культурным центром, традиционным местом проведения различных музыкальных конкурсов. Обретенные мощи св. Серафима Саровского вновь становятся одним из главных мест паломничества православных, а создаваемый исламский культурный центр в с.Медяны - мусульман России. 

Наконец, в области долгое время работал, а затем отбывал ссылку гуманист и демократ А.Д.Сахаров, чьи идеи о государственном переустройстве России еще ждут своей реализации. 

Экономика Нижегородской области особенно уязвима в плане зависимости от поставок металла, топлива и энергии, сырья для химической промышленности. Имеется более 30 видов продукции по номенклатуре, поставка которых жизненно важна для области. Среди них ключевое значение имеют некоторые виды сырья для химической промышленности с непрерывным циклом производства. 

Вместе с тем, продолжается распад традиционных межрегиональных экономических связей Нижегородской области, прежде всего, с бывшими республиками СНГ. Особенно негативно сказываются перебои с поставками металла с Украины, сельскохозяйственной техники с Украины, Беларуси, Казахстана. 

Исходя из необходимости сохранения сложившихся хозяйственных связей, с февраля 1992г. отдел межрегиональных связей Комитета материальных ресурсов администрации Нижегородской области разослал предложения по установлению двухсторонних экономических соглашений всем регионам республики и странам бывшего СССР. По состоянию на 10 августа с.г. заключено 28 таких соглашений сроком на 2-3 года с последующей пролонгацией, в том числе, с Талды-Корганской областью Казахстана. Последнее соглашение очень выручило область при закупке зерна. 

Подписано с областями Казахстана первое в своем роде комплексное соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве сроком на 5 лет. Здесь область выступает как полноправный субъект федерации. 

Встречная активность регионов России в налаживании двусторонних связей пока невысока. Нижегородской области первыми предложили заключить такие соглашения лишь Новосибирская, Смоленская, Белгородская и Новгородская области. По состоянию на 10.08.92г. не было подписано соглашение с Татарстаном. 

Вызывает недоумение позиция регионов Урала - ни один из них не ответил на предложение нижегородцев о двусторонних связях. 

Заинтересованность в сохранении связей побудила область стать одним из инициаторов создания региональной ассоциации экономического сотрудничества “Большая Волга”. 

Ассоциация была создана распоряжением Б.Н.Ельцина от 10 июня 1991 года “Об образовании Ассоциации “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона РСФСР”. Но до сих пор не утвержден статус ассоциаций (есть еще несколько подобных - до 10). В настоящее время она объединяет 12 регионов Поволжского и Волго-Вятского (кроме Кировской области) экономических районов с населением свыше 20 млн.чел. (13% от России) и занимает ключевое (срединное) положение в Европейской России. 

Штаб-квартира исполнительной дирекции находится в Самаре. В каждом регионе имеется уполномоченный исполнительной дирекции. Создано 12 рабочих групп по основным направлениям хозяйственно-экономической деятельности, закрепленными за отдельными регионами: 

    - по развитию стройиндустрии и производству стройматериалов (Нижегородская область); 

    - по внешнеэкономической деятельности (Нижегородская область); 

    - по сбору и переработке металлолома (Нижегородская и Самарская области); 

    - по производству машин и оборудования для сельского хозяйства (Волгоградская область); 

    - по развитию пищевой промышленности (Ульяновская область); 

    - по решению экологических проблем (Астраханская область); 

    - по решению энергетических проблем (Самарская область); 

    - по разработке экономических программ и их информационному обеспечению (Самарская область); 

    - по формированию рыночных структур (Самарская область); 

    - по поставкам продовольственных и непродовольственных товаров (Самарская область), и т.д.

Регионы, входящие в ассоциацию, производят 21% сельскохозяйственной продукции республики (в среднем за 1986-90гг.), 16% промышленной (за I-е полугодие этого года). В регионе производится более 60% авиации, 80% автомобилей республики. Спад промышленного производства за этот период составил в целом по ассоциации 10,6% (по России - 13,5%). По регионам эти цифры выглядят так: Калмыкия-Хальм Тангч - 3,5; Самарская обл. - 6,4; Республика Татарстан - 7,9; Нижегородская обл. - 8,5; Ульяновская обл. - 9,9; Саратовская обл. - 10,9; Волгоградская обл. - 13,2; Мордовская республика - 14,9; Пензенская обл.- 16,8; Астраханская обл.- 16,7; Чувашская республика - 19,6; Марий-Эл - 25,6. 

На примере ассоциации “Большая Волга” видна неестественность существовавших при командно-распределительной системе межрегиональных экономических связей. Структура экономики республик и областей сложилась не как дополняющая друг друга, а скорее, как дублирующая. Наиболее близки по промышленному профилю Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Саратовская области и Татарстан, в которых одновременно развиты нефтепереработка, нефтехимия, автомобильная и авиационная промышленность, не говоря уже об оборонном машиностроении. Парадоксально, что в то же время в этом крупном сельскохозяйственном регионе практически нет производства техники для сельского хозяйства. 

Несмотря на наличие естественной экономической оси региона - Волги, связи по поставкам область имеет с Астраханской областью (96% поваренной соли, которая, кстати, в избытке имеется в Нижегородской области), Татарстаном (30% полиэтилена, который вполне мог бы производиться в Кстово), Мордовской ССР (80% цемента), Ульяновской областью (10% тканей), Волгоградской и Пензенской областью (кожевенное сырье - 12% и 11%, соответственно). 

Экономические интересы республик и областей ассоциации диктуют необходимость ее расширения за счет включения лесосырьевых регионов, таких как Кировская, Костромская области, налаживания тесных связей с областями Западного Казахстана, особенно участия в освоении Тенгизского нефтяного месторождения, рассматриваемого как реальная альтернатива истощающимся запасам Тюменской области. 

“Новые этапы” реформы в обозримом будущем могут привести к экономическому и общественному кризису, глубина которого в Нижегородской области будет зависеть не только от готовности и способности ее хозяйства противостоять неблагоприятной “внешней среде” и развиваться в избранном направлении, но и от общественно-политической ситуации, сложившейся в области. 

Как уже отмечалось, Нижегородская область по целому ряду своих социально-экономических показателей является типичной для российских областей. Процессы в общественно-политической сфере в этом смысле тоже не являются исключением: общая атмосфера кризиса в стране накладывает определяющий отпечаток и на общественно-политические процессы на местном уровне. 

Для населения Нижегородской области, как показывают данные всех социологических исследований, проводившихся на местном уровне, характерны отстраненность людей от политики, усталость от минувшего года (с августа 1991г.), погруженность в собственные дела, в собственный мир, а также медленное, но все более заметное накопление потенциала недоверия к власти в целом. 

Значительное ухудшение качества жизни - прежде всего, безусловно, ее социально-бытовой стороны - отмечают сегодня более 70 % нижегородцев. Три года назад так заявляло на 10% меньше горожан. Почти для 80% главной проблемой стало выживание в условиях экономического хаоса. 

Однако наряду со столь пессимистическим взглядом на современную социально-экономическую ситуацию у большинства горожан области нет желания вернуться назад, в более благополучное во многих отношениях коммунистическое прошлое. 

Ни депутаты, ни их избиратели не верят, что цель правительства - защита интересов широких слоев трудящихся; не верят они и в то, что правительство отражает и защищает их интересы. 

Недоверие депутатов к центральным властям во многом персонифицировано: они чаще, чем население, не доверяют Г.Э.Бурбулису и практически столь же часто - Е.Т.Гайдару. И у населения, и у депутатов сохраняется психологическое разделение президента и его правительства. Президент Б.Н.Ельцин продолжает сохранять более высокий рейтинг по сравнению с правительством. 

Вместе с тем, летом произошла заметная потеря популярности президента Б.Ельцина, отрицательные оценки которого в июле превысили 50%, а положительные сократились до 24%. 

При падении рейтинга центральной власти растет доверие нижегородцев к местной. Летом в этом процессе проявилась новая тенденция: разрыв жесткой закономерности популярности главы администрации области от рейтинга президента. Если рейтинг губернатора в июне-июле практически не менялся, то рейтинг президента, как уже отмечалось, упал до минимальной оценки. Осенью рейтинг местных властей стал выше рейтинга центрального правительства. 

Влияние местных властей в своих регионах неуклонно растет и общественное мнение только фиксирует этот процесс, четко осознавая, от кого теперь реально зависит их положение. В восприятии массового сознания область все более автономизируется. 

Сплоченности области, как впрочем и стабилизации общественно-политической ситуации в целом, несомненно, способствует отсутствие конфликта между областным советом и администрацией, выделяющее Нижегородскую область из многих других российских регионов. 

Практически стабильными остаются и межнациональные отношения. Три основные группы национальных меньшинств: украинцы, татары, евреи - уже создали свои общественно-культурные центры, при которых функционируют воскресные школы для детей и взрослых, курсы национального языка, создаются библиотеки. Эффективность их деятельности теперь в первую очередь зависит уже только от степени заинтересованности лиц данной национальности в изучении родной культуры. 

Несколько сложнее ситуация с проблемой возрождения русской культуры. Свыше 70 процентов населения области считают, что Россия имеет свой исторический путь, отличный от Запада. 66% связывают эту самобытность России с особым духовным складом ее народа, отсутствием в основной его массе духа стяжательства, извечным стремлением к правде, справедливости, добру. Русская “национальная тема” начинает все активнее звучать в общественно-политической жизни, к ней обращаются самые различные политические силы. Но большей частью ее разработка отдана на откуп так называемым патриотическим движениям. 

Фактически администрация области стоит перед необходимостью разработать собственную целенаправленную политику возрождения русской культуры и поддержки российского самосознания. 

В общественном сознании проблема возрождения русской духовности тесно связана с восстановлением роли Русской православной церкви. Всего в области действуют 2 монастыря и 169 религиозных объединений Русской православной церкви. 

Кроме того в области: девять старообрядческих религиозных обществ, свыше 30 общин Евангелистских христиан-баптистов, а также две общины адвентистов седьмого дня. 

Нехристианские конфессии представлены главным образом мусульманскими религиозными объединениями и еврейской религиозной общиной. Наибольшим влиянием из них, естественно, пользуется ислам. На территории области зарегистрировано 32 мусульманских религиозных объединения, из которых 15 расположены в Краснооктябрьском районе, - районе компактного расселения татарского населения. В связи с увеличением количества мусульманских объединений, в 1990 г. в области был образован мухтасибат. 

Несмотря на то что нельзя говорить о каких-либо серьезных межконфессиональных конфликтах в Нижегородской области, для местных властей главная проблема заключается в том, что Русская православная церковь и другие конфессии по-прежнему апеллируют к администрации в решении любых спорных вопросов. 

Номинально в Нижегородской области представлен практически весь спектр политических течений России. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что отношение населения к конкретным проявлениям партийной жизни в области достаточно безразлично. 

Прежде всего, абсолютное большинство населения, около 75%, лично не испытывают потребности вступать в какую-либо политическую партию, 12% не задумывались над вопросом о вступлении в какую-либо партию, 11% оставляют для себя такую возможность и только 2% однозначно ответили, что хотели бы вступить в политическую партию. 

Люди не участвуют в партийной жизни не потому, что являются принципиальными противниками многопартийности (таких всего 3%) и не верят в перспективы формирования многопартийной системы (подобных скептиков лишь 8%). Наиболее распространенными ответами на вопрос о причинах неучастия в политических партиях и движениях являются “не вижу в этом смысла” (44%); “мне это неинтересно” (28%). 

Для населения характерен чрезвычайно низкий уровень информированности о политических партиях и движениях, об их программах и деятельности. В целом несколько чаще вспоминают партии демократической ориентации (прежде всего - ДПР), а также ВКПБ и ЛДП; последние широко известны из-за активности их лидеров. 

Об отсутствии массового интереса к партийно-политической жизни свидетельствует и чрезвычайно низкий процент людей, имеющих сколько-нибудь выраженные симпатии или антипатии по отношению к конкретным политическим организациям. 

Несколько более известны нижегородцам партии демократической ориентации: наиболее узнаваемой партией оказалась ДПР, в ее поддержку высказались 18% опрошенных или 51% тех, кто отвечал на данный вопрос. Остальные партии имеют значительно более низкий рейтинг: РХДД отметили 7%, ДДР - 6%, ВКПБ - 4%, ЛДП - 2% и ДС - 1%. Среди партий, имеющих идейных противников, лидирует ВКПБ: 20% отметили, что не принимают эту организацию. 

Можно с большой долей уверенности констатировать, что становление многопартийной системы не носит в настоящий момент характера массового политического процесса. Вопросы межпартийной политической борьбы не затрагивают реальных интересов рядового гражданина. Политическое самоопределение массового сознания только начинается, и в настоящий момент говорить о его организационном оформлении пока преждевременно.

 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форум] [Книга гостей] [Публикации]
 
Нижегородский пролог. Содержание. 
Далее -> 3.2 Прогноз и стратегия