Здравствуйте, дорогой Борис Исаакович!
Когда-то мне казалось, что в политике нет
такого, чего бы я не понимал, в чем бы не разбирался и чего
бы не мог предугадать. Если бы десять лет назад я случайно
попал в Лаврентия, то мигом бы объяснил, зачем тут живут
полторы тысячи его жителей. Но сейчас, мучимый бессонницей,
я не перестаю задаваться вопросом: зачем они здесь, в стороне
от жизни, от музеев и театров, бульваров и скверов, от всего
того, что кем-то названо цивилизацией? - и не нахожу ответа.
Каждый в отдельности незаменим и необходим: учитель - учит,
повар - кормит, врач - лечит, продавец - продает, милиционер
- охраняет. С этим ясно. Неясно, зачем они учат, лечат,
торгуют, охраняют... именно здесь?
Выходя на работу - в администрацию, котельную,
магазин, аэропорт, школу, пекарню, на почту или в больницу
- каждый понимает, что его функции не исполнит больше никто.
Все вместе формируют единый организм, который поддерживает
жизнь. Убери кого-нибудь (пекаря, акушера, связиста) - это
мигом отразится. Даже уход в отпуск нередко создает трудности
для жизнедеятельности поселка. Что же говорить об отъезде?
В то же время, здесь каждому очевидна собственная
никчемность для государства. И не только собственная, но
всех жителей Чукотки. Очевидно и то, что никому они не нужны
на материке. Житель Лаврентия знает, что он нужен только
такому же, как сам. Это роднит лаврентьевцев с командой
подводной лодки, где всякий, включая капитана, больше функция,
чем человек.
Все клянут государство, которое отвернулось
от Севера и не вкладывает деньги в его развитие, но когда
спрашиваешь, какая государству в том польза, молчат или
твердят невразумительно о полезных ископаемых, таблице Менделеева,
по которой вроде бы ходят, и прочих выгодах, о которых имеют
смутное представление.
Коренные жители высказывают недовольство
тем, что их землю эксплуатируют пришлые, из-за чего северные
народы вымирают. Вместе с тем они жалуются на то, что их
оставили в беде, и выстраиваются в очередь к районному начальству
за материальной помощью.
Это лишь малая часть мучительных противоречий
и парадоксов, из которых соткана жизнь в Лаврентия. В результате
предстает печальная картина угасания того, что с таким восторгом
начиналось. Поникшие, с потухшим взглядом и ко всему безразличные,
словно тени, ходят по поселку чукчи. Дерганые, озабоченные,
отрезанные от жизни и безнадежно уставшие - материковые.
В Лаврентия еще жизнь теплится, словно догорающие угли на
пепелище, а в глухих поселках и того хуже.
Сотни раз слышал ломоносовское утверждение
о том, что будущее России будет прирастать Сибирью, и безоговорочно
верил авторитету гения. Тем более что газетные репортажи
и телесводки уверяли в том же. Но вот своими глазами увидел
обратное: Сибирью, точнее Крайним Севером, Россия гибнет.
Разлагается, тает и исчезает... Знаете, кто из художников
точно уловил физиологию и трагизм человеческой катастрофы,
физического распада и духовной безысходности? Хаим Сутин.
Я не знаю, как впечатляла современников галерея написанных
им портретов, но теперь, оглядываясь на прошедший век, понимаю,
что эти несчастные, обреченные персонажи, с распухшими лицами,
с беспомощно скрещенными или вытянутыми руками, огромными
и бесформенными, доходчивее всего объясняют катастрофу умирания.
Сутин, кажется, смог запечатлеть своих героев горящими в
печи нацистского крематория еще до того, как они туда попали.
Он словно представил, как выглядели бы они, если бы оказались
там.
Именно сутинские портреты я вспоминаю, глядя
на чукчей, стоящих в очереди за гуманитарной помощью или
за хлебом. Хмурые и равнодушные, беспомощные и усталые,
молчаливо глядят они на меня - чужака, зачем-то приехавшего
в их край...
После того, как при помощи культбаз здесь
все окультурили, наукрупняли, наперестраивали и развалили,
на спасение района бросили учительницу. Действительно, кто
еще в России тысячелетнего порубежья возьмется за труд,
в сравнении с которым расчистка Авгиевых конюшен выглядит
обычной уборкой?
Поразительно, но при всем скептицизме по
отношению к начальству лаврентьевцы в эту женщину верят.
Им кажется, что ей-то как раз под силу все наладить и оживить.
Одни будут довольны, если новый начальник района достанет
солярку, другие обрадуются сосискам, а кому-то вовремя выплатят
заработанную плату. Вот уже и хорошо! Вот и "подъем"!
Народ ведь не избалован. Лишь бы хуже не стало. Даже и к
худшему готовы, только чтобы не намного и не сразу.
Как бы Валентина Васильевна не стала представителем
Министерства по чрезвычайным ситуациям в своем районе и
не превратилась в авиадиспетчера, с утра до вечера умоляющего
о прилете "борта" с едой.
В 1999 году собственных средств в районный
бюджет поступило шесть миллионов рублей. Если эту сумму
разделить на количество жителей, то на каждого придется
по три с половиной доллара в месяц. На эти деньги можно
ежемесячно покупать по паре окорочков Буша. Разумеется,
главная задача главы района летать в Анадырь и обходить
с протянутой рукой чиновничьи кабинеты, повторяя губернаторские
хождения в столице. Учитывая, что так же, только с более
важным видом, бегают по финансовым организациям Запада наши
кремлевские начальники, можно представить, в каком динамичном
состоянии находится отечественное чиновничество. Не позавидуешь.
Поскольку Валентина Васильевна молода и
обаятельна, к ней благоволит губернатор. Ей уже удалось
выплатить зарплату работникам бюджетной сферы, которую они
не видели девять месяцев. С остальными труднее: в жилищно-коммунальном
хозяйстве зарплату не получают по два-три года, в совхозах
- в течение пяти-шести лет. Там уже не помнят, что такое
деньги. Кроме того, Валентина Васильевна обеспечила район
углем, топливом для вертолетов и продовольствием. Тепло,
еда и свет - вот иерархия ценностей в Чукотском районе.
Та же иерархия и в Швейцарии, и в Норвегии, и в Канаде,
только граждане их об этом не знают.
Понять, отчего Лаврентия вместе с Чукотским
районом и со всей Чукоткой никому не нужны, не сложно. Труднее
объяснить, для чего Лаврентия нужен.
В Билибино есть атомная станция и есть рудник,
на котором добывают золото. Это значит, что работа для пары
тысяч человек там всегда найдется. Но чем может жить Лаврентия,
представляющее собой разросшуюся культбазу? Здесь пограничный
район, и если есть интерес военно-стратегический, нужны
две-три сотни пограничников, военный городок - и все. Что
делать остальным? Валентина Васильевна с этим не согласна
и считает, что "коренных людей бросить нельзя, так
как они без нас пропадут".
И, точно, без нас - пропадут. Но парадокс
в том, что пропали-то как раз из-за нас. После экспериментов
с местным населением, включая коллективизацию и фермеризацию,
наши начальники пришли к выводу, что надо бы это население
вернуть к своим исконным занятиям: к оленеводству и охоте,
сделать их хозяевами стада и земли - словом, вернуть в тундру.
Замечательно! Вот только возвращать некого. Живущие сегодня
- это не те самые чукчи и эскимосы, которых когда-то загоняли
в совхозы. Это - новые поколения, выросшие в интернатах
и тундры не знающие. Кроме того, что не осталось "тех
самых" чукчей, нет и "тех самых" нас. Нет
и того государства, и его обязательств тоже нет. Ничего
прежнего у нас не осталось, кроме наших бед. В Чукотском
районе право голоса на выборах имеют 2 730 человек. Это
и есть взрослое население. На учете состоят 402 безработных.
Из них 360 коренных жителей, причем женщин - 219. Безработных
до 29 лет - 130. В Лаврентия числятся 84 безработных на
1 407 жителей. В Уэлене 81 безработный на 772 жителя. (Три
года назад там было 45 безработных.)
Таково положение на 1 октября 1999 года,
хотя действительная безработица, как минимум, в два раза
выше. Несмотря на нищету и безденежье коренные жители на
объявления о приеме на работу отзываются неохотно. Несколько
раз я подходил к косторезной мастерской, чтобы купить сувенир,
а заодно посмотреть, как работают косторезы. Но мастерская
всегда была закрыта, хотя табличка на дверях утверждала,
что это коммерческое предприятие. Меня интересовали уже
не сувениры, а то, когда появятся косторезы. Наконец, я
застал в мастерской двух чукчей и попросил продать какое-нибудь
изделие. Они ответили, что работают только "на заказ".
Я попросил показать образцы, но и образцов у них не было.
Мне сказали, чтобы я пришел "завтра". Я пришел
на следующий день, но косторезы бормотали что-то невнятное,
перекладывая вину друг на друга. В конце концов я махнул
на них рукой. Коренных жителей трудно поднять даже на незначительную
работу. Невозможно отыскать хотя бы четырех человек, чтобы
разгрузить вертолет. И это при том, что вознаграждение выдается
тут же, у борта: мукой, сахаром, крупой. Приходится просить
помощи у пограничников, в то время как безработные отмахиваются.
В результате с трудом организованный рейс задерживается
на три-четыре часа, хотя каждая минута на вес золота.
Люди привыкли к подачкам, которые стали
системой и образом жизни, заменив труд. Они без стеснения
и устали обивают пороги учреждений, выцарапывая эти подачки.
Пособия по безработице, пособия матерям-одиночкам (445 рублей
в месяц), детские компенсации (232 рубля) являются не подспорьем
к зарплате, не подстраховкой на время поиска работы, а средством
к существованию, вполне их устраивающему.
Нынешнее состояние Чукотки - это когда романтизм
исчез и даже дух его выветрился, а прагматизм еще не совал
носа. И неизвестно, сунет ли. Вопрос о будущем возник не
сегодня и не вчера. Вот как он сформулирован несколько лет
назад в одном иллюстрированном журнале: "Путей два
- или вывезти всех на Большую землю, превратив Чукотку в
резервацию для коренных народов, или, наконец, понять громадные
перспективы здешних мест и отнестись к ним по-хозяйски.
Центр своего отношения к Чукотке до сих пор не определил..."
(Россия. Ноябрь-декабрь, 1996)
Изложенная дилемма - трехлетней давности,
и уже можно говорить о ее разрешении: Чукотки для Центра
не существует, как, впрочем, не существует для него и все
остальное. Прошедшие годы прояснили и путь, по которому
пошла Чукотка: кто может спасается бегством или старается
вывезти хотя бы детей. Чукотка перестает быть землей неизвестной
и становится тем, чем была изначально, - страной чукчей,
эскимосов, эвенов. Точнее, страной их остатков. "Громадных
перспектив" не заметили, следовательно, никто не будет
вкладывать сюда капиталы, и рассеянье иллюзий на этот счет
было бы уместным и полезным для чукотского начальства.
Что делать? Главная насущная задача современной
Чукотки в том, чтобы сохранить специалистов и уберечь наиболее
важные объекты. Выскажусь более определенно: Чукотку надо
законсервировать. Среди интеллектуалов нередко заходит речь
о создании резерваций для коренных жителей. Я бы предложил
создать резервации для жителей материковых...
Мне вспомнились детские рисунки, выставленные
в краеведческом музее Билибино. Дети - лучшие футурологи,
их чувствительности может смело доверять прагматик. Рисунки
подсказывают, что искать выход надо в континентальной Чукотке.
На месте того же Билибино. Из этого небольшого города может
вырасти северный мегаполис. Первый из тех двух-трех десятков
супергородов, которые, соединившись коммуникациями, "обвяжут"
планету вдоль полярного круга. Билибино станет столицей
и метрополией Чукотки, его центром. Микрорайоны мегаполиса
назвовут именами ныне существующих районов Чукотки, а внутри
микрорайонов улицы будут носить названия поселков. Сюда
переедут все(!) жители округа, а в портах и на пограничных
постах работать будут вахтовым методом.
В самом Билибино первым делом будут созданы
условия для женщин. Город должен состоять из институтов,
техникумов, профтехучилищ, из учреждений культуры - библиотек,
научных центров, музеев, театров, а также из магазинов,
салонов, кафе, ресторанов, всевозможных клубов, танцзалов,
бассейнов, спортзалов, галерей, цветочных магазинов и прочего,
созданного исключительно для женщин и управляемого женщинами.
Ко всему надо приобрести четыре аэробуса и несколько гектаров
на тихоокеанском побережье, куда женщины могли бы летать
на выходные. Словом, необходимо создать среду, в которой
они смогли бы самоутверждаться - прическами, нарядами, красотой,
достойными профессиями, творчеством, наконец своими мужчинами,
которых в этом случае не стыдно показать.
Дорогой Б.З.! Вы, как знаток женской психики,
понимаете, что я прав, и что это не утопия. При том, что
женщина тащит на себе остатки России, при том, что ей недостает
тепла, любви, внимания и заботы, при том, что ей самой некому
эту заботу и тепло отдать, - женщины обязательно устремятся
туда, где почувствуют к себе внимание и возможность реализоваться.
Ведь попадают наши красавицы на панели Турции или Греции
не от хорошей жизни. Кстати, не так давно бежали они и на
Крайний Север. Побегут и теперь. Заманить и удержать на
Чукотке женщин - уже полдела. Все остальное они сотворят
сами. Потому что, если захотят остаться на Чукотке женщины,
останутся и дети. Тогда никуда не денутся и мужики.
Чукотский начальник собирается прорыть тоннель
под Беринговым проливом и соединиться с Америкой. Похвальное
намерение, свидетельствующее о том, что губернатор небезнадежен.
Если бы он взялся за мегаполис с абсолютным приоритетом
для жизни женщин, они со временем прорыли бы ему и тоннель.
Увидите, идея создания мегаполиса воплотится,
и даже скорее, чем это можно предположить.
P.S. К письму прилагаю Хронику событий Лаврентия
и рецепты приготовления блюд береговых чукчей и эскимосов.
Теперь, если что, с голоду не пропадете...
_______________
Л
А В Р Е Н Т И Я
(Хроника девяностых)
1991
- у острова Ратманова задержан японец на
буере, добравшийся с американской стороны.
1991, октябрь - многотонный выброс сайки
на берег.
1992 - зарегистрирована фирма "Шиманский
и К".
1992 - прекратил существование районный быткомбинат.
Оборудование распродано. Здание разграблено.
1993, 26 февраля - закрыт Дом культуры в
микрорайоне Катрыткино.
1993, 15 марта - закрыта библиотека в Катрыткино.
1993, ноябрь - закрыт Дом культуры в с.Нешкан.
1993, ноябрь - наблюдение крупного НЛО.
1994 - разгромленная в с.Лорино столовая
вновь открыта.
1994,
13 июля - открыт районный краеведческий музей.
1995 - закрыто акционерное общество "Гранит",
бывшее СМУ-3. Имущество распродано.
1995, январь - закрыт детсад в Катрыткино.
1995, ноябрь - закрыта Детская школа искусств
в Лорине.
1996 - вновь закрыта столовая в Лорине.
1996 - отключено сетевое радио в Лаврентия
и в районе.
1996, ноябрь - выброс сайки в Уэлене.
1996 - на звероферме совхоза им.50-летия
Октября (с.Нешкан) произведен забой поголовья песцов.
1996, октябрь - налажен прием окружного телевещания.
1997, 20 июня - сгорел клуб на сто мест в
Инчоуне.
1997, апрель - создана секта евангелистов-баптистов
в Уэлене и Инчоуне.
1997, 18 мая - крещение первых шести членов
секты из Лорина и Лаврентия.
1997, 30 мая - православным священником из
Магадана совершен обряд освящения кладбищ и панихида по
усопшим.
1997, 5 июня - в зале Дома культуры проводилось
торжественное служение в честь Вознесения Господня. (Священник
РПЦ.)
1997 (10 июня) - сгорело здание ДК в с.Инчоун.
1997, 8 июля - пограничники вывезли из Инчоуна
двух евангелистов-баптистов, пытавшихся пересечь границу.
1997, с 1 сентября - отпущены цены на хлеб.
1997, 17-24 сентября - в Норвегии состоялась
международная китобойная комиссия по выделению квот на добычу
китов, в том числе для Российской Федерации.
1997, сентябрь - теплоход "Владимир
Арсеньев" доставил три вельбота лоринским охотникам.
1998 - на 1 января население района составило
5 350 жителей. Из них коренных - 3944. С 1994 по 1996 из
района выехали 400 чел. В 1997 - 117.
1998 - впервые за время существования Лаврентия
не завезено авиатопливо. Вертолеты базируются в Провидения.
1998 - с января отключено НТВ.
1998 - с июля отключен Второй общероссийкий
канал.
1998, 8 августа - празднование 350-летия
открытия Берингова пролива.
1998, сентябрь - открыла мелкооптовую торговлю
Чукотская торговая кампания (ЧТК) в помещении склада чукотторга.
1998, 17 октября - празднование 70-летия
Лаврентия.
1998 - на 1 ноября в Чукотском районе 350
матерей-одиночек, у которых 472 ребенка.
1999 - на 1 января в районе проживают 5100
человек, из которых 4120 - коренных. Работающих 2116. В
культуре - 72, в образовании 434. В Лорине - 4500 оленей,
в Нешкане - 2700.
1999, 14 апреля - старт гонок "Надежда
99" (300 км). Участвуют 29 упряжек. Из них 16 - впервые.
Добрались до финиша 24 упряжки. Первое место занял Федор
Тынарыле из Нешкана.
1999, 13 августа - приезд Ю.С.Рытхеу.
1999, октябрь - вышел первый номер газеты
"Народ и власть" (50 экз.)
1999, 19 декабря - избрание Главой района В.В.Рудченко.
Выборы в Госдуму.
Хроника
событий ведется
нач. отдела культуры Чукотского района
Л.О.Филипповой и хранится в районной библиотеке.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПИЩА БЕРЕГОВЫХ ЧУКЧЕЙ И ЭСКИМОСОВ
(Из
книги В.Леоновой "Память о Наукане")
МАНТАК
(ИТГИЛГЫН). Китовую кожу с салом едят в сыром и вареном
виде. Вареную заготавливали впрок. Для этого кожу клали
в деревянную бочку с плотно уложенными листьями иван-чая
(уэуэхты) залитыми водой. Это блюдо ели только зимой. Растение
придавало приятный запах и позволяло долго сохраняться.
Осенью, с первыми заморозками, свежую кожу с салом укладывали
в мясную яму, где она сохранялась до весны. Это был лучший
подарок, когда ездили в гости в соседние села или к оленеводам.
НУВКУРАК'
(Вяленое мясо морзверя). Китовое мясо вялили так, чтобы
затвердевала только внешняя корка-оболочка. Внутри же оно
оставалось сырым. Затем мясо варили в больших котлах и укладывали
в бочку с топленым тюленьим жиром. Ели его только зимой.
Мясо
нерпы, лахтака или нарезают на небольшие продолговатые куски
и вешают на специальные сушилки. При солнечной погоде сушат
недолго, до образования корочки. Также можно сушить ребрышки
нерпы. Летом вяленое мясо едят с листочками горца змеиного
(нык'ынлъак'), с белыми цветочками (к'атыг'ъех'ак'). Зимой
нувкурак употребляют с листьями камнеломки или мать-и-мачехи.
СОНИРАК'
(Мясо морзверя с душком). Свежее мясо моржа или лахтака
держат несколько дней в теплом помещении. Когда появляется
специфический запах, мясо недолго варят, чтобы внутри оно
оставалось сырым. Едят с листочками камнеломки, конского
щавеля, мать-и-мачехи или просто макают в жир. Сонирак повышает
аппетит.
К'УИЛИСИГ'АК'.
Печень моржа держат в теплом помещении до тех пор, пока
она не прокиснет и не выделит сок. Едят с жиром или с вареной
кожей моржа. Считается вкусной и очень полезной пищей.
К'ЕГЫТ'.
Кишки моржа или лахтака выворачивают наизнанку, моют, и,
положив на деревянную дощечку (аялъаг'ок'), снимают пленку
специальным костяным скребком (килиган). Кегыт едят макая
в жир. Кишки, очищенные от пленки, надувают и развешивают
на улице сушить. После сушки их разрезают и аккуратно сворачивают.
Раньше из них шили легкие непромокаемые куртки (силъяг'ак').
ЛАХТАК-МАКЛЬАК.
Лахтачье мясо варят несколько минут, чтобы оно было в собственном
соку и сыроватым внутри. Бульон не заправляют.
НЕРПА-НЫХСАК.
Нерпичье мясо варят 10-15 минут. Бульон заправляют листочками
вербы, иван-чая, морской капустой или диким луком. Бульон
получается очень вкусным. Внутренности нерпы тоже идут в
пищу. Очищенные кишки можно высушить или обжарить на огне.
ЫРАК'ЫН'УРАТ.
Свежее мясо моржа нарезают вместе с салом на мелкие кусочки.
Варят долго (2-3 часа), потому что мясо жесткое. Вместе
с мясом можно сварить и кожу, нарезанную небольшими кусками,
и кишки, только их надо вытаскивать раньше, чтобы не переварились.
Перед готовностью в бульон кладут листочки вербы, иван-чая,
морскую капусту или дикий лук. Эта еда, по оценкам коренных
жителей, очень аппетитная, вкусная и питательная.
К'ОГ'РАК
(Строганина). Мороженое мясо моржа, кита, лахтака, оленя
или рыбы строгают женским ножом (улок') на тонкие кусочки
и едят с листочками камнеломки, конского щавеля, мать-и-мачехи.
Также мороженое мясо можно отбивать специальным большим
молотком (к'угатак'). Раньше в холодной части яранги находились
специальные большие морские камни с ровной поверхностью,
на которых отбивали мороженое мясо или сало.
КАХУ.
Свежую моржовую кожу режут на небольшие куски не снимая
щетину и варят 15-20 минут. Перед употреблением щетину снимают.
Едят с мясом, с кислой печенью моржа. Каху хрустит во рту
и считается деликатесом.
К'ОПАЛГ'ЫН
- КЫМГЫТ. Блюдо, приготовленное из моржового мяса и сала,
вырезанное квадратом из спинной или боковой частей туши
вместе со шкурой. В вырезку закладываются печенка, счищенные
кишки, легкие, почки и по краю сшиваются кожей наружу. Получается
рулет кымгыт. Хранится в прохладном месте. Ближе к холодам
еще плотнее сшиваются края кымгыт, чтобы предохранить мясо
от чрезмерного закисания. Употребляют зимой в мороженом
виде.
ВИЛЬЕГЫТ.
Ласты нерпы, лахтака или моржа заворачивают в траву, потом
держат в кожаном мешке. Через некоторое время повторяют
этот процесс, только с более плотной завязкой мешка, и вывешивают
на жерди яранги. В теплое летнее время, через 3-4 дня проверяют
готовность. Если верхний кожный покров ласта легко отделяется
- блюдо готово и его едят с вяленым мясом. Передержанные
в мешке ласты, имеющие красно-медный цвет, не годятся в
пищу. Главное - не пропустить момент готовности. Считается
исключительным деликатесом.
|