Дорогая Валентина Федоровна!
Пересылаю набороски о поселке Лорино, находящемся
недалеко от Лаврентия, у самого Берингова моря. Туда собралась
настоящая экспедиция из работников отдела образования -
проведать школу, интернат и детский сад. Загрузили в машину
коробки конфет - Новый год все же - и пригласили с собой
меня.
Добирались три часа, с остановкой. В самом
Лорине пробыли столько же и вечером вернулись в Лаврентия.
За три часа мало что узнаешь, но все же.
Сколько еще пробуду в Лаврентия - не знаю.
До Нового года - точно. Может, еще напишу.
ДОРОГА В ЛОРИНО
Если верить картам, других дорог на полуострове
Дауркина нет. Сразу за Лаврентия она ведет в гору, и открываются
такие просторы, каких я еще не видел. Впечатление усиливает
отсутствие всего, что мешает всматриваться в даль. Нет деревьев,
кустов, нет ничего, что отбрасывало бы тень. Я не заметил
ни одного острого угла, ни одной ломаной линии. Справа -
плавные очертания белоснежных сопок, слева - невидимая дымчатая
бесконечность: там, в нескольких километрах - кромка Берингова
моря. Солнце сияло, не было даже малейшего ветерка, мороз
опустился ниже тридцати. Километрах в десяти от Лаврентия
встретились двое чукчей. Они шли из Лорина, один за другим,
на расстоянии ста шагов. (Мы из одной деревни в другую шли
бы рядом.) Оба путника были в кухлянках и торбасах. На одном
была вязаная шапочка и солнцезащитные очки, а другой нес
шапку в руках. Идти зимой по тундре, а путь в Лаврентия
занимает восемь-девять часов, опасности для них не представляет.
В нашу сторону чукчи даже не посмотрели.
Скорость передвижения по зимнику не более
сорока километров в час, что позволяет осматривать окрестности.
Застывшее пространство всему придает ускорение, а на белом
фоне фиксируется любое движение. Встречные собачьи упряжки
промчалсь со скоростью, кажущейся бешеной. Так накатывается,
с шумом проносится и исчезает скоростной поезд. Перебежавший
дорогу заяц также показался невероятно шустрым. Здесь обитают
еще полярные волки, которых лучше не встречать. Непонятно:
где эти звери живут, куда прячутся? Все кажется открытым
и доступным.
Ближе к Лорину находятся популярные в этих
местах горячие источники. Возможность оценить тепло притягивает
к лоринским ключам не меньше, чем их целительные свойства.
Окунувшись в серный кипяток, я нагишом прохаживался по тридцатиградусному
морозу, обозревая сопки и прозябших школьных инспекторов.
Лоринские ключи - это небольшая инфраструктура,
состоящая из нескольких домиков, в которых можно отдыхать
и лечиться, хотя обычно сюда предпочитают нагрянуть, ублажить
себя и... исчезнуть. А для молодой чукчанки, которая здесь
живет с трехлетней дочерью, ключи - место работы и полторы
тысячи рублей зарплаты. Правда, денег она еще не получала.
Раз в неделю ей привозят рис, ячневую крупу и хлеб. Других
продуктов она не видит, но убеждена, что съедает больше,
чем могла бы купить на зарплату. Возможно, вскоре здесь
жизнь станет более насыщенная: рядом с источником строят
парники, в которых будут выращивать овощи.
Лорино расположено на высоком берегу и видно
за многие километры, напоминая рассыпанные на снегу семечки.
Кажется, что жизнь в нем должна быть невыносимой из-за ветров,
штормов и метелей. Но все обстоит иначе. Здесь почти всегда
тихая погода, и, что удивительно, нет ветра. Жители признают,
что лоринский климат отличается мягкостью, спокойствием
и совершенно не похож на лаврентьевский. Чукчи умели выбирать
места для проживания. Когда-то на этом побережье находились
поселки Мечигмен, Раупелян, Аккани и Яндагай, но по указанию
властей их жителей согнали в одно место, чтобы создать совхоз.
Этим местом и стало Лорино, разросшееся в крупный поселок,
а от покинутых селений остались лишь унылые урочища. Сейчас
уже никто никого не гонит. Жизнь в отдаленных поселках такова,
что люди их покидают сами и в поисках работы и куска хлеба
переезжают в Лаврентия или Лорино. Происходит стихийное
"укрупнение". Причем в Лорино стремятся больше,
отчего поселок уже превосходит районный центр по числу жителей.
В то же время отсюда выехали почти все русские семьи.
АЛЛА ФРАНЦЕВНА
Меня проводили в школу, где проходил предновогодний
праздник. Старая одноэтажная школа для начальных классов
оказалась полна детьми и родителями. Ученики были до безумства
возбуждены. Только что закончился карнавал, и они расходились
по домам. Расходились... Они кучами вываливались из дверей
школы и продолжали кувыркаться в снегу. Одна такая куча
прокатилась рядом со мной, на некоторое время распалась
и застыла, отвлеченная моим фотоаппаратом. Затем фрагменты
с еще большей яростью воссоединились и покатились в сторону.
Тем временем из школы вываливалась новая куча... Каникулы!
Я был представлен учительнице русского языка
и литературы, проработавшей в Чукотском районе сорок лет!
Алла Францевна закончила школу, затем Анадырское педучилище,
Магаданский пединститут и вернулась в район. Вначале преподавала
в поселке Пинакуль, ныне не существующем, находившемся напротив
Лаврентия, на другой стороне залива. Школа была небольшой,
учителей не хватало и Алла Францевна вела уроки сразу для
четырех классов. Ученики садились в четыре ряда - с первого
по четвертый класс, - и для каждого ряда преподавался отдельный
урок. Кто, кроме самих учителей, сможет ответить, какого
напряжения - умственного, душевного, физического - стоили
эти "сеансы" одновременной учебы на нескольких
школьных досках? А ведь в той пинакульской школе Алла Францевна
была еще заведующей, завхозом и уборщицей. И было это, кажется,
совсем недавно - в шестидесятых.
Теперь Алла Францевна отучила детей своих
первых учеников и уже учит их внуков, но свои первые занятия,
конечно, не забыла. Было немало такого, что приводило молодую
учительницу в недоумение, заставало врасплох. Как-то она
задала загадку из учебника: "Семь одежек и все без
застежек". Чукотские дети хором ответили: "Семь
камлеек!" Камлейка - нечто вроде большой ситцевой рубахи
без пуговиц, которую надевают поверх кухлянки. А капусту
дети видели лишь морскую. Тогда Алла Францевна, подстраиваясь
под их мировосприятие, диктует: "Жили-были три охотника.
Однажды они ушли в тундру. Двое потерялись. Сколько охотников
вернулось?" Один из учеников встает и говорит: "Не
может быть, чтобы в нашей тундре охотник потерялся. Мой
дедушка пойдет и найдет".
У чукотских детей особое восприятие действительности,
отличное от нашего. К ним нужен особый подход. И учебники
должны быть особенными.
По словам Аллы Францевны, на русского учителя
коренные жители смотрят как на старшего брата, который должен
учить, помогать, содержать, лечить. Просто обязан! К этому
их приучали с интернатов. И если что-то случается - они
сразу бегут к учителю.
Алла Францевна живет одна. Кухонька, комнатка,
паровое отопление, горячая вода. Отчего-то нет холодной...
Почему одна да еще на краю света, не спросил. Главная беда
в том, что не может выехать в отпуск. Все деньги уходят
на еду. Цены в Лорине еще выше лаврентьевских: доставка
килограмма груза из Москвы в Анадырь стоит пятьдесят рублей,
из Анадыря в Лаврентия - еще двадцать пять плюс разгрузка,
добавим десять-пятнадцать за доставку в Лорино. Кто же повезет
сюда книги? А уехать с Чукотки насовсем Алле Францевне не
к кому. И все же, лоринскую учительницу больше заботит то,
что происходит не с нею, а вокруг.
"На медицину и образование денег жалеть
нельзя. Погибнем! Сейчас нет средств посылать детей на учебу.
А по конкурсу наши ученики в вузы не пройдут. Значит у них
нет перспективы. Ведь здесь работы нет. Что им делать? Остается
пить. А лечение? Они же болеют и умирают, а лечить нечем.
Сейчас может вновь начаться эпидемия туберкулеза. Столько
лет боролись, вложили столько средств, столько труда, а
туберкулез опять на пороге... Почему наше здравоохранение
в таком загоне? На днях слышала, как один чукча пел под
нос: "Я сегодня голодный и злой. А когда я пьяный -
я добрый". Впечатление жуткое... Безработица и безденежье
угнетают. Хоть бы наладили производство корма для собак
или кошек из остатков морского зверя. Ведь надо хоть чем-то
занять людей..."
Еще Алла Францевна сказала, что, когда в
школе какой-нибудь праздник, туда вместе с учениками приходят
родители. Они становятся у стенки и молча смотрят на детей.
РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Основу жителей Лорина составляют чукчи -
потомки охотников на морского зверя и сами тоже охотники.
Но главный зверобой здесь - русский. Он промысловый инженер
и, кроме того, ведет кружок в школе: учит детей охотничьему
промыслу. У Романа Александровича в подчинении пять бригад,
по восемь человек в каждой. Охотятся на серого и гренландского
китов, на моржей и на лахтака. Роману тридцать лет, он крепкий
и здоровый, но, если встретишь его в Москве или в Санкт-Петербурге,
ни за что не определишь, что он занимается рискованным делом
в Беринговом море. Роман - из Красноярска, служил в армии
на Чукотке, женился на чукчанке и остался здесь жить. Вскоре
у них родился сын. В 1995 году у жены случился инсульт и
она умерла. Роман один воспитывал сына. Потом женился во
второй раз и вновь на чукчанке. Сейчас сын учится в школе
и посещает занятия кружка, которым руководит отец.
Когда я спросил, чем отличается чукчанка
от русской, Роман смутился и ответил, что людей по национальности
не делит. Потом все же отличия нашел. По его словам, чукчи
мыслят иначе. Роман считает себя неплохим шахматистом, но
чукчам нередко проигрывает: у них особый, нестандартный
склад ума. Что до женщин, то их отличает преданность, исключительное
трудолюбие и заботливость. Он также считает их очень ревнивыми.
В обязанности инженера входит организация
промысла. Моржа, тем более кита, запросто не убьешь. Существуют
рыбная инспекция, пограничные войска, администрация. Нужно
все согласовать, получить разрешение, и еще многое нужно
сделать, прежде чем выйдешь в море. Бумажная волокита еще
та! Надо также технически обеспечить промысел, например,
заказать трактор для перевозки лодок. Если Роман остается
на берегу, то следит за охотой с крутого обрыва и корректирует
охотников по радиосвязи. Я высказался за то, что китов убивать
жалко. Роман тут же парировал: "А людей не жалко?"
Он с раздражением сказал, что прежде, чем
запрещать китовый промысел, надо запретить живущих здесь
людей. Употребление мяса и без того ограничено десятью-пятнадцатью
килограммами в месяц на человека. На окраине Лорина есть
"ледник" (с ударением на первом слоге) - нечто
вроде мясного склада, который охраняют специальные работники,
и они же продают мясо жителям поселка. Не только китовое,
но и моржовое, и лахтачье, и нерпичье. Там же заготовлено
национальное блюдо кынгыт, но едва ли материковый житель
станет его есть. А вот китовое мясо вполне приемлемо. Из
него получаются отличные пельмени и котлеты. Роман поясняет,
что мясо кита по вкусу довольно разное. Все зависит от времени
и способа добычи. Китовое мясо запрещено вывозить за пределы
Чукотки и торговать им можно только внутри округа. Есть
международная китобойная комиссия, которая строго контролирует
промысел. В то же время к Роману обращаются из других областей
и даже из-за границы с просьбой продать китятину. Готовы
приехать, загрузить и вывезти. Но нельзя. Не говоря уже
о том, чтобы поставить дело на коммерческую основу и заработать
хотя бы на лекарства детям и старикам или на новую китобойную
технику.
Мне жалко китов, моржей, лахтаков. И коров
жаль, и свиней, и овец. Но вот летом в Лорине не было сухого
молока, и женщины, у которых дети на искусственном кормлении,
вынуждены были кормить их водой. Медикаментов в поселке
нет, а те, что попадают, стоят столько, что купить их никто
не в состоянии.
...Тысячелетие ушло на то, чтобы доказать:
самый жестокий зверь - человек. Прошедший век смог убедить
в том самых упертых скептиков. Ужасы, творимые гомо сапиенсом,
заставили по-иному смотреть на кровожадных хищников, ядовитых
пресмыкающихся и даже на ископаемых динозавров. Когда мы
узнаем, что волк загрыз человека, невольно вырывается: "А
чего он к зверям полез?" Я уж не говорю об умилительных
образах лисичек, львят, волчат и прочих заек, которым люди
якобы не дают жить. Ей-Богу, мы зверя бережем больше, чем
человека, руководствуясь формулой: "Людей-то мы завсегда
сможем нарожать, а попробуй сделай кобылу". Защита
животных на фоне безучастия к человеку иной раз выглядит
патологией. А здесь, в тундре, всё на своих местах. Волк
- не братец, а злой и вероломный враг, безжалостное и бесчувственное
чудовище, готовое перегрызть глотку всему живому. Всё шевелящееся
и имеющее плоть, для него лишь драгоценные калории. Сам
же волк - всего лишь шкура, которой можно укрыться от холода,
а можно продать или обменять на что-нибудь полезное. Собачья
упряжка - не диковинный и экзотический способ прокатиться
по заснеженной тундре, а единый, мобильный и злой организм,
состоящий из сурового хозяина, не имеющего иных средств
передвижения, и полуголодных псов, для которых все, от медведя
до случайно попавшегося на пути ребенка, лишь более менее
качественная пища. Для морзверобоя защищаемый мировой общественностью
кит - это только огромный кусок мяса, ниспосланный свыше,
чтобы дети, жена, мать не умерли от голода, не окоченели
в заброшенной и забытой прибрежной деревне. Жить или не
жить? - вот вопрос, который решает китобой, садясь в старую,
утлую лодку и вступая в смертельный поединок с морским гигантом...
Кроме мяса, лоринские охотники получают
китовый жир. Часть его отправляют оленеводам, а часть гниет,
и его выбрасывают. Роман просил, чтобы разрешили продавать
хотя бы этот жир. Но и это запрещено.
Что касается кружка, который Роман ведет
в школе, то и он не для забавы. Если подросток, живущий
на побережье, не будет знать, как добыть морского зверя,
он в будущем может пропасть. Поэтому ребята выходят в море
вместе со старшими. Начиная с девятого класса большинство
из них могут самостоятельно охотиться на любого зверя, исключая
кита, к которому детей не подпускают. Роман рассказывает
о лоринских морзверобоях с неподдельным восхищением:
"Мои зверобои выходят в неспокойное
море на таких лодочках, на которых не то что охотиться -
плавать страшно. А оружие? Первобытное! Бывает, кит переворачивает
лодку, и охотники гибнут прямо на глазах родных и близких,
которые наблюдают за охотой с обрыва. Да это и не охота,
а настоящая борьба. Борется за жизнь кит - это правда, но
за жизнь борются и люди: за свою и своих семей. Труд тяжелый,
опасный. И кто, кроме зверобоев, способен выйти на пятнадцатиметрового
кита, вес которого двадцать пять или тридцать тонн? А ведь
надо подплыть к нему, точно поразить гарпуном, затем бороться
с ним, вытаскивать на берег... Надо быть героем! А зимняя
охота на нерпу? Минус тридцать или даже сорок да еще с ветром,
а охотник сидит возле лунки и ждет, когда зверь вынырнет.
И шесть часов может прождать, и семь, и восемь... Как только
нерпа покажется, он должен выстрелить и попасть в нее. Затем
надо сесть в байдарку из лахтачьей шкуры, подплыть к нерпе,
вытащить её, добраться до кромки моря, и после этого возвратиться
в поселок, проехав на собачьей упряжке километров пятнадцать-двадцать,
а то и больше. Люди здесь отчаянные и невероятно смелые".
Роман никуда с Чукотки уезжать не собирается. Он рад своей
неспокойной жизни, когда каждый день не похож на предыдущий.
В конце встречи я решился попросить немного
китятины, и Роман принес ("на пробу") кусок, которым
можно накормить целую роту. Мясо пахло травой и морским
дном. Да, от него исходил запах глубины. Я передал китятину
молодой эскимоске из Лаврентия и она сделала котлеты.
ДЕТСКИЙ САД
На фоне окружающей нищеты лоринский детсад
выглядит, словно горячий источникк посреди заснеженной тундры.
Здание новое, внутри идеальная чистота, в комнатах светло
и уютно, много игрушек, дети ухожены, ими занимаются. Уже
при входе слышны звуки ярара. Пожилая эскимоска напевает.
Дети в такт ярару танцуют.
"Как нерпочки делают? Нагнулись, нагнулись...
Лежим на сопке, отдыхаем. Наелись, напились и лежим, греемся
на солнышке... Ия-на, ия-на, ия-ия-ия-на... Коршун! Коршун
летит! Смотрим кругом. Как коршун смотрит?.. Ия-на, ия-на,
ия-ия-ия-на... А это кто идет? Кто рычит? Смотрите! Страшный
волк идет. Быстро убежали, спрятались!.. Ия-на, ия-на, ия-ия-ия-на...
Поймали уже кого-то? Ой! Ну-ка бегом в море! Плывем, плывем,
плывем... Ия-на, ия-на, ия-ия-ия-на... Молодцы! Похлопаем
нерпочкам. Теперь все встали. Ну-ка потанцуем. Набрали водички
и умываемся. Умылись нерпочки. Молодцы! Теперь снова потанцуем...
Ия-на, ия-на, ия-ия-ия-на... Сели в нарту и поехали! Поехали!.."
Среди детей выделялась трехлетняя девочка.
Она танцевала и улыбалась с таким обаянием, что оторвать
взгляд было невозможно. Я пытался ее сфотографировать, но,
как только наводил объектив, "маленькая нерпочка"
тотчас переставала танцевать и пряталась за спины других
детей. Как ни старался, как ни уговаривал - тщетно. Наконец,
я расположился на полу, притворился неодушевленным предметом,
и только после этого смог ее сфотографировать. В детском
садике есть даже этноцентр, - нечто вроде краеведческого
музея. На самом видном месте цитата из книги Юрия Рытхэу:
"Человек измеряется не только в высоту
и в ширину, но и в глубину, в свое прошлое. Это прошлое
он должен помнить: свой язык, своих предков, песни, сказки,
словом, все".
ИНТЕРНАТ
Он расположен в старом одноэтажном здании
барачного типа. Все, что здесь есть, ветхое и убогое. Из
кроватей, покрывал, подушек, наволочек, тумбочек, из всякой
вещи, включая стены и потолки, выжато всё, но этим "добром"
еще долго будут пользоваться, без конца подновляя, подкрашивая,
подмазывая, подкручивая и подвинчивая. Мне показалось, что
всё выжато и из воспитательниц, нянечек, уборщиц...
Вот разговор с воспитательницей - Анной
Николаевной
Пытко.
- Откуда у вас украинская фамилия?
- Это чукотская фамилия. У меня мама чукчанка, и
папа чукча... По-украински было бы Пытько.
- Сколько здесь учеников и в чем наибольшая нужда?
- У нас проживают двадцать два ученика - из многодетных
и малообеспеченных семей. Есть еще "вспомогательный"
класс, из умственно отсталых детей. Их двенадцать.
- Чем вы их кормите?
- Тем, что достанет директор. В основном макаронные
изделия. Осенью едим китятину. Сейчас - оленину. Как-то
раз даже были котлеты.
- Кто одевает интернатовцев?
- Одеждой обеспечивает государство.
- Присылают или деньгами выдают?
- Уже много лет не присылали.
- Вы же говорите: "государство".
- Да, государство. Что накопилось в советское время, тем
и обеспечивает.
- Когда в последний раз получали одежду?
- Давно. В девяностых годах...
- Когда привозили новые парты или стулья?
- Когда школу комплектовали. В восьмидесятых...
- Какая у вас зарплата, какой распорядок у воспитателей,
как вы вообще занимаетесь с детьми?
- У меня получается где-то тысяча семьсот... Воспитательницы
находятся в интернате с утра до девяти вечера. А ночью дети
остаются с нянечкой... Нам их нечем занять. Нет игр, нет
книг. Только телевизор, по которому показывают одну программу.
Тетрадей нет, плохо с учебниками, про одежду говорили...
Интернатских еще как-то кормим и одеваем, а вот своих...
Сыну недавно купили ботинки за сто шестьдесят рублей. Он
месяц проносил - и они порвались. А дорогую обувь, рублей
за четыреста, мы себе позволить не можем. Интернатские одеваются
неплохо. У них есть и нерпичья обувь, и пальто, только вот
с шап- ками плохо. Шапок нет совсем.
- В чем же они ходят по такому морозу?
- В домашних шапках.
- Что значит "в домашних"?
- Кто в чем может, в том и ходит...
Я прошел по коридору, заглядывая во все
комнаты. В полутемном туалете (на Чукотке беда с лампочками)
увидел несколько мальчишек. Один из них сунул голову под
кран с ледяной водой, намылил хозяйственным мылом, сполоснул
и вытер вафельным полотенцем. Вся процедура заняла минуту-полторы.
В одной из комнат собралась часть воспитанников.
Они сидели на грубо сбитых скамейках и смотрели телевизор.
На стене висела простыня. Кто-то нарисовал на ней полярный
поселок с большой церковью и вывел надпись: "С Рождеством!"
Увидев меня, дети отвлеклись от телевизора.
Я достал диктофон и, обращаясь к одному из интернатовцев,
спросил, станет ли он охотником. Все рассмеялись. Оказалось,
я обратился к девочке...
У другого спросил, забирают ли его на выходные
домой. Дети вновь засмеялись, а мальчишка ответил, что у
него нет дома...
У третьего поинтересовался, кем работают
родители, но он сказал, что у него родителей нет...
Я убрал диктофон и молча глядел на детей.
Они с любопытством и тоже молча смотрели на меня.
Когда я вышел в коридор, дети высыпали за
мной. Им хотелось поговорить. Я пробыл в их окружении пятнадцать
минут и если бы меня не торопили, оставался бы дольше: более
внимательного и бережного отношения к себе еще не встречал.
Я даже почувствовал, что никогда и никому не был так нужен,
как стоящим передо мной лоринским интернатовцам.... У самого
маленького изуродовано лицо.
- Что с ним?
- Собака покусала. Слишком близко подошел к упряжке. У нас
таких много.
Все рассмеялись, включая покусанного.
ДОРОГА ИЗ ЛОРИНА
В Лаврентия возвращались в полной темноте.
Видимость была ограничена отрезком дороги, освещаемым фарами.
Ночь затушевала дневные картины, и если бы я их не видел,
не поверил бы, что вокруг нескончаемые пространства. Быть
может, поэтому я попросил водителя остановиться, заглушить
мотор и выключить фары. Затем вышел из "уазика",
но отойти от него дальше, чем на двадцать шагов, не решился...
Я ничего не увидел, потому что вокруг не
оказалось ничего, что можно было бы видеть. И не слышал
ничего, так как неоткуда и не из чего было взяться даже
малейшему шороху. Где-то за моей спиной должны быть невидимые
сейчас сопки. Огромный материк - Евразия, начинаясь здесь,
заканчивается на побережье Атлантики, а прямо передо мной
должна быть кромка Берингова моря и сразу за морем - Тихий
океан... Это значит, что земная твердь, обрываясь в километре
от меня, проявится лишь у берегов Антарктиды! Такого владычества
природы над собой я не ощущал никогда. Ни горы, ни океан,
ни пустыня, приводившие меня в трепет и благоговение, не
вызывали столь жуткого, поистине первобытного страха, который
породил во мне этот холодный, безмолвный и равнодушный мрак.
Вероятно, потому, что горы, пустыни и океаны - составные
части Земли, порождение ее в той же степени, что и мы, люди,
- из праха происшедшие и в прах возвращающиеся, и если я
сгину в волнах, замерзну во льдах, провалюсь в бездонную
трещину или испепелит меня солнце - прах мой все же останется
на Земле и будет принадлежать ей, как принадлежал всегда.
В этом смысле все земные стихии - мои, а сам я - их часть.
Но, оказавшись в одиночестве посреди мерцающих звезд, я
ощутил нечто к Земле не относящееся и считаться моим не
могущее. Я бы радовался даже луне, но и ее не было. Всё
- от горизонта до горизонта - было усеяно мириадами звезд,
и если существует небосклон (склонившееся небо), то именно
теперь я находился посреди него. Холодные, далекие, чужие
звезды были надо мной, вокруг и даже ниже меня. Они безмолвно
мерцали, не отражая, но поглощая свет. Так же для кого-то
мерцает Земля, с океанами, пустынями и горными вершинами,
в масштабах Космоса попросту не существующими. Нет, ничто
не идет в сравнение с тем страхом, в сочетании с удивлением
и восторгом, который порождает этот бесконечный мрак, где
Земля - лишь одна из пылинок, упустив которую из виду, уже
не отыщешь. Не от соприкосновения ли с этим жутким отчуждением
особая гордость космонавтов и ведомая только им тайна, позволяющая
дорожить Землею иначе, чем дорожат все остальные?..
Простояв еще минуту, я забрался в крохотный,
теплый, спасительный "уазик", внутри которого
обменивались веселыми историями милые и добрые люди. Я словно
возвратился к землянам, вернулся к своим. Уверяю, что только
одна возможность оказаться посреди звезд стоит того, чтобы
побывать на зимней дороге на краю Земли.
____________
В
этот же день в тундре сгорели заживо шесть лоринских оленеводов.
В ста километрах от села, на перевале Эренвеем. О беде узнали
спустя сутки. Все это время стадо оленей оставалось без
присмотра, и пока никто не знает, что с ними.
Вот
так! А казалось бы, в декабре в тундре проще замерзнуть.
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ МОРЖЕЙ НА ЛЕЖБИЩЕ И В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДАХ
"...Более
подвижными и беспокойными на лежбище являются, безусловно,
молодые звери. Это хорошо бывает заметно при неожиданном
испуге. В этом случае молодые, толкаясь, с шумом, хрюканьем
и резкими криками лавиной устремляются к воде, а старые
звери медленно поворачиваются в сторону опасности, кряхтят,
негромко лают и всем своим видом показывают нежелание уходить
с "обжитого" места. Такое спокойное поведение
старших успокоительно действует и на молодежь, которая вскоре
приостанавливает свое движение и начинает возвращаться обратно...
Старые звери ведут себя более спокойно, где бы они ни находились.
В частности, в воде у самой залежки приходилось наблюдать
по нескольку часов подряд громадных почти белых моржей,
покрытых бугристой кожей. Возможно, что меньшее число таких
старых животных в центральных частях зележки объясняется
тем, что они выбирают места, где бы их не толкали и не теребили
соседи.
Залежка
находится в постоянном движении. Это относится не только
к передвижениям зверей по суше и в воде, но и к поведению
лежащих зверей, которые почти непрерывно ворочаются, переваливаются
с бока на бок, наваливаются на соседа или, наоборот, стараются
из-под соседа вылезти. Нередки случаи, когда моржи лежат
друг на друге буквально в два "этажа". Неоднократно
наблюдался и третий "этаж" зверей, но он бывал
обычно недолговременным, и верхние звери, пробившись сквозь
массу тел, спускались ниже."
Краеведческие
записки. Выпуск IV,
Магадан, 1962, С.162-163.
Из книги Валентины Вэкэт "Кагъегыргын". М., 1997.
"...Когда
море крепко замерзло и встал припай, выдержавший силу первого
южака, начинается обучение будущих охотников. Дед или отец
учит малыша, как ставить сетку на нерпу на припае. Малыш
в восторге: он встал на охотничью тропу и во всем подражает
взрослым. Увидит дед, что идет взрослый сын с охоты со связкой
нерп, берет с собой внука и идет навстречу. Отвязывает самую
маленькую нерпу, надевает на внука лямки и велит тащить
нерпу домой. Тяжело малышу. На ровном месте нерпа скользит
легко, на неровностях застревает, цепляется за льдины. Но
дед рядом. "О-о! Сильный, сильный ты!" - подбадривает
он внука и показывает, как лучше выбирать удобную тропу
в торосах. А у яранги он, как и его отец, подтаскивает нерпу
к дверям и ждет, когда из деревянного ковшика напоят нерпугостью,
и по древней традиции выливает остатки воды в сторону моря.
И только после этого заносят нерпу в тепло для разделки.
Голодные
соседи и вдовые сразу узнают, что пришли с добычей, идут
и тут же получают кусок жира и мяса. И часто бывает, что
не успевает хозяйка обработать всю нерпу, как от нее остаются
только голова, потроха и ласты. Ставит кастрюлю и варит
остатки. Дети рады удаче отца и с нетерпением ждут свежатинки.
Пока варится мясо, девочка разносит по куску мяса слабым
и больным старушкам, которые постеснялись придти сами. Когда
девочка приносит подарок, то чтобы посуда не продырявилась,
ее взаимно тоже одаривают подарком: дают лакомые кусочки
из оленьих кишок, кусочек белой мандарки в знак благодарности.
Вся семья довольна и сыта, кажется, всех соседей одарили,
никого не обидели..."
|