Вероника! Это письмо - вдогонку.
Меня измучила совесть от того, что я так
и не побывал в отдаленных районах Чукотки. Едва ли еще предоставится
такой шанс. Думаю: пусть не отыщу младенца, зато хоть где-нибудь
побываю. Но оказалось, что с рейсами внутри Чукотки просто
беда. Нет таких, чтобы, вылетев, я через два-три дня вернулся
в Анадырь. Возвратиться можно не раньше, чем через две недели,
когда уже настанет Новый год. Что же делать в какой-нибудь
дыре полмесяца? И только в один поселок можно вылететь и
через неделю вернуться - в Лаврентия. И то, если вылечу
завтра. Это конец света и, по утверждению многих, не только
в прямом смысле. Меня заклинали туда не соваться. Целый
день ходил в раздумье: лететь или нет, и от безысходности
пошел в администрацию, где набрел на симпатичных женщин
из транспортного отдела. Прознав, зачем я на Чукотке, они
пристыдили меня и убедили обязательно лететь. Говорят, что
настоящая Чукотка находится именно в Лаврентия, а не в уютных
городах, вроде Анадыря или Билибино. Так что настоящей Чукотки
я, оказывается, еще не видел!
Они позвонили в аэропорт и забронировали
для меня билет. Затем начальник этого отдела связался с
Лаврентия и договорился, чтобы меня приютили. Таким образом,
меня буквально вытолкали в Лаврентия. Теперь уже некуда
деться и я собираю вещи.
Из
книги В.Н.Жука "Мать и Дитя", С.-Петербург, 1981,
сс.208-209.
"...Читателю,
можетъ быть, не безынтересно будетъ узнать, откуда произошло
названiе: "счастливые дети"? Въ случаяхъ, когда
передъ самымъ началомъ изгнания плода не происходитъ разрыва
пузыря, или же онъ разрывается въ другомъ месте, только
не на головке - если она предлежитъ, тогда сокращения матки
выталкиваютъ ребенка съ кускомъ яйцевыхъ оболочекъ. Въ этомъ,
въ сущности совершенно естественномъ, хотя и редкомъ явленiи,
народная фантазiя нашла признакъ чего-то таинственнаго,
какого-то особаго счастья, ниспосылаемаго на новорожденнаго,
а лоскутъ яйцевыхъ оболочекъ получилъ названiе сорочки.
Древнiе германцы считали ее одеждой, подаренной добрыми
феями (Nornen), которыя, стоя у колыбели рождающагося, даютъ
ему свой поясъ, вследствiе чего и роды оканчиваются благополучно.
И теперь еще въ прирейнскихъ провинцiяхъ ее прячутъ въ ладонку
и надеваютъ на ребенка при крещенiи, а въ былое время ее
бережно хранили, украшали золотомъ, жемчугомъ и драгоценными
камнями, въ полной уверенности, что этимъ еще более обезпечиваютъ
счастiе ея владельца. Поверье это существуетъ у всехъ народовъ
Евпропы. Такъ, немцы эту "сорочку" называют "Gluckshaube",
у французовъ существуетъ поговорка: "etre ne coiffe",
какъ признакъ особеннаго счастiя. Валлоны называютъ ее "Hamellette",
откуда произошло названiе амулета, такъ какъ высушенный
пузырь зашивали въ ладонку и носили на шее. Впрочемъ, его
и теперь еще носитъ буршъ въ Ольденбурге, надеясь быть счастливымъ
въ любви. Везде, въ Богемiи, Венгрiи, Швейцарiи, равно какъ
и въ северныхъ земляхъ народъ веритъ въ силу этого дара
неба; не даромъ же Кольцовъ съ такою тоскою воскликнулъ:
"Охъ,
въ несчастный день,
"Въ безталанный часъ,
"Безъ сорочки я
"Родился на светъ".
...Нам
мнится: мир осиротелый
Неотразимый рок настиг -
И мы, в борьбе, с природой целой
Покинуты на нас самих;
И
наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали...
Федор
Тютчев Бессонница
|
|