Статья 1
Определение
Для целей настоящего постановления сильное загрязнение означает значительное
загрязнение, происшедшее неожиданно и не разрешенное в соответствии или
в силу положений Закона о контроле за загрязнением.
Статья 2
Область применения
Настоящее постановление применяется к сильному загрязнению
- на норвежской территории;
- в экономической зоне Норвегии или к угрозе такого загрязнения в экономической
зоне Норвегии, если источником загрязнения является норвежское судно или
установка;
- предприятий, занятых в нефтяной деятельности на норвежском континентальном
шельфе.
Статья 3
Уведомление властей
Любая сторона, ответственная за сильное загрязнение, обязана в соответствии
с настоящим соглашением немедленно оповестить о нем. Обязанность оповещения
применима также к любой стороне, уполномоченной вести работу от имени стороны,
ответственной за загрязнение.
Любая другая сторона, не являющаяся ответственной за загрязнение, также
обязана оповестить о нем за исключением случаев, когда это с очевидностью
лишено смысла.
Эта обязанность также действует в случае сильного загрязнения предприятием,
имеющим разрешение в соответствии со Статьей 11 Закона от 13 марта 1981
г. № 6 о защите от загрязнения и об обращении с отходами (специальное разрешение
на деятельность, приводящую к загрязнению).
Обязанность уведомления также действует в случае опасности сильного
загрязнения.
Статья 4
Кого необходимо оповещать
О сильном загрязнении или опасности сильного загрязнения, которые являются
следствием деятельности на суше, необходимо уведомлять службу пожарной
охраны.
О сильном загрязнении или опасности сильного загрязнения, которые связаны
с судами, необходимо уведомлять ближайшую береговую радиостанцию.
В случае сильного загрязнения или опасности сильного загрязнения, которые
связаны с деятельностью на континентальном шельфе, необходимо оповестить
об этом Главный координационный центр службы спасения и Норвежский директорат
нефти.
Государственный орган по контролю за загрязнением может установить систему
дополнительного оповещения.
Статья 5
Специальные положения, касающиеся уведомления с самолетов
Если сильное загрязнение обнаружено с самолета, уведомление об этом
должно поступить на службу контроля за полетами, с которой связан данный
самолет.
Статья 6
Контрольный орган
Государственный орган по контролю за загрязнением или какой-либо другой
орган, уполномоченный Министерством окружающей среды, осуществляет контроль
за соблюдением положений настоящего постановления.
Статья 7
Вступление в силу
Настоящее постановление вступает в силу 1 января 1993 г. С той же даты
теряет силу постановление, регулирующее уведомление о сбросах нефти или
нефтяных смесей в море, реки и на сушу, принятое 10 августа 1997 г.
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Сфера действия настоящего постановления совпадает со сферой действия
Закона о контроле за загрязнением, см. Статьи 3 и 4.
Это означает, что при возникновении ситуации, повлекшей за собой сильное
загрязнение или угрозу сильного загрязнения на основной территории Норвегии
или в норвежских территориальных водах, обязанность оповещать об этом власти
лежит как на резидентах, так и нерезидентах Норвегии.
Если произошло сильное загрязнение или существует угроза сильного загрязнения
в норвежской экономической зоне или в норвежских территориальных водах
или если есть угроза возникновения такой ситуации в экономической зоне
Норвегии, норвежские суда и установки на континентальном шельфе в соответствии
с настоящим положением обязаны уведомлять об этом власти, если источник
загрязнения норвежский. Однако в общем случае норвежские суда в соответствии
с постановлением от 2 апреля 1987 г., регулирующим оповещение об инцидентах,
повлекших за собой распространение опасных веществ, обязаны уведомлять
об этом власти независимо от источника загрязнения и местоположения судна.
Иностранные суда также обязаны оповещать норвежские власти, если государство
их принадлежности является членом Международной конвенции по предотвращению
загрязнения судами и подписало дополнительный протокол и поправки к ней
(МАРПОЛ 73/78).
Что касается деятельности на норвежском континентальном шельфе, то любая
сторона, осуществляющая деятельность на норвежском континентальном шельфе,
обязана уведомлять власти независимо от национальной принадлежности и того,
является ли данная сторона источником загрязнения. Например, операторы
на континентальном шельфе обязаны уведомлять власти, если они ответственны
за загрязнение или угрозу загрязнения в случае, если они считаются “другими
сторонами”, которые так же обязаны уведомлять власти.
В соответствии со Статьей 49 Закона о контроле за загрязнением, органы
по контролю за загрязнением могут затребовать информацию у стороны, ответственной
за аварию или загрязнение.
Дальнейшие детали процедур уведомления будут изложены в инструкциях
или соглашениях между Государственным органом по контролю за загрязнением
и органами, которые необходимо уведомлять.
КОММЕНТАРИИ К ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ
К Статье 1
“Загрязнение” используется в том же смысле, что и в Статье 6 Закона
о контроле за загрязнением, но здесь подчеркивается, что рассматриваемое
загрязнение или угроза загрязнения должны быть значительными для окружающей
среды. Это означает выброс в воздух, воду или почву твердых веществ, жидкостей
или газов, которые могут нанести ущерб окружающей среде. Очень трудно определить
значительное загрязнение квантитативно. Небольшие количества очень токсичного
химиката могут привести к серьезному экологическому ущербу, например, для
запасов питьевой воды, в то же время другие вещества могут не оказать значительного
воздействия на окружающую среду.
Что касается выброса загрязнителей, связанных с нефтяной деятельностью,
в частности, на континентальном шельфе, то считается, что выброс одной
тонны нефти или нефтесодержащих продуктов создает значительное загрязнение.
Под значительное загрязнение не подпадают загрязнения, разрешенные
согласно МАРПОЛ 73/78.
Термин “сильное загрязнение” включает в себя как события типа разового
выброса большого количества газа, так и продолжительные типа постепенного
вытекания химиката из емкости. Поэтому не имеет серьезного значения, явилось
ли причиной сильного загрязнения неожиданное событие или более постепенное
развитие, типа проржавения отверстия в трубе, проводящей ядовитые вещества.
Сильное загрязнение обычно влечет за собой большой ущерб, но вредные последствия
могут развиваться постепенно.
Неожиданному сильному загрязнению служит загрязнение, которое происходит
регулярно в связи с нормальной работой предприятия.
Загрязнение, разрешенное согласно Закону о контроле за загрязнением
или решением, принятым в силу этого закона, обычно не считается сильным
загрязнением. Примерами разрешенного загрязнения являются загрязнения,
сопутствующие сельскохозяйственным работам, рыболовству или временным строительным
работам.
К Статье 2
Постановление, регулирующее обязанность уведомлять власти, имеет ту
же самую сферу применения, что и Закон о контроле за загрязнением, см.
Статьи 3, 4 и 5 упомянутого Закона.
К Статье 3
“Ответственная сторона” - это обычно сторона, которая является непосредственной
причиной загрязнения или опасности загрязнения. Ответственной стороной
может быть, например, владелец судна, вызвавшего загрязнение, или владелец
фабрики. Решающим фактором при этом является следующее: кто был в самом
выгодном положении, чтобы избежать инцидента с загрязнением или же управлять
им. Например, водитель химического продуктовоза обязан уведомлять власти,
если после аварии существует опасность сильного загрязнения.
Уведомление третьей стороной очевидно излишне, если ясно, что это уже
сделано другими.
Лицензии на некоторые предприятия содержат положения о том, что в их
обязанности входит уведомление Государственного органа по контролю за загрязнением
в случае сильного загрязнения. Это сделано по той причине, что предыдущие
постановления об уведомлении не применялись к уведомлениям о сильном загрязнении
химическими веществами. Настоящее постановление не изменяет обязанности
уведомления властей в соответствии с действующими лицензиями. Обязанность
уведомления согласно постановлению и согласно лицензиям действуют одновременно
и равно действительны.
В случае сомнения, надо ли уведомлять власти, оповещение об инциденте
должно быть отправлено.
К Статье 4
Настоящее постановление устанавливает, что источник загрязнения является
главным при определении того, какой из органов должен быть уведомлен об
инциденте.
В случае сомнений в том, кто является источником заражения, можно уведомить
либо береговую радиостанцию либо пожарную службу.
Телефон чрезвычайных происшествий 001 является общей системой оповещения
для всей страны. Если телефон 001 используется как средство оповещения
пожарной службы о сильном загрязнении или опасности сильного загрязнения,
это сообщение будет также направлено в соответствующую аварийную службу
или властный орган.
К Статье 5
Эта норма была включена из-за особых обстоятельств, которые могут возникнуть
при уведомлении, которое осуществляется самолетом или вертолетом.
Авиационно-диспетчерская служба, с которой может связаться самолет или
вертолет, оповестит о случившемся вышестоящий орган. Этот орган, в свою
очередь, оповестит Государственный орган по контролю за загрязнением. |