[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]
 Законодательство Норвегии по нефти и газу
 МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ США
НОРВЕЖСКИЙ ДИРЕКТОРАТ НЕФТИ
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта
РЕЖИМ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ РАЗРАБОТОК НА МОРСКОМ ШЕЛЬФЕ
Москва, Эпицентр, 1999 год
Введение

Положено начало разработке совместного технико-экономического обоснования (ТЭО) вероятности успеха для осуществимости разработки и внедрения комплексного режима технической и экологической безопасности всех российских морских и газовых разработок на морском шельфе.

Исходные данные

Россия признает, что недостаточность или полное отсутствие постоянного, комплексного и всеобъемлющего режима морской технической и экологической безопасности: (1) повышают риск аварий и неблагоприятного воздействия на морскую среду и (2) являются существенным тормозом для западных инвестиций в российскую нефтяную и газовую промышленность.

Исходя из этого, в 1994 г. Министерство топлива и энергетики Российской федерации (Минтопэнерго), Норвежское Министерство промышленности и энергетики и Норвежское Министерство иностранных дел в рамках Норвежско-российского форума по энергетике и окружающей среде согласились на осуществление двустороннего проекта, призванного помочь России в разработке экологического режима для добычи нефти и газа на морском шельфе.

В том же 1994г. в рамках Комиссии Гор - Черномырдин по науке и технике Министерство природных ресурсов Российской федерации (МПР) - бывший Комитет Российской федерации по геологии и использованию природных ресурсов) - и Служба управления ресурсами (СУР) Министерства внутренних дел США подписали меморандум, в котором поставили цель способствовать сотрудничеству и обмену информацией в области принципов и методов оценки и разработки подводных минеральных ресурсов. По этому соглашению Министерство предложило совместный проект по разработке технически и экологически безопасного подхода к освоению предполагаемых запасов нефти и газа в Арктике.
Всемирный банк проявил значительный интерес к обоим совместным инициативам и в мае 1996г. провел в Москве совещание, нацеленное на широкий многосторонний подход к оказанию помощи России в разработке безопасного и экологичного режима для российской морской добычи нефти и газа. МПР и СУР совместно с Норвежским Министерством промышленности и энергетики, Норвежским директоратом нефти (НДН), Минтопэнерго и Государственным комитетом по защите окружающей среды начали разработку предложений о многостороннем проекте.

На этом совещании было решено начать совместную работу по созданию всестороннего безопасного и экологичного режима.

Режим этот должен носить национальный характер и устанавливать границы и стандарты на федеральном, региональном и местном уровнях. Основная цель состоит в том, чтобы разработать экологические, технические, экономические и связанные с безопасностью операционные принципы, совместимые с международными стандартами, что облегчит и сделает более эффективным участие национальных и международных компаний в будущих российских нефтяных и газовых проектах. 

Было также решено, что многосторонний проект будет включать три этапа:

1. Проведение ТЭО проекта и обеспечение надлежащего участия российской стороны.

2. Предложение рамок для безопасного и экологичного режима разработки шельфовых нефтяных и газовых месторождений, включающего такие вопросы, как:

 *  предложения по законодательству и регулирующим нормативным документам;
 *  система контроля (принудительное исполнение);
 *  организационные соображения;
 *  экологическая оценка;
 *  готовность к чрезвычайным ситуациям и действия в случае аварий; и
 *  юридическая и финансовая ответственность.
Российские партнеры назначили МПР своим представителем и уполномочили выступать в качестве Исполнительного Агентства.

Предполагаемые выгоды

Россия нуждается в модернизации и развитии своей нефтедобывающей промышленности, чтобы обеспечить себе финансовые ресурсы для продвижения от экономики централизованного планирования к свободному рынку. Поэтому можно ожидать расширения разведочных работ в арктических водах.

Техническое сотрудничество между представителями  трех стран ускорит разработку всестороннего безопасного и экологичного режима для российской морской добычи нефти и газа, совместимого с международными стандартами. Это является необходимым условием для снижения риска возможных промышленных катастроф в прибрежных районах, где такие катастрофы могут привести к значительным людским потерям, потере промышленных сооружений и инвестиций, ущербу другим отраслям промышленности, к примеру рыболовству, а также окружающей среде. Экологические, технические, экономические и связанные с безопасностью операционные принципы будут способствовать большей предсказуемости. Это, в свою очередь, облегчит и сделает более эффективным участие национальных и международных компаний в российских нефтяных и газовых проектах.

Этот проект также полезен для местных администраций и контрольных агентств, поскольку он должен установить соответствующие нормы и меры контроля.
Потенциальный риск вероятных промышленных катастроф в равной степени является предметом озабоченности США и Норвегии, граничащих с Россией.
Обе эти страны известны своими эффективными системами управления и контроля безопасной и экологичной работой при морской добыче нефти и газа, а их представители обладают необходимой компетенцией, которая позволяет им оказать действенную помощь в разработке российских экологических, технических, экономических и связанных с безопасностью операционных принципов, тем самым делая вклад в уменьшение риска промышленных катастроф. Такая помощь является также практическим способом осуществления промышленной политики США и Норвегии и создает возможность для этих стран способствовать развитию безопасного и экологичного режима, включая стандарты, для российского морского нефтяного промысла.

Следует также отметить, что подобное сотрудничество между национальными органами трех стран создает уникальную содержательную и эффективную возможность для установления отношений между их надзорными агентствами.

ТЭО

Цель ТЭО состоит в определении вероятности успеха разработки и внедрения безопасного и экологичного режима для морской добычи, который бы удовлетворил Россию. Формулировка выводов, рекомендаций и предварительных условий для успеха будет базироваться на результатах осуществления следующих задач:

 *  определение желаемых целей; 
 *  проведение предварительных оценок существующей системы; 
 *  рассмотрение других инициативных проектов и использование их в случае пригодности1.
На основе выводов ТЭО может быть проведена конференция для получения комментариев от заинтересованных сторон; кроме того, для перехода к осуществлению фаз 2 и 3 необходимо предпринять усилия для формализации обязательств Российского правительства. 

Организация

Проект будет осуществляться Министерством природных ресурсов, а Служба управления ресурсами и Норвежский директорат нефти будут помогать профессиональными знаниями и советами.

Для осуществления проекта был создан Исполнительный комитет. Кроме представителя Министерства природных ресурсов, в комитет входят члены из следующих российских организаций: Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Госгортехнадзор и Управление рыболовства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Проектная группа

Проектная группа находится в Москве  и состоит из Руководителя проекта, Штата сотрудников и Рабочей группы. Проектная группа должна инициировать, координировать и выполнять работу в соответствии с утвержденными рабочими планами.

Руководитель проекта

Руководитель проекта должен координировать ежедневную работу и представлять текущие отчеты о деятельности Проектной группы в сроки, согласованные с финансирующим органом.

При консультативной и технической помощи со стороны Группы технической поддержки Руководитель проекта должен разрабатывать рабочие планы, графики, проекты бюджета и пр. При консультативной и технической помощи со стороны Группы технической поддержки Руководитель проекта отвечает за подготовку проекта окончательного отчета, включающего результаты выполненных работ, выводы, рекомендации и формулировки условий успеха основного проекта.

Штат сотрудников

Штат сотрудников должен включать таких необходимых постоянных и временных работников как секретари, устные и письменные переводчики и др.

Рабочая группа

Рабочая группа организуется с целью оптимального использования различных ресурсов национального опыта. В нее войдут 10 - 15 экспертов из различных государственных органов, 

Рабочая группа будет разделена на подгруппы, занимающиеся следующими общими направлениями:

1.состояние окружающей среды в северных прибрежных регионах;
2.законодательные и нормативно-правовые проблемы разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений в Арктике;
3.биологические ресурсы и их сегодняшнее состояние;
4.гидрометеорологическое состояние арктических зон;
5.мониторинг окружающей среды;
6.проблемы обеспечения безопасности в морских разработках (включая безопасность персонала, окружающей среды, безопасность установок и самой добычи и транспортировки);
7.чрезвычайные ситуации и меры противодействия.
Группа технической поддержки

НДН и СУР должны образовать Группу технической поддержки, которая будет отвечать за техническую поддержку Проектной группы по мере возникновения необходимости. Группа технической поддержки должна оказывать помощь в формулировании объема исследований, методики его проведения, задач, рабочих планов, графиков и бюджета и в оценке хода исследования и рабочих материалов. 

Группа технической поддержки должна предоставлять описания и синопсисы норвежского и американского режимов нормативно-правового регулированияи и оказывать экспертную помощь в вопросах, которыми занимается Рабочая группа, включающая:

- методики определения текущего состояния окружающей среды;
- применимые постановления, регулирующие вопросы нефтяной и газовой деятельности;
- методики биологической оценки;
- мониторинг окружающей среды;
- обеспечение безопасности в морских разработках  (персонал, оборудование, транспортировка и пр.);
- чрезвычайные ситуации и их предотвращение.
Эксперты Группы технической поддержки будут помогать формулировать выводы, рекомендации окончательного отчета ТЭО и предварительные условия для осуществимости проекта.

СУР и НДН будут назначать сотрудников в Группу технической поддержки на долгосрочной основе или для выполнения специальных задач. Постоянного рабочего места для группы не предусматривается. Члены Группы технической поддержки от СУР будут находиться в Центральном офисе в Херндоне или в региональных отделениях, а члены Группы технической поддержки от НДН будут находиться в Центральном офисе в Ставангере или в региональном отделении Харстада. Члены Группы технической поддержки будут прилетать в Москву на короткие и более продолжительные периоды времени для оказания помощи организациям, входящим в Проектную группу в соответствии с графиками.

Координатор технической поддержки

Координатор технической поддержки должен облегчить координацию работ по технической поддержки двух агентств и должен быть их центром коммуникации и взаимодействия с МПР и членами Российской проектной группы.

Координатор технической поддержки в первую очередь осуществляет связь с Руководителем проекта и другими членами Проектной группы и готовит отчеты о ходе исследований, встречающихся проблемах, предложениях о поддержке со стороны американских и норвежских партнеров и пр., которые он должен представлять в СУР и НДН на регулярной основе.

Финансирование

Мероприятия в рамках ТЭО, проводимые российской стороной, финансируются займом Всемирного банка. Агентство международного развития США финансирует соответствующие затраты СУР, а Королевское Министерство иностранных дел Норвегии - соответствующие затраты НДН.

ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАБОЧИЙ ПЛАН

Установление целей и стратегии развития

Эта часть исследований в рамках ТЭО включает в себя деятельность, посвященную обеспечению Проектной группы и Группы технической поддержки подробной информационной базой, на основе которой можно принимать важные стратегические решения, связанные с ролью контроля и законодательства в будущем нормативно-правовом режиме. Подобная деятельность позволит добиться общего понимания между теми, кто будет ответственен за управление и проведение исследований в том, что касается целей, направлений и стратегий разработки всестороннего безопасного и экологичного режима.

Изучение и первичная оценка существующих рамок российского шельфового режима и поиск других проектов, которые можно было бы использовать

Аналитическая часть исследования включает в себя рассмотрение существующих контрольных механизмов в России, включая такие ключевые элементы, как соответствующие властные структуры и их полномочия, возможности, ресурсы, включая правомочия, организацию, институционые вопросы, контрольную практику и пр. Далее следует рассмотрение типа, объема, структуры и применения действующего российского законодательства, касающегося технической и экологической безопасности шельфовых разработок, соответствующих международных конвенций, ратифицированных Россией, а также соответствующих национальных, международных или промышленных стандартов и пр., используемых в современной практике.

Результаты этих двух этапов исследования будут отправным пунктом для проведения анализа лакун и оценки необходимости изменений и улучшений.

Формулировка выводов и рекомендаций и окончательного отчета по ТЭО

Последний этап исследования посвящен определению неоходимых условий для успешной разработки и внедрения всестороннего безопасного и экологичного режима шельфовых разработок, отвечающего потребностям России.

МЕРОПРИЯТИЯ, СЛЕДУЮЩИЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЭО

Если Исполнительный комитет решит продолжить работу над основным проектом, Проектная группа должна организовать конференцию для участников ТЭО, включая членов Группы технической поддержки и других заинтересованных сторон. Конференция должна рассмотреть выводы, содержащиеся в исследовании, и, при необходимости, составить свои комментарии и рекомендации.

На основе комментариев и рекомендаций конференции Исполнительный комитет примет решение о том, следует ли продолжать проект, предпримет меры, чтобы получить твердые обязательства от компетентных русских властей и участвующих сторон, и сделает соответствующие шаги для реализации основного проекта разработки и внедрения рекомендованного всестороннего безопасного и экологичного режима для российских нефтяных и газовых промыслов на морском шельфе.

Ставангер, 28 августа, 1997 г.
Москва, Эпицентр, 1999 год
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]

info@yabloko.ru