В столице занятий предостаточно.
Но есть такие, которые со временам приобрели “лица необщее выраженье”
в буквальном смысле, и переросли
в понятие этническое. Например, все водители пассажирского транспорта
в Москве - земляки Тараса Бульбы,
все чистильщики обуви в будочках - поклонники “армянского радио”,
а все вокзальные грузчики - уроженцы приволжской Великой Степи.
Московская нация номер три
Татарами столица славна еще с тех пор, когда она не была столицей, а
поджигатель Наполеон отринул в историю хана Тохтамыша. В ту пору имя Юсуп
среди дворников было гораздо популярнее имени Иван, и своих привратников
уважали аристократы Мусины-Пушкины и Ширинские-Шахматовы, многие из которых
и сами пряли свои генеалогические ниточки из Золотой Орды. Эти вехи славянского
пути запечатлела и московская этимология (один Арбат чего стоит). Татарам
сама судьба велела тут жить, множиться и созидать. Ныне после русских
и украинцев они в столице России — третьи по численности и примерно 1/10
часть всего населения Москвы.
Центростремительный процесс
Пока все и вся отделяются, обосабливаются и чистят ряды, московские
татары метут тротуары и перевозят пассажирский багаж на перронах, обслуживая
навсегда отбывающих и на время прибывающих. И тянут эту лямку исправно
и не ропща. Их землячества — самая странная из “мафий” (инородцам сюда
доступ закрыт), это сообщество, не расходясь с законом, тем не менее, блюдет
свои интересы не хуже, чем какая-нибудь “коза ностра”. Эти люди организованны,
дисциплинированны, исполнительны и трудолюбивы, в чем заслуга не только
крови, но и религии. Кто понимает, возьмет на такую работу татарина охотнее,
чем русского. Быть может поэтому на железной дороге — во всяком случае
на Московской и там, где она начинается, все еще пристойный порядок. Спасибо
дисциплинированному персоналу, я бы даже сказал: особый ему рахмат!
Сергач —
кузница кадров
Говорит Загидулин Наиль Шакулович, бригадир и носильщик с 19-летним
стажем: “У нас весь народ из Горьковской области. Три района: Пильненский,
Сергачский и Краснооктябрьский. Это уже лет тридцать — оттуда все едут.
Сейчас поменьше, трудно закрепиться. Можно только через женитьбу на местной
или через родственников. Татары фиктивные браки игнорируют, все по-настоящему.
Хотя у молодых теперь по-всякому бывает. Но за порядком у нас старики следят,
строго. Раньше могли погнать в шею, совет из пяти-шести человек решал.
Теперь мягче стало. Я сам приехал на пустое место. Был очень дальний родственник,
у которого два месяца пожил и устроился в автобусный парк. Женился на москвичке.
Работал в конторе по механической уборке улиц водителем...”
В бригаде Н.Ш. Загидулина 15 человек. В последнее время коллектив стареет,
молодежь уходит в коммерческие структуры. Зарплата носильщика — 600-700
рублей.
“Сейчас в день скалымишь 15 рублей и все, — говорит бригадир. — Многие
занимаются извозом, чтоб семью прокормить. Особенно если многодетные. Почему
работают? А куда поедешь теперь, если профессии нет? Да и не привыкли старики
бегать с места на место. А тут — социальные гарантии: медицина, твердый
оклад...”
Обычно после 60 лет из носильщиков уходят: или совсем, или чисто на
уборку территории. У многих сдают ноги. Из-за ног могут уйти и в сорок.
Свои преимущества народ знает. Например, что зарплату получит вовремя
— 5-го и 21-го. Раньше — бывает, позже — никогда. В наше время это немаловажно.
Самый хлопотный цex — когда пассажир контактирует с пассажиром. Человеческий
фактор — вещь щепетильная. Люди едут на похороны, спешат на свадьбы, настроения
в очереди диаметральные. Свести таких людей в одном купе — все равно что
порох с огнем: конфликт из экстремальной ситуации вызревает автоматически.
И надо гасить. На носильщиках держится весь вокзал. Не на кассирах, диспетчерах
и проводниках, а на носильщиках. Их на Киевском — 70 человек, днем и вечером
они возят поклажу, а по ночам, когда нет поездов, наводят вокруг марафет.
Носильщикам выписывают премии — по 100-150 рублей. Еще лет пять-семь
назад бригады боролись между собой за первое место и звание “Ударник коммунистического
труда”, а на 850-летие Москвы пятеро из смены получили юбилейную медаль.
Тут привыкли оперировать категориями прошлых лет. Считают, что летом работать
выгоднее, чаевых набегает 20-30 рублей. Чаевые — это остаток от того, что
носильщик сдает за смену государству. А сдать он должен 150 рэ. И почему
земляная работе всегда самая копеечная? Чаевых носильщика на хороший
чай вряд ли хватит, а плохой татары пить не станут. В тонком восточном
деле этот напиток не на последнем месте.
А по показателям чистоты Киевский вокзал ниже второго места не опускается,
но чаще — первое.
Ты б в носильщики пошел?
Там тебя научат!
Носильщики — народ верующий. С местами оправления их культа в Москве
не густо: мечети на Поклонной горе, на Проспекте Мира и в Отрадном. Летом
члены бригад выезжают за город на шашлыки, но это скорее советский культ.
А вот харч многие носят с собой на работу из дома, так провереннее. Хотя
есть в техническом парке своя столовая, где комплексный обед стоит 20 рублей.
Когда у носильщиков мусульманский пост — процентов 70 соблюдают.
Руководство относится с пониманием и лишним не грузит. На молитву по
большим праздникам, как Рамазан, отпускает, но не оголяя участок работ.
Тут оптимальный вариант ищет бригада. Провинившиеся бывают и тут, тогда
меры воздействия тоже сугубо корпоративные: виновника посылают на самый
трудный и малооплачиваемый участок. Недели на две его лишают нагрудного
знака — номера, а начальник вокзала вправе продлить ссылку до трех месяцев.
Снять наказание досрочно можно по ходатайству бригады или по очевидным
приметам осознания вины.
В старину новичков испытывали, Брали старый чемодан, набивали кирпичами,
подговаривали пассажира на роль “хозяина” — и бедный мыкался с этим багажом
часа три, ища пункт доставки, какой-нибудь дальний поезд номер 77. А теперь
и не до таких забав, скучно как-то стало жить везде.
Мать побьет,
мать и пожалеет
А восточные мужчины, как известно, не плачут, они огорчаются. Не верит
Москва слезам — пусть. Носильщики очень редко болеют. Им некогда. Работать
лучше ночью, а по сезону — когда курортные поезда. Само собой, невнапряг
“челночные” составы — тут обилие багажа, как ни жадься, а руками все не
допрешь. Зови Мустафу. У каждого носильщика на теленке “трафарет”, иначе
— прейскурант. Все честно и никакого сокрытия служебной информации: стоимость
перевозки за одно место крупной клади — 7 рублей, за крупный габарит 110х50х30
— 9 рублей, то же за пределы вокзала соответственно 12 и 19 рублей. Периодически
инфляция заставляет переписывать “трафареты”.
Родина обеспечивает спецодеждой: зимней и летней на три года и полушубком
на семь лет. Кроме того, орудия труда. Жильем Родина не обеспечивает. Поэтому
новоприбывших имеет в изобилии (имел, вернее) столичный коммунхоз. Зато
железная дорога дает льготы: бесплатные проезды по ней в поезде дальнего
следования раз в год в оба конца и на электричке весь год на дачу.
Законопослушность контингента исключает махровый криминал. Самое ужасное,
что можно допустить — поборы — грозит вылетом из бригады и с работы. А
ею дорожат. В институте землячества начальство видит большой плюс: это
саморегулируемый организм и существенный рычаг воздействия на подчиненных.
Сто грамм среди живых — не бог весть что, а бригада разберется. И еще:
если человек удержался в бригаде два года, то будет работать до пенсии.
Так что вокзал — не то место, откуда сами увольняются. Железная дорога,
как и мафия, вечна. Если работают предприятия — то едут грузы, если едут
грузы — то за них платят, если платят — то задействован штат дороги, если
штат задействован, — то все при зарплате, а если так — то все могут ездить
по железной дороге. Все, круг замкнулся. В Америке уровень жизни показывает
цена биг-мака в “Макдоналдсе”: чем бутерброд дороже, тем народ обеспеченнее.
А у нас — вокзал. Что бы он делал без российского татарина? |