С выставки Анатолия Зверева в Третьяковской галерее восторженными уходили,
кажется, все: от воспитанных на академической живописи пожилых женщин до
пресыщенных авангардными изысками студентов. Это настораживало тем более,
что ни одного отрицательного или сколько-нибудь критического упоминания
художника в прессе последних лет читать не довелось.
1931-86 — годы жизни. Неоконченное училище “Имени 1905 года”. Медаль
Фестиваля молодежи и студентов, врученная никому до тех пор не известному
представителю андерграунда Сикейросом. Здоровый ажиотаж коллекционеров
и выставки за границей. При этом — бомжовый внешний вид и образ жизни,
ночевки у друзей, с которыми Зверев картинами “расплачивался” за кров,
еду и выпивку.
Алкоголизм, кстати, становится обязательной приметой любого материала
о Звереве. Тема эта педалируется так, будто он единственный на Руси творческий
человек, пивший водку. И — что самое обидное — будто больше не о чем поговорить
и написать.
Между тем общее количество работ оценивается приблизительно в 30 тысяч
(!) произведений живописи и графики, разбросанных по разным собраниям в
России и вне ее. Манера Зверева восходит к работам самых разных художников,
но в качестве наиболее очевидных “учителей” можно назвать поздних импрессионистов,
в частности, Ван Гога (яркие цвета, крупные мазки и толстые слои краски
на полотне), и экспрессионистов, чье влияние сказалось в плотных и одновременно
напряженных линиях графических работ. При всем этом не то что спутать с
кем-либо, но, кажется, даже подделать Зверева невозможно: он все писал
единым духом, был способен за ночь сделать целую графическую серию; его
живописный почерк рождается именно из спонтанности выражения. Если бы в
живописи было понятие джаза, Зверев был бы, несомненно Луи Армстронгом:
сохранение главной темы (например, портретного сходства) не мешает как
угодно ее дополнять и развивать, причем делать это не обдуманно и расчетливо,
а одним выплеском. Мир Зверева огромен, несмотря на отсутствие какой-либо
монументальности; ощущение феерической радости от этого мира оказывается
основным впечатлением — особенно по контрасту с условиями, в которых он
жил и которые, похоже, вообще не замечал. Проблема, как представляется,
была для него в другом: успевать ловить мгновения этой жизни, потому что
мир в каждый следующий момент другой, и его надо писать заново, с разных
точек, разными красками и карандашами, буквально на всем, что подвернется
под руку.
Он — писал; нам остается смотреть. Честное слово, это не так мало. |