В канун нового учебного года мы обратились к известным деятелям
нашей культуры с просьбой рассказать, какой запомнили они свою школу и
что знают и думают о школе нынешней.
Сергей ЮРСКИЙ
народный артист России
- Я свою школу очень любил. Мои сверстники чаще жалуются
на школьную систему, рассказывают о конфликтах с ней. А мне было
интересно, и я хорошо учился. У нас были хорошие учителя. Поэтому
школу вспоминаю только с радостью.
Люблю 1 сентября, для меня это хороший день до сих пор. Это начало
года, начало сезона, начало репетиций (и в этом году тоже). В общем — новый
творческий год.
Про современную школу не могу сказать что-то определенное. Моя
дочь закончила школу более десяти лет назад — это мое последнее непосредственное
соприкосновение со школой. А про сегодняшнюю школу и ее проблемы
знаю только как и все — как читатель и телезритель. И конечно, то что показывают:
насилие, преступность, наркомания — это, конечно, очень страшно,
ад настоящий. Надо что-то с этим делать...
Никита БОГОСЛОВСКИЙ
Композитор, народный артист СССР
- Я учился в очень хорошей питерской школе. Очень любил уроки
немецкого и французского языков. Французский я знаю свободно — в
моей семье на французском говорили все. А вот немецкий, который я
и сегодня понимаю, был заучен со школьной скамьи... Так тогда преподавали...
Учителя были первоклассные, дореволюционной закалки. Я не любил точные
науки. Трудно было подчиняться и общей дисциплине, нарушал я ее нередко.
Но к учителям мы тогда относились с большим уважением и пиететом. С трех
лет меня обучали еще и музыке. Я был последним учеником А.К. Глазунова.
С однокашниками мы поддерживали отношения до последнего — многие уже
умерли... Кстати, я закончил школу со строительным уклоном, и в характеристике
у меня было указано, что имею способности к геодезии.
Что касается современной школы, то я очень далек от нее, но знаю
точно — классика сейчас не в почете. Она вычеркнута из жизни молодежи,
и это касается всех направлений искусства. А отсутствие знания классики,
непричастность к ней непоправимо портит вкус. Сегодня читают мало,
в основном детективы, сочиненные непонятно кем на потребу дня — это, конечно,
не имеет ничего общего с литературой. Слушают «попсу», в которой
нет намека ни на мелодию, ни на содержание. Что ждать от детей, которые
круглые сутки видят это и слышат?
Паола ВОЛКОВА
Искусствовед, директор Фонда Андрея Тарковского
- Я могу сказать только о своем опыте, который не нужно обобщать и относить
к поколению в целом. Я училась в элитной школе для девочек
внутри Садового кольца. У нас были очень сильные педагоги. Но
школа не была для меня средой общения, сферой моих настоящих интересов.
У нас не было единого коллектива, не было ощущения общности. Очень давила
комсомольская организация. Я ходила на уроки и сдавала экзамены — вот чем
была для меня школа.
А мой брат, который учился в то же время в соседней школе для мальчиков,
имел настоящий «лицейский» опыт. Мы с удовольствием ходили к ним на вечера,
были по-настоящему дружны с ними. Практически все его однокашники сейчас
очень известные люди науки и искусства.
С проблемами школьного образования я сталкивалась потом еще дважды:
когда учились мои дети и внучка. На мой взгляд, школа всегда имела ряд
принципиальных недостатков: архаична, формальна и рутинна. Она оторвана
от реальной жизни поколения. Она архаична по своей методике, по своей форме,
по тому уровню, на котором ведется преподавание, по требованиям, предъявляемым
к педагогам, по перечню тех предметов, которые преподают детям. Катастрофически
низок уровень гуманитарного образования. Детям, по-моему, необходимо преподавать
историю философии, искусства, психологию, политологию. Почему так много
написано о Царскосельском лицее? Это хороший пример того, как уровень образования
соответствовал обществу, социальному уровню поколения, злободневности.
Я считаю очень важной роль личности педагога. Это человек,
который должен не столько давать знание предмета, сколько вызывать
к предмету любопытство и живой интерес. То же относится к тому, как складываются
отношения в школьном коллективе: опять все зависит от заряда, который идет
от учителя.
Общество очень сильно изменилось со времени моего детства: я училась
в школе вместе с детьми Хрущева, Буденного, Молотова. Мы не чувствовали
разницы ни в отношении учителей к ним, ни в каких-то материальных привилегиях.
А сейчас очень большое расслоение общества: дети сильно ориентированы на
материальную составляющую жизни. Ребенок рано усваивает, что можно
ничего не знать, можно не учиться, но успешно заниматься бизнесом.
Вопрос образования молодежи — главный вопрос любого общества. Очень
важно, чем заполняется внутреннее пространство молодого человека!
И в этом — основная функция образования.