ДОСЬЕ
Виктор Леонидович ШЕЙНИС родился 16 февраля 1931 года в Киеве.
В 1953-м закончил Ленинградский госуниверситет, после чего три года
работал школьным учителем истории. Во время своей учебы в аспирантуре Института
востоковедения АН СССР выступил с резким протестом против подавления советскими
танками венгерской революции 1956-го года, за что был исключен из аспирантуры
и пошел рабочим на Кировский завод, где проработал расточником около шести
лет. В 1964-м году появилась возможность восстановиться в аспирантуре.
В 1966-1975-м читал курс политэкономии современного капитализма в Ленинградском
университете. В 1977-м переехал в Москву и до конца 80-х работал в Институте
мировой экономики и международных отношений.
Автор более 200 научных работ, доктор наук, профессор. В 1990-м году
избран народным депутатом РСФСР по Севастопольскому избирательному округу
города Москвы, в 1991-м – членом Верховного Совета Российской Федерации.
В 1993-м и 1995-м году избирался депутатом фракции ЯБЛОКО в Государственной
Думе. Член бюро Центрального Совета Объединения ЯБЛОКО, член Комитета Госдумы
по законодательству и судебно-правовой реформе.
–Виктор Леонидович, вы по рождению киевлянин, но называете себя ленинградцем.
Почему? И что бы вы теперь сказали о городе, который считаете родным?
— По сердечной привязанности я, конечно же, ленинградец. Из Киева я,
по счастью, уехал еще ребенком, а не уехал бы — так лежал бы в Бабьем Яру.
После эвакуации наша семья приехала в Ленинград. Большую и лучшую часть
жизни я прожил там, и до сих пор это мой любимый город. Я не привык называть
его Санкт-Петербургом, и не в силу каких-то идеологических причин, а просто
потому, что город, в котором прошли очень дорогие и важные для меня годы,
назывался все же Ленинград.
До сих пор, приезжая на Московский вокзал, я испытываю волнение. Это
— как долгожданная встреча с любимым человеком. А от сегодняшнего Питера
у меня двойственное впечатление. Лет семь-восемь тому назад было очень
грустное чувство, потому что все было облуплено. Сейчас город медленно
возрождается, но дороги в Ленинграде по-прежнему самые скверные — таких
дорог в столичном городе я не видел ни в Бразилии, ни даже в Никарагуа.
— Многие депутаты баллотируются от родных городов, а вы, когда впервые
стали избираться в ВС РСФСР еще в 1989-м году, баллотировались от Москвы.
Как так произошло? Почему вы вообще оказались в политике? И как потом попали
в ЯБЛОКО?
— Депутатом я стал случайно. Хотя в политику меня тянуло всю сознательную
жизнь. С этим связано мое выступление против советской интервенции в Венгрии
в 56-м году, за которым последовали изгнание из аспирантуры и шесть лет
работы у станка на Кировском заводе. Это, конечно, было очень либеральным
наказанием — можно было бы поплатиться гораздо серьезнее. И тогда я понял,
что в моей стране политикой мне не заниматься, а единственное, что я могу
и должен делать, — заниматься наукой и доносить до студентов то, что я
считаю нужным сказать.
Во время очередной поездки в Ленинград надо бы сходить в бывший партийный
архив и достать речь тогдашнего первого секретаря Ленинградского обкома
Романова, которую он произнес на идеологическом пленуме ЦК в 1975-м году.
Он сказал, что, дескать, неважно у нас обстоит дело с коммунистическим
воспитанием студенчества и не может быть иначе до тех пор, пока такие люди,
как Шейнис, преподают в ЛГУ. У меня сохранились, между прочим, добрые отношения
с моими студентами. С некоторыми из них я возобновил знакомство на Съезде
народных депутатов России, и даже в нынешней Думе есть один депутат, не
будем его называть, который уважительно говорит, что я был его учителем.
Именно с недовольством обкома были связаны мой переезд в Москву и моя
работа в академическом учреждении, где нет студентов. Тогда я уже привык
к мысли, что политикой мне не заниматься. Между прочим, у меня были очень
хорошие отношения с Евгением Максимовичем Примаковым, который был первым
оппонентом на защите моей докторской диссертации.
И вдруг ситуация резко изменилась. К 86-му году я впервые стал читать
лекции не по зарубежной тематике, как до того, а по общественной ситуации
в России. Собирались большие, иногда огромные аудитории — и мне было не
стыдно выступать перед ними, потому что я говорил то, что думал, и не эзоповым
языком. В 88-89-м годах стал выступать в печати, в «Московских новостях»,
за которыми тогда поутру выстраивались очереди у киосков, принял активное
участие в борьбе за «сахаровский список» кандидатов от Академии наук. А
в конце 89-го, когда стали выдвигать кандидатов на Съезд народных депутатов
России, на собрании отдела нашего института мне предложили баллотироваться.
Сначала я отказался. Сказал — да ладно, я уже стар для политической карьеры.
Пришел домой и стал советоваться с женой: не сделал ли я ошибку? И мы на
семейном совете решили, что надо соглашаться. Выберут — не выберут, но
будет политическая трибуна. Так я пошел на выборы. Несколько недель меня
просто радовали встречи с людьми и разговоры о том, что я считал для себя
главным. Наверное, был даже элемент игры, так как я абсолютно не верил,
что меня могут выбрать. Ну, а когда после первого тура неожиданно я оказался
на первом месте, да еще с большим отрывом от остальных — тут меня взяло
за живое, и я увидел совершенно захватывающие возможности делать то, что
считал верным.
А ЯБЛОКУ предшествовала фракция «Согласие ради прогресса» на Съезде
народных депутатов России, одним из организаторов которой я тогда был.
В Совет фракции входили Володя Лукин, Володя Лысенко, Юра Нестеров, Женя
Кожокин и я. В этой фракции был Сергей Адамович Ковалев и еще очень много
других достойных людей. Это было одним из истоков ЯБЛОКА.
— Ваше имя ассоциируется скорее с законодательными вопросами, но
ведь по образованию вы историк, занимались зарубежной экономикой. Почему
такой поворот? И что, на ваш взгляд, представляет собой в итоге действующая
Конституция? Насколько грязными будут предстоящие выборы?
— В начале 1990-го года вместе с Олегом
Румянцевым мы создавали рабочую группу Конституционной комиссии Съезда
народных депутатов РСФСР — ее работающее прогрессивное ядро. Первоначально
Комиссию (еще на первом Съезде народных депутатов) формировали достаточно
странно: один представитель от каждого региона — как будто конституционные
интересы Костромской области отличаются от интересов Калужской. Этот абсурдный
принцип удалось сломать. Я подошел к Борису Николаевичу в перерыве — тогда
к нему еще можно было свободно подойти — и сказал: если вы не хотите получить
Вандейскую комиссию, предложите пополнить ее депутатами — специалистами
и экспертами. И Ельцин сказал: хорошо, готовьте списки.
Уже через несколько месяцев был опубликован первый проект демократической
Конституции России. Затем ее принялись ухудшать в Верховном Совете. Стало
ясно, что такую Конституцию съезд не примет. Тогда Ельцин противопоставил
Конституционной комиссии съезда совещательный консультативный орган — Конституционное
совещание, и я стал координатором одной из его секций, сопредседателем
наряду с Анатолием Собчаком. Реальная работа над Конституцией переместилась
туда. Свою задачу я видел в скрещивании разных вариантов проектов Конституции
и работы своей не стыжусь. Проект Конституции, опубликованный 30 апреля
93-го года в «Известиях» и внесенный от имени президента, хотя и превосходил
в некоторых отношениях то, что осталось от первоначального проекта Конституционной
комиссии, все же был неизмеримо хуже, чем то, что вышло из стен Конституционного
совещания и что мы имеем теперь.
Но что я действительно считаю своим вкладом в законодательство — основные
положения избирательной системы. Собранная нами сразу после седьмого съезда
ВС РФ в декабре 1992-го года, когда стало ясно, что Верховный Совет — не
жилец, инициативная группа заложила основы действующей избирательной пропорционально-мажоритарной
системы. Главное даже не то, что в нынешней Думе нам удалось усовершенствовать
законы, принятые в 1994-95-м годах (сделать более строгими и прозрачными
различные процедуры, воздвигнуть преграды на пути появившихся «грязных
технологий»), а то, что мы не дали в них изменить. Например, мы не дали
отменить выборы по партийным спискам, сломать 5-процентный барьер, запретить
кандидатам выдвигаться одновременно по спискам и одномандатным округам.
Много пришлось сделать и содержательных, и тактико-дипломатических ходов.
Судьба закона осенью 98-го года, во время разбирательства в Конституционном
суде, висела на волоске — это не все знают.
Я не устаю повторять: наш избирательный закон в основном отвечает международным
стандартам, а по некоторым отношениям даже их превосходит. Но издание неплохого
закона само по себе — только предпосылка для честных выборов. И нормы закона
должны применяться одинаково по отношению ко всем. Сейчас это не так, к
сожалению. В общем-то все, что мы способны были придумать против разного
рода грязных избирательных технологий, в законе есть. Проблема не в этом.
«Продукт», который производится на основе закона, не может быть принципиально
лучше, чем общество, в котором мы живем. Надо признать, что при самом критическом
к ней отношении, Государственная Дума не хуже того общества, которое она
представляет. И следующая Дума будет отражать в основном существующий баланс
разных общественных сил и интересов. Свою же главную задачу на те несколько
месяцев, что остались до выборов, я вижу в том, чтобы в следующей Думе
была сильная, уважаемая, профессиональная фракция ЯБЛОКО. |