Предвыборный период — наше новое политическое Накануне. Время, интересное
для людей, еще не до конца разочаровавшихся в политике и политиках, не
утративших веру в завтрашний день. Время, интересное для людей, любящих
историю и современность. Время, когда каждый из нас на несколько месяцев
он становится не только служащим банка, семьянином, садоводом, спортсменом,
но и ... электоральным субъектом.
Думские выборы декабря 1999 года станут диагнозом всей нации — насколько
она за десять лет научилась жить в состоянии социальной свободы после семидесяти
лет тоталитаризма.
Накануне предстоящих грандиозных событий «мыслящий электоральный субъект»
невольно задается вопросом: «Есть ли в нашей политике люди, мыслящие концептуально,
любящие свою страну, имеющие здоровые исторические амбиции и понимание
того, что власть — это служение?»
Избиратель стал искушеннее. Его уже не проведешь на мякине. Он больше
не хочет голосовать по информационной указке принадлежащих олигархам масс-медиа.
С другой стороны — он не верит даже тем политикам, которые ему симпатичны.
За которых он уже отдавал свой голос.
2000 год заставляет нас подводить итоги, оглядываясь назад, отвечать
на вопросы: в какой стране мы хотим жить? Какое общество строим? Отвечать
на этот вопрос должны как «профессионалы» — политики, историки, социологи,
идеологи, так и «любители» — избиратели.
Предвыборное Накануне ставит перед Россией и более частные, но не менее
актуальные вопросы: «Умеет ли российский избиратель голосовать?», «Насколько
он освоился в демократии?»
В России по-прежнему есть два полярных слоя людей, условно называемых
«интеллигенцией» и «народом». (Класс буржуа в России не стал средним, его
роль в социуме не является определяющей). «Интеллигенция» обладает гражданским
сознанием, исторической интуицией, чувством «социальной ответственности».
«Интеллигенция» умеет голосовать, то есть умеет выбирать наименьшее зло.
«Народ» — голосует стихийно, иррационально и даже, как сказала одна женщина,
«из вредности».
Событий, произошедших у нас в стране в 90-е годы, хватило бы на добрые
полвека. И сознание того, что довелось жить в эпоху больших перемен, должно
бы наполнить человека чувством исторической гордости. Заканчивается ельцинская
эпоха. Мы перестали быть советскими, но не стали российскими. Сделали в
квартирах и офисах евроремонт, пересели в иномарки — стали намного «цивилизованней».
И в то же время тоскуем по своему былому величию. Поем старые песни о главном.
Смотрим «Свинарку и пастуха».
Россия ищет новую национальную (государственную) идею.
Людей, мыслящих самостоятельно, мало во все времена. Рядовой «интеллектуал»
— как правило, человек, после непродолжительных «исканий» сделавший свой
выбор в пользу тех или иных придуманных кем-то очень умных взглядов. Беседуя
с деятелями культуры и творческой интеллигенцией, я пришла к выводу, что
вся интеллектуальная элита России, как и сто пятьдесят лет назад, разделена
на два больших лагеря. Это «западники» и «славянофилы».
«Западники» верят, что достаточно сделать «евроремонт» в политической
системе, экономике, социальной психологии — и в России наступит процветание.
Западники обладают гипертрофированным комплексом неполноценности по отношению
к Америке и Европе, потому они никогда «не дерзают» говорить о Великой
России. Пределом мечтаний является «интеграция» с западным «цивилизованным»
обществом. Западники — это «практики». Они знают, что делать.
«Славянофилы», напротив, сильны в вопросах теоретических. Они мечтают
о сильной, независимой от МВФ России. Но на вопрос, как этого добиться,
отвечают: нужно покаяться. К славянофилам принадлежит не только православная
интеллигенция. Но и интеллигенция левая. «Левых» можно отнести к славянофилам
по главному признаку: их мечта — возрождение великой России в границах
Советского Союза.
Можно ли сформулировать на сегодняшний день национальную (государственную)
идею, в которой бы органически синтезировались «диалектические» противоположности:
самобытность России и ее интегрированность в «цивилизованный» мир; индивидуализм
частного предпринимательства, «делания своей жизни» и соборность, власть
законов и социальная свобода?
Моя формула проста и парадоксальна: православие, демократия, державность.
Православие — духовная и культурная парадигма русского общества на протяжении
1000 лет. Православие — то, что создало русскую нацию и государственность,
чем мы оригинальны для всего мира, со своей идеократичностью сознания,
мечтательностью, соборностью.
Демократия — это итог многовекового опыта человечества. Это открытое
гражданское общество, права человека, разделение властей, современная рыночная
экономика с сильной социальной политикой и государством. Демократия — это
то общее, что у нас уже есть с западным цивилизованным обществом.
Державность — крепкая государственность, в которой федерализм (сильный
центр) сочетается с земским строительством. Это сильная президентская власть,
уравновешенная системой политических институтов. Это формирование гражданского
общественного сознания на идеологии «здорового» патриотизма. Державность
— это свободная и сильная Россия.
Я голосовала за партию ЯБЛОКО на парламентских выборах 1995 года и за
прошедшие четыре года партия, ЯБЛОКО доказала свою политическую состоятельность.
Выборы 1999-2000 года должны стать временем «электорального» воздаяния
политикам, в течение десятилетия находившимся у власти. Должно произойти
существенное обновление правящей элиты и повышение политической культуры
всего общества.
Август — самый «сейсмический» месяц в новейшей истории России. И из
августовских знаковых событий и годовщин, связанных с путчами и дефолтами,
примечательна дата 19 августа: начало предвыборной кампании пришлось на
православный праздник Преображения Господня — Яблочный Спас. |