Послесловие к "Ликбезу"
- Николай Ильич, в первых откликах наших читателей на Ваш "Ликбез" звучит нотка: а не упрощают ли авторы
изложение и тем самым не принижают ли "Яблоко"?
- Если у партии "Яблоко" остается главное желание - сохранить имидж "высоколобой", "рафинированной" партии,
которая немного как бы высокомерно говорит: "А нам и не нужны голоса всякого... У нас, мол, есть восемь
процентов людей умных, которые нас понимают и которых мы понимаем, и в этой взаимной любви мы будем
вариться и дальше..." - тогда, не надо ничего упрощать. Надо предъявить строгую экономическую программу
в макроэкономических терминах, чтобы только эти восемь процентов наших избирателей (в чем я тоже сомневаюсь)
ее понимали, прицокивали языком и говорили: "Ну, наши-то умны!" Простой человек этого не поймет.
Но задача ставится шире - не только сохранить этих своих избирателей, но и пробить восьмипроцентный барьер к
реальной власти в России, войти в исполнительную власть. А войдя в нее, доказать свою пригодность к улучшению
дел в экономике и, в конечном итоге, в жизни людей.
Тогда надо расширять свой электорат, хотя бы и не нравилось это слово - "расширять". Тогда надо пытаться дойти
до обычного человека, который не особенно воспринимает нашу, привычную в думских стенах, терминологию или
терминологию правительственных кабинетов, когда их занимали реформаторы западного толка. Надо переходить
на понятный людям язык...
И потому в "Ликбезе" мы обращаемся к тем 92 процентам, которые за нас, "Яблоко", пока по разным причинам
не голосуют.
Потому что нашим избирателям - нашим восьми процентам, - которые за нас голосуют, в принципе, ничего не
нужно. Они и без книжечек проголосуют за нас, потому что они знают - да, это партия, глубоко знающая
экономику, это - интеллигенты, они никого не будут отсаживать, не навредят...
К остальным же 92 процентам избирателей надо обращаться на привычном для них языке.
Честно говоря, меня поначалу тоже смущало рабочее название "Ликбез". Вдруг, кто-то скажет: "Что это за
панибратство? Вы что считаете всех нас недо..." Поэтому в окончательном варианте - дополненном и
скорректированном - брошюра увидит свет массовым тиражом под названием "Яблоко": Явлинский
объясняет".
Кстати, мои восемь поездок по регионам уже после выхода пилотного тиража брошюры подтвердили правильность
и необходимость ее появления.
Книжку получить хотят все и в больших количествах. Например, в Тюмени обратились с заявкой на 30 тыс.
экземпляров... Это то, что востребовано. В остальных регионах "аппетит" примерно такой же.
То есть, региональные организации "варятся" немного в другой среде, и они понимают, что сегодня люди, обычные
простые люди, которым просто надоела вся эта свистопляска наверху, начинают авансом выдавать "Яблоку"
мандат доверия, потому что видят: "Яблоко" еще нигде и ни в чем не замарано - ни в воровстве, ни в обмане.
Потому что видят в "Яблоке" ту умную политическую силу, которая может начать действовать разумно. И это
встречное доверие со стороны людей, которые "вчера" за нас не голосовали, должно быть подтверждено
встречным и доступным разъяснением "яблочной" позиции. Вот почему мы должны идти к ним и разговаривать на
доступном языке, на равных с избирателем.