ВВЕДЕНИЕ
С началом экономических и политических реформ перспективы либерализма в
России стали предметом оживленной дискуссии1. Многие специалисты
полагали, что либеральная идеология представляет собой наиболее адекватное
ценностное обоснование проводимых преобразований, ибо реформы, призванные
создать общественное устройство, альтернативное тоталитарному, не могут
не быть по своей сущности либеральными. А значит, их судьба в определенной
степени зависит от того, насколько общество готово принять соответствующие
ценности. Правда, были и противники этой точки зрения, убежденные, что
внедрение либеральных идей и институтов в России невозможно и недопустимо2.
Но все же преобладало представление, что хотя либерализм и не может рассматриваться
в качестве единственной идеологии, определяющей пути дальнейшего развития
России, он является важной составляющей той системы ценностей и приоритетов,
с которой связывается будущее российского общества3. Так или
иначе, с начала 90-х гг. либерализм несомненно стал одной из насущных проблем
если не политической, то интеллектуальной жизни в России.
Возрождение интереса к либеральной идеологии определялось, по-видимому, в первую очередь тем, что она представляла собой наиболее очевидную и наиболее последовательную альтернативу системе ценностей, обосновывавшей “реальный социализм”. Не случайно термин “либеральный” в конце 80 - начале 90-х гг. становится популярным политическим “ярлыком” в странах Восточной Европы. По словам Е.Шацкого, изучавшего феномен “либерализма после коммунизма” в Польше, Чехословакии и Венгрии, этот термин употреблялся так, словно он “внезапно стал понятен всем, ибо его включали в лексику повседневных споров и использовали на массовом уровне, вызывая ожидаемые эмоции и ассоциации”4. Слово “либерализм” стало здесь символом для широкого спектра политических сил, выступавших противниками коммунизма. В России это слово не столь активно осваивалось массовым сознанием. В годы “перестройки” отдельные либеральные идеи начали прокладывать себе путь в рамках официальных доктрин “гласности”, “нового мышления”, “социализма с человеческим лицом”. Позднее ключевым словом для обозначения идеологии антикоммунизма становится “демократия”. Возможно, так получилось в силу того, что термин “либеральный” в опыте отечественной политической культуры ассоциировался скорее с определенным методом действий, предполагающим излишнюю уступчивость, половинчатость, нерешительность, чем с конкретной идеологической доктриной, “буржуазная демократия” же в советской пропаганде выступала как одна из главных характеристик противоположной социализму системы. Однако и в России политические силы, выступавшие противниками старого режима, активно использовали либеральные идеи для обоснования своих программ. Впрочем, партии и движения, открыто называющие себя либеральными появились несколько позднее, с началом реальных экономических реформ и последовавшим за ним размежеванием в “демократическом” лагере. По иронии судьбы, название “либерально-демократическая” к тому времени уже было “занято” партией В.В.Жириновского. Таким образом, в России, как и в странах Восточной Европы, по крайней мере, на первом этапе реформ либеральные идеи были восприняты с энтузиазмом: они казались наиболее очевидным объяснением происходящих перемен. Однако успехи либерализма не следует переоценивать. Многочисленные социологические опросы, в ходе которых изучалась динамика ценностных ориентаций россиян, не дают оснований для выводов о массовом триумфе либеральных идей в России. Так, по мнению Б.Г.Капустина и И.М.Клямкина, основанному на результатах опроса, проведенного в 1993 г. Фондом “Общественное мнение”, российское общество пока “остается... долиберальным, и ему еще только предстоит сделать выбор между либеральными и нелиберальными маршрутами развития”5. Социологи констатируют избирательное усвоение “искомых” ценностей даже наиболее “либерально настроенными” респондентами, порой неадекватное их понимание, отчасти предопределенное влиянием ранее сложившихся стереотипов, а также слабую обусловленность демонстрируемых убеждений “материальными” факторами. Можно сказать, что российское общество находится лишь в начале пути освоения либеральных ценностей, и окончательный выбор в их пользу отнюдь не предрешен. Первые результаты экономических реформ в России, как и в странах Восточной Европы, заметно снизили популярность лозунгов, выдвигавшихся “демократами” и “либералами”. Чрезмерный крен в сторону вестернизации вызвал “обратную волну” в виде разнообразных “почвеннических” концепций. На смену вере в перемены, способные вернуть Россию на “нормальный” путь развития, пришло разочарование в готовых западных рецептах, сомнение в их применимости в этой стране. Вместе с тем, произошла поляризация политического спектра, и либерализм занял в нем определенное место: он стал одной из альтернатив проведения преобразований в посткоммунистической России - не единственной и, по-видимому, не пользующейся исключительным влиянием, но безусловно имеющей важное значение для исхода спора о выборе направлений дальнейшего развития. Поскольку либеральная теория и либеральная практика действительно являются наиболее полным “отрицанием” социалистической системы, основанные на ней программы и аргументы должны приниматься во внимание, что не означает, безусловно, признания за ними монополии на истину. Нам представляется, что в конце 90-х гг. вполне правомерно говорить о либерализме в России как о политической реальности. Однако процесс освоения либеральных идей происходит в довольно своеобразных формах. Эта книга - об особенностях либерализма в современной России, точнее, о том, как понимают его политики и идеологи из “демократического” лагеря, называющие себя либералами. На наш взгляд, возможности восприятия либеральных идей российским обществом в значительной степени определяются тем, как будет представлен их “образ” политиками соответствующего направления. Последние, формируя этот образ, в свою очередь воспроизводят определенные “социальные привычки”, действуют в рамках некой системы ориентиров, в которой одни элементы либеральной традиции представляются чрезвычайно важными, другие - менее существенными. Иными словами, возрождение либерализма в современной России нельзя рассматривать вне контекста сложившейся в ней политической культуры, которая, в свою очередь, претерпевает сейчас некоторые изменения. В основу этого исследования положено изучение программ и деятельности партии “Демократический выбор России” и общественного объединения “Яблоко”, которые являются наиболее устойчивыми политическими образованиями либерально-реформистской части спектра и в силу этого дают достаточно солидный материал для анализа. Этот выбор, нуждается, однако, в некоторой оговорке: если “ДВР” рассматривает себя как партию безусловно и последовательно либеральную, то “Яблоко” исходно определилось как движение “демократической оппозиции”, настаивая на “приоритете прагматизма над идеологией”, и лишь в ноябре 1996 г. его лидеры заявили о стремлении совмещать либеральный и социальный подходы. Эта двойственная самоидентификация соответствует особенностям “яблочной” идеологии: в рядах этого движения есть сторонники как социал-либерального, так и социал-демократического варианта его дальнейшего развития6. Поэтому ”Яблоко” правильнее было бы называть не либеральным, а либерально ориентированным движением (ибо направление его дальнейшей эволюции пока не очевидно). Однако нам представляется важным проанализировать в рамках данной работы программные документы и материалы “Яблока”, поскольку именно с этим движением многие специалисты связывают перспективу развития социал-либерализма, который, по данным социологических исследований, является наиболее “приемлемым” для россиян типом либеральной идеологии7. Вместе с тем нельзя не признать, что, во-первых, названными объединениями не исчерпывается либеральная часть российского политического спектра, и во-вторых, что либеральная альтернатива для России формулируется не только устами политиков: эту миссию также выполняют журналисты, писатели, философы, общественные деятели и др. Таким образом, предпринятое нами исследование освещает лишь часть более широкой проблемы становления либерализма в постсоветской России. И “ДВР”, и “Яблоко” оформились в качестве политических движений, объединивших в своих рядах осколки ранее сложившихся “демократических” организаций, в 1993-1995 гг. По причинам, рассмотрение которых выходит за рамки этой работы, в 1989-1991 гг. ни на российском, ни на общесоюзном уровне “демократам” так и не удалось сформировать партии или движения, способные консолидировать эту часть политического спектра8. Сложившееся в октябре 1990 г. движение “Демократическая Россия” оказалось слишком рыхлым и аморфным, чтобы выполнить эту роль. Распад СССР и начавшиеся в 1992 г. экономические реформы привели к расколу “демократического” лагеря, поставив перед “демократами” дилемму: как относиться к реформам, проводимым правительством Б.Ельцина - Е.Гайдара, реформам явно непопулярным, больно ударившим по населению, сильно отличавшимся от тех оптимистических сценариев, которые широко дискутировались общественностью на предыдущем этапе. Двойственность положения заключалась в том, что “кредит доверия” реформам обеспечивал Б.Ельцин, в свою очередь пользовавшийся поддержкой “демороссов”, хотя впрямую и не возглавивший это движение. В 1991-1992 г. целый ряд партий и движений вышли из состава “Демократической России”, некоторые из них - Социал-демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации, часть христианских демократов - позже станут ядром избирательного блока ”ЯБЛоко”. Тогда же один из будущих лидеров этого блока и его единомышленники выступили в роли “демократической оппозиции” проводимым реформам: в мае 1992 г. руководимый Г.Явлинским ЭПИцентр опубликовал “Диагноз” - развернутую критику выбранного пути преобразований и обоснование их альтернативного варианта. Еще больше ситуация осложнилась в результате политического кризиса октября 1993 г. Встал вопрос о поддержке сложившегося режима: следует ли признать победу президентской стороны, провозглашающей себя сторонницей реформ, победой демократов, или же надо рассматривать расстрел законно избранного, хотя и консервативного, парламента как поражение демократии? На этот вопрос у “демократов” не было единого ответа, что не позволило реализовать многие из уже наметившихся в конце 1993 г. союзов9. В преддверии приближавшихся выборов в Государственную Думу спешно создавались избирательные блоки. “Демократам” так и не удалось объединить свои усилия. В октябре 1993 г. образовался блок “Выбор России”, возглавляемый Е.Гайдаром. В него вошли десятки демократических организаций, поддержавших курс на радикальные рыночные реформы, взятый в январе 1992 г., и с теми или иными оговорками принявших позицию президента в конфликте между двумя ветвями власти. В блок вошли: движение “Демократическая Россия”, Объединенные комитеты российских реформ, Крестьянская партия России, Партия демократической инициативы, Ассоциация частных и приватизируемых предприятий, Лига кооператоров и арендаторов, Союз “Живое кольцо” и др. По признанию создателей, блок представлял собой аморфную, лишенную организационной целостности конструкцию10. Несмотря на все ожидания, Б.Ельцин впрямую не поддержал это избирательное объединение. Созданный средствами массовой информации имидж “партии власти” скорее помешал, нежели помог успеху “Выбора России”. В октябре же 1993 г. был создан блок “Явлинский - Болдырев - Лукин” (начальные буквы имен его лидеров и образовали аббревиатуру “ЯБЛоко”). Его формальными учредителями стали ЭПИцентр, Республиканская партия Российской Федерации, Социал-демократическая партия России, Российский христианско-демократический союз и ряд независимых профсоюзов. Блок представлял собой прагматический союз сторонников “демократической оппозиции”, выступающих за продолжение реформ, однако другими методами. Программа его была составлена в самом общем виде, поскольку по многим ключевым вопросам партнеры по блоку занимали разные позиции11. Помимо “Выбора России” и “ЯБЛока” в выборах принял участие еще целый ряд партий и движений, представлявших приблизительно ту же часть спектра: Российское движение демократических реформ, блок “Август”, Демократическая партия России, Партия российского единства и согласия и др. Провал попыток “демократов” объединиться вполне предсказуемо привел к потере голосов. В результате “Выбор России” по общефедеральному списку получил 15,51% голосов, а “ЯБЛоко” - 7,86%: и то, и другое было ниже ожидаемого. Оба блока сформировали свои фракции в Государственной Думе. Практика избирательной кампании 1993 г. показала настоятельную необходимость более прочной и разветвленной организации, обладающей возможностью оказывать влияние на регионы. Летом 1994 г. на базе блока “Выбор России” и соответствующей парламентской фракции была создана партия “Демократический выбор России”. В январе 1995 г. состоялась Первая Учредительная конференция Общественно-политического объединения “Яблоко”, а в сентябре того же года - его съезд, на котором были приняты основные программные документы. Будучи объединением нескольких относительно самостоятельных организаций и сочетая коллективное и индивидуальное членство, “Яблоко” предпочло не создавать на первом этапе жесткую структуру партийного типа. Лишь в сентябре 1996 г. было заявлено о намерении создать партию. Предполагается, что этот процесс займет около двух лет. Предметом нашего исследования является идеология указанных партий и движений, то есть сформулированные ими цели, используемые способы аргументации, отстаиваемые ценности и приоритеты, предлагаемые механизмы реализации поставленных задач. Автор не ставит своей задачей подробное изложение истории этих политических объединений, их организационных и тактических проблем. Источниками для изучения послужили программные документы “ДВР” и “Яблока”, материалы партийной печати, публикации в независимых средствах массовой информации, а также работы их лидеров. Таким образом, эта книга излагает идеологии рассматриваемых политических объединений, как они представлены в изданиях, рассчитанных на массового читателя - и анализирует тот имидж либерализма, который в них создается. Нам предстоит выяснить, какие формы принимает вновь рождающийся либерализм в России, с чем связаны его особенности и каковы его перспективы. |
Содержание Далее -> ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ “ЛИБЕРАЛИЗМ”? |