Японская политика в области ядерного топливного цикла состоит
в достижении полной переработки всего отработавшего топлива
и потребления в качестве реакторного топлива всего выделенного
плутония. В рамках этой политики государственная Корпорация
по разработке энергетических реакторов и ядерного топлива (PNC
– Power Reactor and Nuclear Fuel Development Corporation) создала
и приступила в 1977 г. к эксплуатации Токайского радиохимического
предприятия. Японские компании по производству электроэнергии
также подписали контракты с корпорациями «Кожема» и БНФЛ о переработке
около 700 т отработавшего топлива на предприятиях в Ла-Хаге
(Франция) и Селлафилде (Великобритания). Кроме того, корпорация
«Джапан ньюклеар фьюэл лимитед» (ДжНФЛ) приступила к строительству
коммерческого предприятия в Роккашо (префектура Аомори), которое,
согласно официальным планам, должно вступить в строй к середине
2000 г. Однако реальный ход дел в Японии показывает, что проводимая
политика, направленная на создание производственной базы замкнутого
топливного цикла, в значительной степени отклоняется от практических
потребностей. Согласно правительственной статистике, к концу
1994 финансового года (31 марта 1995 г.) общее количество накопленного
отработавшего топлива легководных реакторов (ЛВР) достигло 10
400 т. Эта цифра увеличивается на 1000 т ежегодно. Предприятие
в Токае функционирует в качестве пилотного и к концу 1995 финансового
года переработало всего 864 т отработавшего топлива. Принимая
во внимание незначительную мощность предприятия в Токае, наряду
с принятием решения о том, что новые контракты на переработку
топлива за границей более не будут заключаться, Япония не сможет
переработать все свое накопленное отработавшее топливо. Даже
если, как и планируется, завод в Роккашо выйдет на полную проектную
мощность к середине 2000 г., его мощности по переработке 800
т и по хранению 3000 т тяжелого металла сумеют поглотить лишь
незначительную долю уже накопленного отработавшего топлива,
а также того топлива, которое будет продолжать нарабатываться
из года в год. Более того, растущие оценки стоимости строительства
предприятия в Роккашо делают его будущее все более проблематичным.
Последние приведенные ДжНФЛ оценки затрат на строительство,
включая создание объекта по остекловыванию жидких высокорадиоактивных
отходов, составляют 1,88 трлн йен (17 млрд долл.), что в 6–7
раз превышает стоимость аналогичных европейских предприятий.
Весьма вероятно, что строительство будет приостановлено после
ожидаемого в 1997 г. завершения создания бассейна для хранения
отработавшего топлива. С точки зрения потребления плутония центральное
правительство и энергетические компании оказались перед лицом
серьезной проблемы излишков. Амбициозная японская плутониевая
программа переживает серьезные технические, экономические и
политические трудности. После инцидента с судном «Акацуки-мару»,
перевозившего 1,5 т плутония из Франции в Японию, внутри страны
и за рубежом возникла значительная обеспокоенность относительно
безопасности и надлежащей физической защиты японских ядерных
материалов. В 1995 г. японские энергетические компании вынудили
правительство по экономическим соображениям прекратить реализацию
проекта по созданию использующего МОКС-топливо перспективного
теплового реактора Ома. Инцидент с утечкой натриевого охладителя
на реакторе-размножителе Монджу, произошедший 8 декабря 1995
г., нанес серьезный удар по всей правительственной плутониевой
программе. После этого реализация японской программы по созданию
быстрых реакторов была отложена, вероятно на неопределенный
срок.
В целях выполнения обязательств по отказу от накопления запасов
плутония японское правительство планирует использовать большую
часть выделенного в Европе плутония в качестве МОКС-топлива
для легководных реакторов. Однако программа по использованию
МОКС-топлива также может подвергнуться значительным изменениям
из-за оппозиции со стороны местных властей. В этом случае принадлежащий
Японии большой запас уже выделенного в Европе плутония в размере
8,7 т (по состоянию на конец 1994 г.) возрастет к концу столетия
до 20–25 т. Политика Японии в области репроцессинга стоит перед
лицом весьма курьезного противоречия. С одной стороны, Токио
испытывает трудности, связанные с недостатком мощностей по переработке
отработавшего топлива. С другой стороны, не решена проблема
все возрастающих запасов избыточного плутония. Политика создания
основанного на репроцессинге замкнутого ядерного топливного
цикла становится все более противоречивой и все менее объяснимой.
Единственным выходом из создавшихся трудностей видится пересмотр
политики в отношении репроцессинга с целью предотвращения дальнейшего
накопления избытков выделенного плутония.