Книга, которую читатель держит в руках, содержит изложение
далеко не общеизвестных фактов и цифр, дающих ясное представление
о современном состоянии российской атомной энергетики, о проблемах
ее безопасности и о перспективах развития. Обычно книги, касающиеся
вопросов атомной промышленности, пишут либо непрофессионалы,
и тогда есть опасность дезинформации, связанная с недостаточной
компетентностью автора, либо люди, слишком заинтересованные,
и тогда есть опасность, что они намеренно не сообщают читателю
всей объективной информации.
Данная книга уникальна. Ее автор,
Владимир Михайлович Кузнецов, работал начальником инспекции
по надзору за ядерной и радиационной безопасностью объектов
атомной энергетики Госатомнадзора России и был уволен за то,
что закрыл более десятка ядерных объектов, представлявших опасность
для граждан России. Он является специалистом высочайшего класса
в вопросах, рассматриваемых в данной книге, и при этом ничего
не скрывает и ничего не приукрашивает. Книга будет очень полезна
каждому, кто хотел бы выработать собственную, беспристрастную
точку зрения на предмет. Проблема ввоза на территорию России
отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из-за рубежа не может не
волновать каждого, кто болеет за судьбы наших детей, за интересы
государства и за будущее нашей страны. Сейчас уже решен вопрос
о внесении поправок в российское законодательство, позволяющих
осуществлять широкомасштабный ввоз зарубежного ОЯТ.
Книга сформировалась в процессе
борьбы, которую вела против этих поправок наша небольшая инициативная
группа, костяк которой составили представители общественной
организации «Московское общество испытателей природы» (МОИП).
10 мая 2001 г. на заседании МОИП был заслушан доклад В.М. Кузнецова
«Основные проблемы и современное состояние безопасности предприятий
ядерного топливного цикла Российской Федерации». В результате
всестороннего обсуждения материалов доклада в адрес Президента
РАН академика Ю.С. Осипова за подписью Президента МОИП, ректора
МГУ, академика В.А. Садовничего было направлено письмо, в котором
указывалось, что обсуждение в Государственной Думе РФ изменений
федерального законодательства по ввозу ОЯТ происходит без достаточного
научного обоснования.
Были направлены письма-обращения
в адрес Президента России В.В. Путина и Председателя Государственной
Думы РФ Г.Н. Селезнева с просьбой о приостановке законодательного
процесса до всестороннего обсуждения этих поправок.
Письма-обращения подписали: лауреат
Нобелевской премии, Президент Академии инженерных наук, академик
А.М. Прохоров; директор Института биохимической физики, академик
А.Е. Шилов; академик А.С. Монин; академик О.А. Ладыженская;
директор Медико-генетического научного центра Российской академии
медицинских наук, академик В.И. Иванов; академик И.Р. Шафаревич
и др. К тому времени ни одна из организаций РАН даже не поднимала
вопроса об обсуждении поправок. После наших обращений дело ограничилось
чисто формальной отпиской. Письмом от 22 июня 2001 г. № 2-10017-2114/576
и.о. главного ученого секретаря РАН, академик Б.М. Мясоедов
уведомил МОИП о том, что 5 июня 2001 г. на расширенном заседании
секции «Радиационная безопасность» Научного совета РАН по проблемам
экологии и чрезвычайным ситуациям был рассмотрен вопрос по проблемам
обеспечения безопасности при обращении с отработанным ядерным
топливом. Хотя это заседание и носило название «расширенное»,
на него не был приглашен ни один из оппонентов идеи ввоза ОЯТ,
там присутствовали только заинтересованные люди. Не были рассмотрены
ни технические, ни экономические проблемы ввоза (как узнает
читатель из данной книги, эти проблемы очень серьезны). А главное,
это заседание было проведено всего за день до принятия в третьем
чтении поправок в Государственной Думе РФ, и оно не могло сыграть
никакой роли в уже, по существу, решенном вопросе. Кроме этого,
на заседании не был рассмотрен доклад В.М. Кузнецова.
При проведении пресс-конференций
по данной теме мы, инициативная группа, неоднократно предупреждали,
что в случае принятия поправок в наше природоохранное законодательство
Минатом России будет неограниченно ввозить ОЯТ без оформления
соответствующих разрешительных процедур. К сожалению, мы не
ошиблись. В начале ноября 2001 г. Красноярский горнохимический
комбинат (ГХК) (г. Красноярск-26, г. Железногорск) принял на
хранение из Болгарии 41 511 кг 188 г ОЯТ.
Данный Контракт № 08843672/80011-09Д
от 16 июня 2000 г. был проведен с множественными нарушениями
российского законодательства, а именно:
• обеспечение безопасности транспортировки и физической
защиты груза было осуществлено без наличия соответствующей лицензии
Госатомнадзора России;
• не выполнены требования пункта 4 статьи 50 Федерального
закона «О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР «Об охране
окружающей природной среды», а именно: «ввоз в Российскую Федерацию
из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок
ядерных реакторов... разрешается в случае, если проведены государственная
экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего
проекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее
снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня
экологической безопасности в результате реализации соответствующего
проекта»;
• в соответствии с пунктом 1.1 Контракта, «Поставщик
примет от Заказчика на технологическое хранение и последующую
переработку отработавшее ядерное топливо, в том числе СП СУЗ
и СВП...». В соответствии с письмом Госатомнадзора № 7-40/820
от 22 октября 2001 г. СП СУЗ (стержни-поглотители системы управления
и защиты) и СВП (стержни с выгорающими поглотителями) являются
радиоактивными отходами. В соответствии с пунктом 1.4 Дополнения
3 к Контракту от 2 августа 2001 г., слова «СП СУЗ» были исключены
из Контракта. Тем не менее, в соответствии с указанным пунктом,
остаются разрешенными к ввозу стержни с выгорающими поглотителями,
также являющиеся радиоактивными отходами. В соответствии с пунктом
3 статьи 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»,
ввоз любых радиоактивных отходов из-за рубежа запрещен. Таким
образом, Контракт и осуществленный на его основании ввоз ОЯТ
нарушают действующее российское законодательство;
• в соответствии с пунктом 1.2 Контракта, «Контракт на
возврат остеклованных высокоактивных отходов будет заключен
не позднее, чем за 10 лет до начала их возврата». В соответствии
со статьей 15 Контракта, Контракт действует в течение 10 лет
со дня его подписания. Насколько нам известно, при подписании
Контракта не было заключено дополнительных контрактов на возврат
остеклованных высокоактивных отходов. Таким образом, речь идет
о вечном хранении отходов, образующихся в результате переработки
ввозимого ОЯТ. В связи с этим Контракт нарушает статьи 2 и 5
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Народной Республики Болгарии о сотрудничестве в области атомной
энергетики, пункт 3 статьи 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей
природной среды», часть 1 «Порядка приема для последующей переработки
на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных
атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке
радиоактивных отходов и материалов».
Таким образом, и Контракт, и осуществленный
на его основе ввоз ОЯТ противоречат как законодательству, действовавшему
до июля 2001 г., так и новому законодательству, действующему
с июля 2001 г., регламентирующим порядок обращения с облученным
ядерным топливом.
Кроме этого, стоит отметить, что
в России пока нет предприятий для переработки ОЯТ этого типа.
Они могут появиться только через 20 лет. Все это время 40 т
ОЯТ придется где-то хранить, т.е. тратить немалые денежные средства.
Сумма, которую Болгария должна выплатить России, составляет
25,7 млн долл., т.е. по 620 долл. за 1 кг ОЯТ. Но ведь основным
аргументом Минатома в процессе убеждения депутатов Государственной
Думы послужил довод о том, что Россия будет получать по 1000
долл. за 1 кг. Так что «болгарская» цена оказалась на треть
меньше, нежели та, которую обещал Минатом.
Президентом России В.В. Путиным
был подписан Указ от 10 июля 2001 г. № 828 «О специальной Комиссии
по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных
тепловыделяющих сборок зарубежного производства». Президент
внес в Думу законопроект, согласно которому ввоз облученных
тепловыделяющих сборок зарубежного производства должен осуществляться
исключительно на основании положительного заключения этой Комиссии.
Однако закон не принят, Комиссия еще не начинала работать, а
топливо уже идет в Россию. Мы не считаем вопрос о ввозе ОЯТ
закрытым.
М.И. Зеликин, доктор физико-математических
наук,
профессор Московского государственного университета,
1 ноября 2002 г.