Уважаемый Евгений Максимович! Уважаемый Юрий Ильич!
Оренбургская область - один из богатейших регионов России по природноресурсному,
промышленному и аграрному потенциалу. Вместе с тем (по словам заместителя
Председателя Правительства Матвиенко В.И.), область - одна из наиболее
кризисно-неблагополучных по социальной обеспеченности, по уровню и размеру
задолженности по заработной плате работникам здравоохранения, образования
и других бюджетных сфер. По данным Облфинуправления задолженность бюджетникам
в настоящее время составляет около 500 млн. рублей,
Во многом это связано с неэффективным использованием финансового ресурса
области, его отвлечением и распылением по целому ряду внебюджетных фондов,
которые администрация области, опираясь на принятые ей акты, создала в
разные периоды.
Вопрос об эффективности этих фондов неоднократно ставился мной в 1991-1992
г. в бытность депутатом областного Совета народных депутатов. Несмотря
на факты, выявленные тогда оренбургскими правоохранительными органами,
адекватные меры своевременно не были приняты. Отмеченные нарушения множились.
Практика бесконтрольного и безнаказанного неэффективного расходования средств,
а попросту их разбазаривания, продолжалась и достигла своего апогея в 1997-1998
годах.
Наиболее значим в этом отношении внебюджетный фонд администрации (далее
Фонд), который по своей сути является частью финансового ресурса области.
Это - средства, протекающие через внебюджетный счет администрации. Фонд
не является юридическим лицом, поэтому все договоры скрепляются печатью
администрации.
Бухгалтерский учет средств, проходящих через этот счет, надлежащим образом
не организован, ведется с грубейшими нарушениями Федерального Закона "О
бухгалтерском учете", что привело к отсутствию учетной политики, формированию
неполной и недостоверной информации о деятельности фонда, и, как следствие,
к грубейшим нарушениям налогового законодательства - уклонению от уплаты
налогов.
Как следует из материалов выборочной проверки, проведенной управлением
налоговой полиции по Оренбургской области по требованию Законодательного
Собрания области, за 1995-1998 годы Фонд вложил в Уставные капиталы коммерческих
структур, а также предоставил кредитов и ссуд на сумму около 30 млрд. рублей
(здесь и далее в масштабе 1997 года) и 4 млн. долларов США.
Но при этом, в условиях постоянно осложняющейся экономической ситуации,
увеличения дефицита бюджета и его задолженности по заработной плате и другим
выплатам Фонд практически не решал задач, связанных со смягчением социальной
напряженности, задач, соответствующих кризисной ситуации. По моему мнению,
эти задачи должны быть для администрации первоочередными. Однако, на покрытие
дефицита бюджета из средств фонда не было перечислено ни одного рубля.
Не решая эту социально-значимую для населения области задачу, Фонд,
осуществляя предпринимательскую (коммерческую) и кредитно-финансовую деятельность,
извлекал доходы и направлял их в коммерческие структуры.
Более того, средства фонда направлялись в коммерческие фирмы, которым
за нарушение налогового законодательства только за 1997-1998 г. доначислено
штрафных санкций на сумму около 25 млрд. рублей. Таким образом, администрация
проявила странные симпатии (если не сказать, заинтересованность) к нарушителям
налогового законодательства. Примечательно - администрация входит в состав
учредителей этих фирм.
Однако, Фонд, проявляя удивительную лояльность, а но сути, являясь пособником
нарушителей налогового законодательства, сам нарушал его, получая доходы
от предпринимательской (коммерческой) деятельности, но не ведя бухгалтерского
учета, Фонд никогда не начислял налоги и, соответственно, не выплачивал
их, грубо нарушая налоговое законодательство России. (По данным выборочной
проверки управления налоговой полиции только за 1996-1997 годы и первое
полугодие 1998 года выявлено занижение налогооблагаемого дохода в размере
около 37,5 млрд. рублей, заниженных налогов в сумме около 13,5 млрд. рублей.)
Распорядители Фонда в нарушение уже областных нормативных актов бесконтрольно
и келейно принимали решения о расходовании средств
фактически все они были отданы на откуп Первому заместителю Главы администрации
Зеленцову А. И.
В 1997 году это привело к отрицательной экономической эффективности
расходования средств (а, по существу, к ущербу, нанесенному области) в
размере 1,3 млрд. рублей. Это, мягко говоря, нецелевое расходование средств
осуществилось в интересах только двух коммерческих фирм. /Факты отношений
фонда с ними представлены в материалах заседаний Законодательного Собрания
Оренбургской области, его Счетной палаты/.
Обращает на себя внимание особо заинтересованное (трогательно родственное)
отношение распорядителя Фонда Зеленцова к одной из этих фирм - ОАО "Оренбургская
медно-никелевая корпорация" (далее Корпорация), на чью долю приходится
58% расходов фонда в 1997 году. Одним из руководителей этой фирмы является
родственник (зять) Зеленцова. Эти семейно-административные отношения объясняют
и следующие странные факты.
В январе 1997 года иностранная фирма "Redeсо", зарегистрированная в
оффшорной зоне на Каймановых островах (Великобритания), внесла в Уставной
капитал Корпорации документ, в котором представлены подробные сведения
о месторождениях меди и сопутствующих драгоценных металлов, расположенных
в восточном Оренбуржье (фактически бизнес-план, по договору именуемый "произведение
науки"). В том же январе Зеленцов А.И., возглавляя Совет директоров Корпорации,
подписал протокол, оценивающий это "произведение" в 555 тыс. рублей. В
декабре 1997 года тот же Зеленцов А.И., но уже в другой своей ипостаси
- первого заместителя Главы администрации области заплатил Корпорации за
временное пользование этим "произведением" сумму в 2000 раз большую - 1,1
млрд. рублей.
На этом "родительская" забота Зеленцова - распорядителя Фонда о Зеленцове
- председателе Совета директоров Корпорации и его родственниках не ограничилась.
Выявлен факт льготного кредитования Фондом Корпорации с выгодой для последней
и потерей для области 1 млрд. рублей.
В чью пользу такая арифметика? Понятно без комментариев. Случайно или
нет, но вскоре после получения Корпорацией льготного кредита Зеленцов А.И.
подписывает протокол о выделении ссуд на приобретение жилья руководящим
работникам Корпорации, в число которых входит и его зять.
Это, а также другие факты, наряду с отмеченными нарушениями законодательства,
свидетельствуют; действия распорядителя фонда, председателя Совета директоров
Корпорации первого заместителя Главы администрации Зеленцова А.И.
никак не связаны с интересами области, а направлены на удовлетворение узкогрупповых
интересов.
Вопрос о расходовании средств Фонда уже дважды рассматривался на Законодательном
Собрании области, в прессе публиковались материалы, освещающие отдельные
факты. Несмотря на это, правоохранительные органы области (прокуратура,
ФСБ, МВД) заняли выжидательную, пассивную позицию, никак не реагируя на
ситуацию, усугубляющую и без того сложную социально-экономическую обстановку
в регионе.
Удивляет прокурор области, который на мой прямой вопрос о бездействии
прокуратуры в ситуации вокруг внебюджетного фонда заявил, что необходимо
дождаться пока общественность и депутаты соберут фактический материал.
Эта потрясающая позиция была высказана публично во время моей встречи с
коллективом областной прокуратуры.
Также безмолвствует Управление ФСБ по Оренбургской области, не отвечая
на письмо Законодательного Собрания, где ставится вопрос об источниках
получения иностранной фирмой "Redeco" сведений о медьсодержащих месторождениях,
в которых присутствует большое количество драгоценных металлов (золото,
серебро и т.д.), что затрагивает не только социально-экономические интересы
области, но и стратегические интересы России в целом, ее безопасность.
Следует отметить, что на единственный правоохранительный орган, осуществляющий
по обращению депутатов проверку Фонда - налоговую полицию, оказывалось
давление со стороны областной администрации, не представлялись требуемые
материалы. Ввиду этого выборочная проверка была приостановлена и пришлось
запросить помощи у Федеральной службы налоговой полиции.
Уважаемый Евгений Максимович!
Уважаемый Юрий Ильич!
1.Не считаете ли Вы, что можно охарактеризовать изложенные факты как
злоупотребление служебным положением, халатность, коррупция?
2. Не считаете ли Вы, что за вышеназванными действиями должна следовать
уголовная ответственность, предусмотренная статьями Уголовного Кодекса.
РФ 199 (уклонение от уплаты налогов), 285 (злоупотребление служебным положением),
289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 293 (халатность)?
3. Чем Вы можете объяснить робость, нерешительность и бездействие областных
правоохранительных органов (прокуратура, ФСБ, МВД) - некомпетентностью,
заинтересованностью, коррумпированностью или чем-то еще?
4.Не считаете ли Вы, что высокие чиновники, так расходующие финансовые
ресурсы области, окончательно уничтожают веру в законность, порядочность
и некоррумпированность власти?
Перечисленные мною факты - лишь часть из имеющихся, вскрытых Законодательным
Собранием области при участии Счетной палаты и Управления налоговой полиции
по Оренбургской области. Они лишний раз подтверждают слова Председателя
Правительства, высказанные на встрече с женщинами-парламентариями, о том,
что около 80% социальных невыплат крутятся во внебюджетных фондах
регионов.
Учитывая:
-заявленное наконец-то в полный голос желание Российского Правительства
реально бороться с коррупцией;
-возмутительное бездействие оренбургских правоохранительных органов;
-давление областной администрации на налоговую полицию;
-высочайшую степень не только социально-экономической, но политической
и нравственной значимости вопроса,
убедительно прошу Вас, а с учетом обращения ко мне депутатов областного
Законодательного Собрания, требую срочно провести комплексную проверку
деятельности первого заместителя Главы администрации во внебюджетном фонде
Оренбургской области с привлечением причастных структур (Генеральная прокуратура,
ФСНП, ГНС, ФСБ, МВД).
Убедительно прошу Вас ускорить формирование межведомственной комиссии,
т. к. общеизвестно - безнаказанность и бесконтрольность порождают новые
преступления.
|