[Начальная страница] [Публикации]
 
Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.И.СКУРАТОВУ
Об уголовной ответственности за экологические преступления, связанные с функционированием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината
 
Уважаемый Юрий Ильич!

Мое обращение к Вам вызвано систематическими правонарушениями связанными с непрекращающейся деятельностью Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (далее БЦБК) и угрозой возникновения необратимых последствий для уникального природного комплекса оз. Байкал в случае, если противоправная деятельность БЦБК не будет решительно пресечена.

Не выполнено ни одно из решений органов государственной власти, нарушается целый ряд законов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, Уголовный Кодекс и Конституция Российской Федерации.

Не выполнены следующие решения органов государственной власти: 

1. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР N 324 от 13 апреля 1987 г.

"О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987-1995 годах", которое предусматривало перепрофилирование БЦБК еще в 1993 году.

2. Распоряжение Совета Министров СССР от 10 ноября 1990 года N 197р, которое также предусматривало перепрофилирование БЦБК с прекращением выпуска растворимой целлюлозы в 1993 году.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 года N 93 "О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 гг. и основных направлениях охраны природы в ХШ пятилетке и на период до 2005 года", в котором была в очередной раз была подтверждена необходимость перепрофилирования БЦБК на экологически безопасное производство с прекращением варки целлюлозы в 1993 году.

4. Наконец, последним постановлением Правительства Российской Федерации по этому вопросу (от 02.12.92 г. N 925) было предписано окончательно прекратить производство целлюлозы к декабрю 1995 года и определены конкретные задания. Однако БЦБК не разработал проектные решения по этим заданиям, а имеющиеся проекты не прошли экологическую экспертизу. В результате проблемы загрязненных территорий в большинстве случаев остались нерешенными.

Однако до настоящего времени БЦБК не перепрофилирован на экологически безопасное производство и запланированные мероприятия, направленные на устранение ущерба, нанесенного оз. Байкал, и его охрану, не проведены.

Источником приведенных данных является заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту федеральной целевой программы “Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска”, утвержденное Приказом Госкомэкологии России № 337 от 02. 06. 98 г. (далее - заключение ГЭЭ).

Деятельность БЦБК осуществляется с грубыми многочисленными нарушениями законов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов и других нормативных актов:

1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". 

1.1. П. 1 ст. 45 этого Закона, согласно которому предприятие “обязано принимать эффективные меры по выполнению требований охраны природы”.

До сих пор не проведена рекультивация карт шламонакопителей, не построены сооружения для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод г. Байкальска, не проведены работы по использованию золы в производстве строительных материалов, не ликвидировано остаточное загрязнение подземных вод .

О неэффективности мер по защите природного комплекса Байкала свидетельствуют установленные факты деградации экосистем озера на площади более 200 кв. км. в зоне влияния БЦБК. (Данные приведены из Решения Научного Совета по проблемам биосферы при Президиуме РАН от 27 января 1998 года “О загрязнении озера Байкал Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом и целесообразности дальнейшего функционирования данного предприятия”).

В отсутствие объективных возможностей улучшить очистку сточных вод, комбинат не закрывает особо опасное в экологическом отношении производство, связанное с варкой целлюлозы.

1.2. П. 4 ст. 45 Закона, предусматривающий установление "временно согласованных выбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов до предусмотренных предельных величин".

В нарушение этой нормы в 1997 году Госкомэкологией Иркутской области были продлены разрешения на выбросы вредных веществ при отсутствии указанного плана снижения выбросов.

Данное разрешение по сути является лигитимизацией противозаконной эксплуатации БЦБК.

1.3. П.2 ст. 40 данного Закона, в соответствии с которым эксплуатация БЦБК должна быть прекращена. т.к. осуществляется с нарушением экологических требований.

Однако ни Госкомэкология России, ни ее подразделение в Иркутской области не обеспечивают исполнение этой нормы закона.

1.4. П. 3 и 4 ст. 20, предусматривающие платность природопользователя и перечисление предприятием платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ в бесспорном порядке.

Однако, губернатором Иркутской области Б. А. Говориным и председателем Госкомэкологии области Ю. Н. Удодовым 07.07.98г. принято постановление N 454-П "О платежах за загрязнение окружающей среды на 1998 г.", которое устанавливают предельные размеры платы за загрязнения не по фактическому "вкладу" загрязнений БЦБК, а в зависимости от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Неправомерность такого расчета размера платы, а скорее умышленный выбор "прибыли" как критерия расчета платы, легко прослеживается. Так в условиях убыточности предприятия плата за загрязнения сводится к нулю (см. заключение ГЭЭ).

Эта ситуация безусловно требует правовой оценки. 

1.5. П. 2 статьи 65 данного Закона, в соответствии с которым “запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности занесенных в красные книги, растений и животных, ухудшающая среду их обитания”. 

Нарушение этой нормы подтверждается сокращением численности ряда видов водной фауны, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Прежде всего это относится к особо ценному виду байкальской нерпы. Негативные изменения физиологического и биохимического состояния животных организмов подтверждаются официальными исследованиями Института экотоксикологии Госкомэкологии России, проводимые с 1986 года. Выявлены объективные данные об угрозе со стороны БЦБК местам обитания ценных, а также редких и исчезающих видов водной фауны, что отмечается в материалах Президиума Научного Совета РАН по проблемам биосферы, упомянутых в п. 1.1.

1.6. Абзац 10 ст. 7 данного закона, предусматривающий "ограничение или приостановление деятельности предприятий ..., если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ" (как функцию специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды).

В нарушение этой нормы функционирование БЦБК не приостановлено даже в ситуации, когда в целях обеспечения экологической безопасности при приватизации предприятий этот вопрос специально ставился.

По вине Госкомэкологии ( ранее Минприроды РФ) и Госкомимущества БЦБК не включен в Список экологически опасных предприятий, организаций (утвержденный распоряжением Госкомимущества РФ и Минприроды РФ от 8 июня 1995 г. N 791-р/1), приватизация которых должна осуществляться с учетом экологического фактора.

2. Акционирование БЦБК осуществлено в нарушение п.6.33 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации", в котором регламентирован обязательный учет экологического фактора при приватизации объектов. Тем более это касается БЦБК, являющегося особо опасным в экологическом отношении производством и подлежащего приостановлению деятельности на основании выше приведенной нормы (см. заключение ГЭЭ).

3. Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”.

3.1. П.3 ст. 8, предписывающий ограничение природопользования для территорий, граничащих с особо охраняемыми природными территориями.

БЦБК расположен в непосредственной близости с Байкальским биосферным заповедником фактически на прилегающей к нему территории, создавая вредными выбросами и сбросами угрозу разрушения этой экосистемы.

3.2. Ст. 37, в соответствии с которой при принятии решений касающихся загрязнения со стороны БЦБК озера Байкал, ответственные за деятельность БЦБК должностные лица на всех уровнях исполнительной власти обязаны руководствоваться международными договорами.

Госкомэкология России, являясь специально уполномоченным органом по контролю за соблюдением Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" , по сути способствует и нарушениям этого Закона и незаконной деятельности БЦБК.

4. Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха".

4.1. Ст. 13, определяющая порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых вредных физических воздействий, который предусматривает непревышение предельно допустимых воздействий на определенной территории. Однако временно согласованные выбросы БЦБК по большинству показателей превышают ПДК.

4.2. Ст. 14, определяющая условие обязательного проведения мероприятий по охране атмосферного воздуха. Однако БЦБК не проводит такие мероприятия в необходимом объеме. В то же время БЦБК продолжает функционировать на основании разрешения на выброс по временно согласованным нормативам, что является узакониванием незаконной эксплуатации БЦБК.

4.3. Ст. 15, определяющая “выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то государственным органом”.

БЦБК имел разрешение на временно согласованные выбросы сроком на 5 лет- до 1997 г. (Постановление Правительства N 632 от 28 августа 1992 года "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия").

Однако временно согласованные выбросы БЦБК многократно превышают предельно допустимые концентрации вредных веществ в зоне воздействия комбината.

В десятки раз превышены установленные нормативы выбросов диоксида серы, оксидов азота, аэрозолей щелочи, в 4 раза - оксида углерода. Существенно превышены выбросы метилмеркаптана, диметилсульфида, диметилдисульфида, сероводорода, хлора, двуокиси хлора, хлорированных дибензодиоксинов, дибензофуранов, золы угля, ванадия (см. заключения ГЭЭ).

В 1997 году Госкомприродой Иркутской области это разрешение неправомерно было продлено на год до окончания проведения государственной экологической экспертизы программы перепрофилирования, то есть до 2 июня 1998 года, когда указанное заключение было официально утверждено. 

До сих пор это неправомерно выданное разрешение не отозвано.

Таким образом, начиная с июня 1998 года деятельность БЦБК осуществляется без юридически правомочного разрешения на выбросы.

4.4. Ст. 34 данного закона, предусматривающий “закрытие или изменения производственного профиля предприятия".

При очевидной невозможности уменьшения выбросов загрязняющих веществ БЦБК в атмосферу до установленных нормативов (на протяжении многих лет) закрытия или изменения производственного профиля предприятия БЦБК не предпринято.

5. Водный кодекс Российской Федерации.

5.1. Ст. 98 Кодекса, предписывающая соблюдение требований по охране водных объектов, и применение только таких "технологий, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничение использования токсичных веществ и т.д.". 

В нарушение этой нормы загрязнение Байкала сточными водами БЦБК настолько велико, что для снижения концентрации загрязняющих веществ до фоновых значений потребуется в сутки 6 куб. км чистой воды (данные за 1997 г. НИИ биологии при Иркутском государственном университете).

Косвенным показателем особо опасного диоксинового загрязнения со стороны БЦБК может служить показатель превышения ПДК для байкальского омуля в 40000 раз (по данным отчета Института геохимии им. А. М. Виноградова СО РАН, 1998 г.).

5.2. Ст. 111, предусматривающая запрет на любую деятельность в водоохранной зоне водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, к которым производство целлюлозы не относится.

Мэрией г. Байкальска произведена выдача "Государственного Акта на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" N752500087 АООТ "Байкальский ЦБК". В приложении N 2 к этому акту в водоохранной зоне запрещена деятельность, как осуществляемая комбинатом, так и предусматриваемая при его перепрофилировании.

Однако, решением Мэрии от 16.01.97 г. N 14 АООТ "Байкальский ЦБК" предоставлено в бессрочное пользование для производственных целей 748,4 га земли, находящихся в водоохранной зоне.

 

6. Федеральный закон “О животном мире”.

6.1. Ст. 22, предусматривающей "соблюдение требований, обеспечивающих охрану животного мира при осуществлении любой деятельности, влекущей за собой изменение среды обитания объектов животного мира". Как следует из приведенных выше фактов деятельность БЦБК влечет за собой чрезвычайно негативное изменение условий среды обитания объектов животного мира.

Факты, свидетельствующие о причинении указанных тяжких последствий деятельности БЦБК для байкальской фауны и флоры и в целом для экосистемы оз. Байкал, содержатся в ежегодных докладах Правительственной комиссии по Байкалу "Проблемы охраны озера Байкал и природопользования в Байкальском регионе" (М., Гидрометеоиздат, 1994, с.32-34; М., "Метеорология и гидрология", 1995, с.27-39; М., "Метеорология и гидрология", 1996, с.40-42; М., Центр международных проектов, 1997, с.104-106).

6.2. Ст. 24, повторяющая нормы п. 2 ст. 65 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, в соответствии с которыми “запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности занесенных в красные книги, растений и животных, ухудшающая среду их обитания”. 

7. Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”.

7.1. П.п. 1, 2, 3 ст.12, предусматривающие размещение отходов только на основании разрешений, выданных в установленном порядке по результатам специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и проведения мониторинга окружающей среды.

В нарушение указанных норм БЦБК осуществляет беспрецедентную "рекультивацию" одной из карт шлам-лигнина путем засыпки ее твердыми бытовыми отходами, что также противоречит "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденной Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству (приказ от 23 декабря 1993 года N 64).

8. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов".

8.1. Ст. 2, 3, 13, 14, определяющие отнесение производственных объектов к опасным, требования которых регламентируются в числе прочих нормами охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, экспертизы промышленных объектов и всесторонней оценкой риска аварий.

Руководством БЦБК не выполнено постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", вменяющее в обязанность опасным производственным объектам декла- рирование безопасности. Комбинат входит в Перечень промышленных объектов Российской Федерации с повышенной опасностью, подлежащих декларированию в 1996 г. (приложение N2 к приказу МЧС России, Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59). В упомянутом приложении для декларирования не выделяется какая-либо часть БЦБК, а требуется декларирование комбината в целом.

Представленная декларация только по складу с хлором не оформлена должным образом, не имеет экспертного заключения, утверждена директором комбината в 1997 году.

9. Федеральный закон "О международных договорах" и международные конвенции. 

9.1. Ст. 33, определяющая, что в случае нарушения обязательств по международному договору ... представляют Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора.

В 1996 году озеро Байкал включен в Список Всемирного природного и культурного наследия. Согласно этому статусу необходимо прекращение вредных для окружающей среды Байкала деятельности опасного производства БЦБК.

Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО обратился к Правительству Российской Федерации и другим структурам, осуществляющим управление охраной озера Байкал как участка Всемирного наследия, с призывом преобразования БЦБК с целью устранения его как источника загрязнения. Однако Госкомэкологией России, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия в части охраны оз. Байкал, не приняты необходимые т предусмотренные законодательством меры.

В соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (статьи 4, 5, и 6) и Конвенцией о биологическом разнообразии (статьи 8, 11, 14) государство обязано обеспечивать возможно более эффективную охрану и сохранение природного наследия и биоразнообразия. Однако, основные положения этих конвенций грубо попираются на Байкале.

10. Федеральный закон "О Правительстве Российской Федерации".

10.1. Ст. 3, согласно которой Правительство обязано "обеспечивать соблюдение и исполнение Конституции РФ, федеральных законов, а также контроль за исполнением собственных постановлений и распоряжений". 

В случае с БЦБК Правительство РФ, как это следует из фактов, приведенных в настоящем обращении, в нарушение Законодательства Российской Федерации до настоящего времени не приняло каких-либо практических мер по прекращению опасного производства целлюлозы на БЦБК.

Более того Правительство Российской Федерации фактически игнорирует и собственные правовые акты по этому вопросу, не обеспечивая контроль за их выполнением и не принимая никаких мер к их выполнению, а также допуская противоречие этих правовых актов.

11. Требует выяснения ситуация с финансированием природоохранных мероприятий БЦБК и использованием направляемых средств.

Ежегодно на цели охраны озера Байкал привлекаются огромные средства как из федерального бюджета, так и из иных источников, однако ни одна из основных проблем оз. Байкал за счет этих средств до сих пор не решена, в первую очередь - проблема закрытия опасного производства целлюлозы на БЦБК. Это свидетельствует о нецелевом и неэффективном расходовании средств.

В рамках федеральной целевой программы "Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна" в 1997 году было предусмотрено 12 млрд. руб. (ценах 1997 года), в 1998 году предусмотрено на реализацию этой программы из федерального бюджета 5,53 млн. рублей.

По данным Национального доклада "Сохранение биологического разнообразия в России" из 40 млн. долларов, которые тратятся в стране на сохранение биологического разнообразия, 5,6 млн.долларов предназначаются для решения природоохранных проблем оз. Байкал.

Получает средства непосредственно и сам БЦБК, находящийся под угрозой закрытия: в 1997 году им получен кредит Токобанка в размере 10 млн.долларов, и не исключена возможность также скрытых инвестиций БЦБК (данные из газеты "Московские новости" N 27 12-19 июля 1998 года).

В случае подтверждения фактов нецелевого и неэффективного расходования указанных средств, а возможно и других противоправных финансовых нарушений, виновные в этом должностные лица должны нести ответственность в соответствии с уголовным законодательством.

И как результат всего вышеизложенного деятельность БЦБК осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации:

статей 2, 18, 42 - в части обязанности государства, в частности исполнительной власти, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в части приоритета прав и свобод человека, в части прав человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;

п. 1 статьи 9 - в части охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.к. упомянутые многочисленные нарушения экологических норм приводят и к нарушению конституционных прав граждан Байкальского региона и России в целом;

п. 2,4 статьи 15 - в части обязанностей органов государственной власти и должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также принципы и нормы международных договоров Российской Федерации;

п. 1“е” статьи 114 - в части обязанности Правительства Российской Федерации осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

п.2 статьи 115 - в части обязательности исполнения в Российской Федерации законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений и Распоряжений Правительства Российской Федерации.

Итак, деятельность БЦБК осуществляется с грубыми многочисленными нарушениями законодательства и Конституции Российской Федерации, а также международных конвенций: 

- статей 2, 9, 15, 18, 42, 114, 115 Конституции Российской Федерации;

- абз. 10 статьи 7, п.п. 3 и 4 статьи 20, п. 2 статьи 40, п.п. 1 и 4 статьи 45, п. 2 статьи 65 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды";

- п. 3 статьи 8, ст. 37 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";

- статьи 13, 14, 15. 34 Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха";

- статей 98, 111 Водного кодекса Российской Федерации;

- статей 22, 24 Федерального закона "О животном мире";

- статей 2,3,13,14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов";

- статьи 3 Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации";

- статьи 33 Федерального закона "О международных договорах".

- статей 4,5,6 Конвенции о всемирном культурном и природном наследии;

- статей 8,11,14 Конвенции о биологическом разнообразии.

Таким образом деяния руководства БЦБК, действия и бездействия Правительства Российской Федерации, руководства Госкомэкологии России, его территориального подразделения в Иркутской области, виновных в нанесении существенного вреда экосистеме оз. Байкал, повлекшего за собой тяжкие последствия для окружающей среды, квалифицируются как экологические преступления и подпадают под действие гл. 26 "Экологические преступления” Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации, изданного в 1996 г. под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации Ю.И. Скуратова (далее Комментарий).

В соответствии со статьей 246 УК РФ экологическим преступлением является: “нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных..... объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло... тяжкие последствия”. В первую очередь правилами охраны окружающей среды являются нормы, содержащиеся в экологическом и природоресурсном законодательстве. Приведенные выше данные доказывают наступление тяжких последствий, массовое нарушение которых отмечено в связи с функционированием БЦБК (согласно п. 13 к ст. 246 Комментария).

В соответствии со статьей 247 КУ РФ экологическим преступлением является “производство... или иное обращение... отходов с нарушением установленных правил..., если эти деяния создали угрозу... причинения существенного вреда окружающей среде”. Приведенные факты загрязнения и официальные прогнозы Госкомэкологии России об ухудшении ситуации на Байкале в связи с функционированием БЦБК доказывают состав данного преступления (согласно п. 11 к ст. 247 Комментария).

В соответствии со статьей 250 экологическим преступлением является “загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству”. 

Имеющиеся и приведенные выше факты деградации байкальской водной фауны и флоры, вызванные вредным воздействием БЦБК, свидетельствуют о том, что экологическое преступление признается оконченным (см. п.п. 13, 16, 18 к ст. 250 Комментария).

В соответствии со статьей 251 экологическим преступлением является “нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ и нарушение эксплуатации установок, сооружений или иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или ионе изменение природных свойств воздуха”, если деятельность БЦБК содержит признаки состава этого преступления.

В соответствии со статьей 259 экологическим преступлением является “уничтожение критических мест обитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов”.

Данное преступление является пока неоконченным, но примеры с байкальской нерпой и другими краснокнижными видами свидетельствуют о том, что это преступление совершается в настоящее время.

В соответствии со статьей 262 экологическим преступлением является “нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба”. 

К таким природным территориям относится озеро Байкал, являющееся объектом Всемирного природного наследия.

Уважаемый Юрий Ильич!

На основании изложенного убедительно прошу Вас возбудить уголовное дело по фактам нарушения законодательства РФ, обусловившим тяжкие последствия для Байкала, квалифицированные статьями 246, 247, 250, 259 и 262 Уголовного кодекса Российской Федерации как экологические преступления, а также принять меры прокурорского реагирования ко всем должностным лицам, виновным в изложенных правонарушениях и способствующим разрастанию экологических преступлений в отношении уникального объекта Всемирного природного наследия - озера Байкал.
 

С уважением,
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по экологии, к.ю.н.,  чл.-корр. Российской экологической Академии Т.В.Злотникова
 
[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru