На фоне острых дискуссий о Союзном договоре, заявления Э.Шеварнадзе
об отставке, предупреждений о надвигающейся диктатуре и споров о необходимости
референдумов, возможно, не столь ярко прозвучало на Съезде выступление
главы правительства. Между тем оно носит неординарный, более того - программный
характер.
В настоящей статье мы хотим предложить свой взгляд на проблемы перестройки,
на причины экономического кризиса и оценить предлагаемые меры по выходу
из него.
Перестройка
Отправной пункт этого вступления - "перестройку в том виде, в котором
она замышлялась, осуществить не удалось"; произошел "политико-идеологический
срыв преобразовательного процесса". Заявление более чем серьезное
- и по констатации, и по выводам.
Если рассматривать перестройку как мероприятие, задуманное группой
руководителей, как некую ограниченную "реформу сверху", цели и замыслы
которой до конца были известны только ее организаторам, то им, как говорится,
виднее - сорвалась она или нет. Но если видеть перестройку как глубокий,
объективно необходимый процесс, отражающий реальные потребности общества,
накопившийся в нем за многие десятилетия потенциал изменений, то тезис
о срыве перестройки не имеет оснований.
Отсюда - и различное отношение к тому, что происходит в стране. В первом
случае - паническое ощущение "гибели" общества и судорожные действия по
его "спасанию"; во втором - осознанное участие в перестройке как в мучительном,
но неизбежном процесс реформ, стремление облегчить преобразования.
Начавшиеся пять лет назад процессы продолжаются, но произошло, и это
естественно, серьезное изменение в их источниках и движущих силах. В первые
два года необходимыми были действия "сверху" по реанимации общественно-
политической и экономической активности людей. И общество действительно
ожило, стало само выступать инициатором преобразований (именно здесь пролегает
тот водораздел, о котором говорится в выступлении главы правительства).
Многие руководители, начинавшие перестройку, этот новый, главный ее этап
не смогли или не захотели понять и принять. Они стали - сознательно или
невольно - тормозить дальнейшие преобразования, предлагать тупиковые варианты
решений, оттягивать необходимые шаги, делая из только под нажимом со стороны
общества.
С таких позиций естественно и выдвинутое теперь объяснение причин срыва
перестройки - "воздействием деструктивных сил" и "сломом устоявшихся структур
как государственных, так и партийных".
Кто эти деструктивные силы? Как им удалось к короткий срок развалить
экономику огромной страны? На чей счет следует отнести антиалкогольную
компанию или по меньшей мере странную идею "регионального хозрасчета" -
прообраз сегодняшнего территориального сепаратизма или безграмотную организацию
кооперативного сектора, вызывающего естественное раздражение людей? А разве
не правительство настояло на принятии в декабре 1989 года программы. Не
учитывающей политические и экономические реалии и с очевидностью для всех
провалившейся уже через три месяца? Вспомним: за семь месяцев до предполагаемого
повышения цен о нем было официально объявлено, что вызвало панику и ажиотаж
на потребительском рынке. Разве не правительство следовало принципу "постепенности"
и "взвешенности" - в результате чего получилось: "ни плана, ни рынка"?
Ведь построение реалистичного плана всегда зависело от правительства, способного,
как нас всегда уверяли, "дать целостную картину сложившейся ситуации и
ее возможных последствий"?
Ответ может быть один: эти деструктивные силы - непонимание и некомпетентность.
Неспособность или нежелание понять происходящие в экономике процессы
рождает новые тезис - о "политической войне под флагом рынка, лишенной
серьезного экономического содержания". Все, кто настаивает на ином, чем
у правительства, подходе к экономическим реформам - будь то республики,
выступающие за свой суверенитет, или экономисты, предлагающие другие программы
перехода к рынку, - объявляются чуть ли не политическими врагами, разваливающими
страну.
Теперь о "сломе государственных структур". Можно с уверенностью
утверждать, что ни одна из этих структур за годы перестройки не разрушена:
не распущены ни законодательные, ни исполнительные органы власти,
в целости милиция, суд, прокуратура. В основном сохранились и партийные
структуры. Многочисленные и, как оказалось, бесполезные слияния и разделения
министерств, отраслевых органов управления осуществлялись решениями самого
правительства. Неэффективность функционирования этих структур - прямое
следствие неумелого руководства, организационного бессилия, грубых кадровых
провалов…
Зачем же понадобилось "политико-идеологическое" объяснение срыва перестройки?
Оно использовано, чтобы уйти от ответственности за кризис в экономики переложить
вину на тех, кто определял политику страны в целом. Но это также позиция,
из которой вытекает нежелание менять методы и средства государственной
экономической политики.
Экономика
Объяснение экономического кризиса политико-идеологическими причинами,
а не "обострением внутренних противоречий в производственной сфере"
означает, что в экономике все нормально и, как только будет наведен порядок
в политической сфере, возобновится поступательное развитие общества. Но
зачем же тогда начинали преобразования в 1985 году, когда политическая
стабильность не подергалась сомнениям?
Кризис, в котором оказалось наша экономика, обусловлен двумя основными
причинами. Первая из них - в унаследованных нами уродливой структуре хозяйства
и отсутствии серьезных стимулов к труду, вторая - в крупнейших ошибках,
допущенных в руководстве экономикой за последние года.
Курс на "ускорение", лишь отяжелявший структуру народного хозяйства,
одновременно с попыткой провести широкие социальные программы резко усилил
инфляционный потенциал в экономике. Переход на так называемое самофинансирование
без одновременного создания кредитно-финансового рынка привели к тому,
что у государства обострилась нехватка средств для выполнения намеченных
им программа - быстро рос дефицит бюджета. Этот недостаток стали все активнее
покрывать деньгами, не имеющими товарного обеспечения. С тех пор такая
"инфляционная накачка" экономики приобрела характер финансовой катастрофы.
Одновременно рост денежных фондов предприятий резко усилил уже существовавший
дефицит всех видов ресурсов, а также предопределил увеличение денежных
выплат населению, которые немедленно обрушились на потребительский
рынок. Не произошло существенной перестройки во внешнеэкономической
сфере - падение валютных поступлений из-за снижения цен на энергоносители
покрывалось за счет ускоренного роста внешнего долга и продажи за рубеж
возрастающего количества золота.
Уже этих примеров более чем достаточно, чтобы отвергнуть тезис об отсутствии
экономических причин у нынешнего кризиса.
Именно государственная политика (а не мифические деструктивные силы)
загоняет сегодня рынок "в тень", просто лишая его места «под солнцем».
Происходит «дикий», неконтролируемый переход к рынку, но не потому, что
он в принципе неконтролируем, а потому, что государство не создаст условий,
облегчающих этот переход. Наоборот, оно фактически сопротивляется развитию
рыночных отношений, продолжая по основным направлениям ту самую политику,
которая уже привела к сегодняшним результатам.
Таким образом, если глава правительства считает, что причины экономических
трудностей имеют политико-идеологический характер, то, с нашей точки зрения,
дело обстоит с точностью до наоборот: именно экономические причины во многом
предопределили и остроту нынешней политической ситуации, и начавшийся паралич
вертикальных управленческих структур. Точно так же провозглашение суверенитетов
республиками, сегментация общесоюзного рынка с введением внутренних таможен,
кризис доверия правительству —_это не чьи-то злонамеренные действия, а
объективное отражение сложившейся экономической ситуации, своеобразная
защита от ошибочных решений. И лечить необходимо не внешние проявления
болезни в сфере политики и идеологии, a саму экономику.
Какие же методы ее лечения предлагаются?
Передышка
Предложенные главой правительства меры следует рассматривать сквозь
призму его же тезиса о «срыве преобразовательных процессов» и формирования
программы будущего, кабинета.
Содержанием экономической политики в наступающем году предлагается
считать «экстренное блокирование разрастающегося кризиса».
Определение «cтабилизация» представляется уже не достаточно сильным...
В числе мер, предлагаемых для блокирования кризиса,— отказ
«от верховенства законов в его примитивном виде" (?), введение моратория
на забастовки и экологические движения и др.
Собственно экономическая часть политики «блокирования кризиса»
включает введение многочисленных новых налогов и разнообразных способов
изъятия денежных средств.
Налог на продажи, стабилизационные, валютные отчисления, повышение взносов
на социальное страхование, регулирующие налоги на прирост фонда потребления
и в зависимости от рентабельности новый подоходный налог на население,
изъятие части амортизационных отчислений, акцизы, рентные платежи, замораживание
части средств фондов экономического стимулирования, использование части
доходов от приватизации и разгосударствления и т. д. Из всего набора
возможных стабилизационных мер выдернуты самые бесперспективные,
фискальные, с помощью которых правительство пытается сбалансировать
бюджет.
Если ранее применялись различные способы сокрытия десятков миллиардов
рублей бюджетного дефицита, то в будущем году это становится практически
невозможным - дефицит составит, как и ожидалось, до четверти триллиона
рублей — отсюда необходимость новых налогов. Подавляющая часть
дохода предприятий будет централизовываться в различных государственных
фондах - границы между бюджетом и внебюджетными фондами (пенсионными
и стабилизационными) достаточно условны.
Основной же упор в экономической политике по-прежнему делается на управление
материальными потоками, но меняются формы этого управления: если раньше
надежды возлагались на госзаказы, лимиты, фонды и госплановские балансы,
то теперь главным инструментом становится замораживание
старых хозяйственных связей и отмена новых.
Но экономические процессы набрали такую инерцию, что
намеченные санкции за срыв договоров едва ли будут всерьез восприняты
хозяйственниками. Кроме того, переход к договорным оптовым ценам сам по
себе взрывает идею замораживания связей - ведь меняются важнейшие
условия их соблюдения.
Смысл предложенных мер ясен - остановиться,
попробовать заморозить ситуацию, воспользовавшись для этого вполне традиционный,
хорошо знакомыми методами. Увы, такие надежды наивны. В который уже
раз предлагается система мер, не адекватная складывающимся условиям.
Именно таким путем накоплен в экономике потенциал мощного кризиса: в будущем
году произойдет углубление спада производства, быстрый
рост цен и доходов приведет к раскручиванию инфляционной спирали,
еще более усилится структурная несбалансированность
и дефицит. А предприятия, несмотря ни на какие запреты, будут искать
и устанавливать выгодные им связи, появятся тысячи новых мелких предприятий
и банков, усилится стремление людей к предпринимательству, не остановятся
и поиски внешнеэкономических контактов.
Государственное регулирование, пытающиеся блокировать эти процессы,
не только не сможет противостоять им, но приведет к тому, что рыночные
отношения станут приобретать еще более деформированные формы, еще
глубже уходить «в тень». Новая экономика будет все более и более приобретать
уродливые полукриминальные черты. Это станет
платой за очередную попытку воспрепятствовать объективным процессам,
которые мы сами же и пробудили.
Нужно не объявлять срыв перестройки и под этим предлогом пытаться вернуться
к мерам, которые в принципе уже не могут дать положительных результатов,
а действовать без передышки, поддерживая, контролируя и организуя
новые процессы, расширяя сферу рыночных методов регулирования, активно
осуществляя разгосударствление и приватизацию, создавая товарные и фондовые
биржи, настоящие акционерные компании, демонополизируя производство, сокращая
бюджетный дефицит, постепенно освобождая цены, развивая службы трудоустройства
и социальной защиты...
И самое главное - обеспечить, наконец, перераспределение экономической
власти между центром и республиками не методом перетягивания каната, а
истинно политическим, договорным путем, что не только не ослабит,
а, скорее наоборот, усилит контроль за экономической ситуацией в стране.
Нам объявлено о срыве курса, которым на протяжении последних пяти
лет шла страна, и предложено под флагом «экстренного блокирования кризиса»
остановиться.
Сегодня передышка от политических и идеологических реформ, от экономических
преобразований и кадрового обновления, от перестройки - многократно
опаснее, чем движение вперед.
|