За последние два года набрали силу два мощных фактора кризиса: высокая
инфляция в сочетании с общим спадом производства и дезинтеграция страны,
граничащая с угрозой ее распада. Исключительно опасно именно сочетание
этих двух кризисных явлений.
Чтобы остановить разрушительную для экономики инфляцию, метастазы
которой затронули уже все сферы общественной жизни и даже нравственности,
нужна сильная политическая власть, нужны политическая
инфраструктура, работоспособные властные институты. Иначе говоря, - необходимо
государство.
Для прекращения дезинтеграции, которая ослабляет государственную власть,
хаотически ее перераспределяет, порождает разного рода конфликты, необходим
не только ясный политический курс, но и хотя бы минимальные экономические
успехи. Нужны дееспособная финансовая, кредитная и денежная система, приостановка
общего спада производства, разумная
социальная политика. Иначе говоря, необходима рациональная экономическая
организация.
Сложность ситуации заключается в том, что сегодня у нас ни с той, ни
с другой стороны нет достаточных точек опоры. Хуже того - у меня,
например, нет оснований полагать, что наши, как сейчас принято говорить,
ветви власти в полной мере осознают эту проблему.
Об этом свидетельствует, в частности, то, что при обсуждении
возможности заключения между ними конституционного соглашения речь
по-прежнему идет не о содержании в смысле «что делать», а о
разделе сфер влияния в смысле «кто главный».
Но позволительно задать вопрос: главный над чем? Инфляция и спад
производства разваливают экономику, а дезинтеграция, как мы уже убедились,
может привести к окончательному распаду страны.
Если упадет ствол - государственность и экономика, - то и его ветвям
нечего делить. Они превратятся в хворост, годный лишь на то,
чтобы разжечь костер на пепелище.
Я убежден: любые резкие движения - референдум, учредительное
собрание, другие «всенародные» политические акции - в сегодняшней
ситуации нашей стране противопоказаны. Они не приведут ни к каким
позитивным результатам, поскольку дальнейший курс в целом неясен,
но зато могут еще более усилить политизацию общества.
Такие основополагающие ценности, как законы, парламент, конституция,
демократия, выборы, референдум, «круглый стол»
и учредительное собрание, наше общество тяжело выстрадало. Сегодня мы их
выхолащиваем, растранжиривая непродуманно и безответственно. Мы уже
почти все из этого арсенала использовали, а ситуация все хуже.
Нужно остановиться. А это значит - сказать себе и другим: при
прежней системе власти невозможно было выработать сколько-нибудь
реалистичные представления о будущем. Решать все это
на ходу не получается, значит, следует признать необходимость целого периода,
который станет как бы мостом от прошлого к будущему. Это может быть и три
года, и пять лет. За 500 дней теперь не справиться. За это время следует
решить две основные задачи: приостановить дезинтеграцию важнейших
систем жизнеобеспечения и создать условия для
неспешной, но глубокой и всесторонней подготовки всего того,
что составит конституционно-законодателькую основу новой страны
и вступит в действие одновременно с приходом новой власти
на основе иных законов, отражающих стратегические
интересы российского народа.
Что же касается необходимых срочных мер, то я предлагаю следующее:
1. Конституционному суду рассмотреть вопрос о законности решения
о референдуме, приняв во внимание процедурные неточности одобрения на VII
съезде народных депутатов соответствующего постановления (вопрос
был проголосован не квалифицированным, а простым большинством).
2. Подготовить с участием всех наиболее значимых политических сил страны
(возможно, в форме настоящего, а не бутафорского «круглого стола») временный
Конституционный акт, который на период трех (или пяти) лет заменит собой
в той части, которая в нем будет содержаться, действующую Конституцию.
В этом документе:
- абсолютно ясно и конкретно очертить те сферы, в которых на действия
всех участников политического процесса накладываются ограничения, направленные
на недопущение каких-либо односторонних шагов,
а также двусторонних договоренностей, способствующих дальнейшей дезинтеграции.
Формулировать эти сферы нужно проблемно, а не институционально. Соподчинение
структур и властей должно определяться только конкретными задачами
замораживания дезинтеграции экономики, системы безопасности (во всех
смыслах), территориального, государственного и правового устройства. Например,
я предлагаю договориться о том, что никто не в праве принимать решений,
нарушающих единое денежное обращение в стране, ограничивающих свободу торговли
между регионами России, подрывающих бюджетное устройство, осложняющих
борьбу с преступностью, угрожающих коллективной безопасности,
нарушающих права граждан - в первую очередь на жизнь и собственность.
Это и будут на ближайшие годы главные и прямые задачи федеральной исполнительной
власти;
- определенно сформулировать задачу подготовки проекта Конституции,
пакета законов договоров в рамках СНГ, к разработке которых следует незамедлительно
приступить при изначальном понимании того, что действовать на их основе
будут уже не нынешние власти, а другие, новые, которые придут
вслед за ними. Имеется в виду тем самым снять вопрос о личных политических
амбициях, доминировании и попытках обустроить свою личную жизнь на уровне
законодательства страны. Необходимо в принципе устранить спешку в подготовке
этих документов, наладить широчайший переговорный процесс со всеми без
исключения политическими силами (учитывая, что к моменту вступления в силу
этих актов и региональные республиканские лидеры также исчерпают свои полномочия),
привлечь лучших ученых.
Подготовленные документы будут приняты через три (пять)
лет перед новыми выборами, а введены в действие сразу после прихода новой
власти, т. е. в 1996 или 1998 году.
Это и должно составить основную задачу законодательной власти на новый
период:
- предусмотреть также возможность перевыборов президента и парламента
до окончания действия временного Конституционного акта (например,
в конце 1994 года или начале 1995 года) в том случае, если станет очевидным,
что нынешние власти в их персональном составе не способны вести процессы,
предусмотренные временным Конституционным актом. Решение о
назначении таких всеобщих выборов мог бы принять Конституционным суд через
год после введения в силу временного Конституционного акта на основе, например,
специального рассмотрения вопроса о его выполнении. Такое условие сделает
действия властей в определенной мере подконтрольными.
3. Принять этот временный Конституционный акт по рекомендации альянса
(«круглого стола») политических сил, его подготовивших, на очередном съезде
народных депутатов, включив в повестку съезда один этот вопрос. Если реально
в подготовке этого документа примут участие основные политические
силы, такие, как: реформаторы-радикалы, центристы, оппозиция, представители
регионов, и он будет представлен съезду как их согласованное предложение
- нет сомнений, что он будет принят. Аргументом в пользу такого предположения
является и то, что любым политическим силам, будь то коммунисты, демократы,
либералы, националисты или кто угодно еще, нужно ведь не только прийти
к власти, но и иметь страну, где они собираются властвовать.
Отдельный вопрос - программа действий в экономике на эти ближайшие три
-пять лет и содержание политико-правового процесса. Но это
уже следующий шаг. Многое станет возможным, если будут созданы хотя бы
минимальные предпосылки. На мой взгляд, первейшая из них - принятие временного
Конституционного акта. Без него уже просто бессмысленно вновь рисовать
любые экономические программы.
Если политический процесс в нашем стране получит развитие в указанном
направлении, можно надеяться на то, что мы создадим основу (и пока только
основу) для замораживания распада, получим столь необходимое нам, в том
числе и для выработки новой Конституции федеративного государства, время.
Разумеется, никакой документ, как бы он не назвался -
Конституционный акт или даже Конституция, - сам по себе ничего не будет
значить. Он станет значимым только в том случае, если исполнительная
и законодательная власти под контролем общественных сил, подготовивших
его, приложат усилия для его реализации.
Предложенную логику можно принимать или не принимать, но и власть, и
оппозиция должны признать проблемы, наличием которых предопределяется именно
такое решение.
Если через полгода или год в очередном раз, не приняв и не поняв, правители
прядут к чему-нибудь похожему, сделать это будет неизмеримо сложнее. Не
исключен вариант, что этого не удастся сделать вообще. Несерьезно будет
тогда оправдывать себя, как сейчас, тем, что «ничего другого и нельзя было
сделать». Можно было, и можно сегодня.
|