Григорий Явлинский
Отторжение гражданина от власти |
В России всегда были завышенные требования к власти, из чего следовало,
что власть в России - источник всех бед. Большинство людей считает, что
на власть влиять бесполезно. "От меня ничего не зависит, и я не желаю ни
в чем участвовать, потому что все равно "они" - обманут". Отсюда - безразличие,
апатия, цинизм. А с другой стороны, убежденность, что власть обязана для
меня что-то сделать. Отсюда - тоска по "железной руке", по человеку, который
придет и все устроит.
Сама власть это нежелание участвовать в чем-либо прекрасно использует: вы ни во что не лезьте, не вмешивайтесь, мы все для вас сделаем. Дошло до того, что если прежняя власть говорила о повышении зарплаты или об улучшении качества жизни, то нынешняя обещает выплатить зарплаты за позапрошлый год… И ничего, люди сидят, ждут. Обещаниям нет предела. Главное, чтобы никто не совался в ее, власти, дела. Пусть себе шахтеры беснуются и берут директоров в заложники, здесь же закупают новую партию "Мерседесов" и строят дома для приемов и загородные дачи. Власть заинтересована в отсутствии обратной связи между собой и народом. В этой линии поведения делается ставка на СМИ как на инструмент манипуляции общественным мнением: сегодня по этому телеканалу скажем так, а завтра тот же комментатор уведет в другую сторону. Для этого вместо создания институтов гражданского общества объявляются всякие игрушечные "круглые столы", "народные" движения и прочая дребедень. Разве в случае с Кириенко президент вел себя не как Робинзон Крузо с Пятницей: обнаружил на необитаемом острове незнакомца и представил его туземцам с обещанием что-то дать от щедрот "белого человека"? Тут же проводятся и региональные выборы, когда человек обещает за то, что его выберут, починить крышу и забор… Следствие отчуждения власти от человека - крайне слабое развитие государственных, экономических и социальных институтов, слабость правительства, парламента, суда, профсоюзов. Отсюда и коррупция на местах. Человек, добравшийся до власти, совершенно бесконтролен в пользовании ею. Происходит раздробление и феодализация государства, каждый регион ведет самостоятельные переговоры с Москвой. Граждане все это терпят. В результате все время сокращаются гражданские и человеческие права: на свободу информации, на презумпцию невиновности, на судебную защиту, не говоря уже о праве на жизнь. Все большее место в нашем обществе занимают корпоративные отношения. Тут группировка банкиров, там - бандитов. Здесь шахтеров, там - учителей. Люди, чтобы получить то, что им принадлежит по праву, должны объединяться в группы давления на власть. Причем появляется все больше групп, склонных к экстремизму, и как бы нам не пришлось вскоре вспомнить латиноамериканский опыт: бойцы "народных фронтов" уходят в лес и десятилетия ведут кровавые войны с властью и населением… Есть ли выход из этого заколдованного круга? Есть. Насилию со стороны
узкокорыстных группировок экономического, политического и даже криминального
толка может противостоять только самоорганизованное общество. Сегодня Россия
на распутье. По какому она пойдет пути - по корпоративно-авторитарному
или по гражданско-правовому? Нынешняя власть делает ставку на первый вариант.
Нужна и совершенно другая идеология отношений между государством и гражданами. Граждане должны наконец понять, что за них, без их участия никто ничего не сделает. Их могут только обмануть. Нужно воспитание гражданского духа, чтобы у людей появилось чувство уважения к себе, к своей стране, к своему прошлому и будущему, к своим детям, наконец. Какая во всем этом роль правозащитного движения? Один из главных тезисов его идеологии - это неучастие ни в каких политических движениях и партиях. Я слишком уважаю правозащитников, чтобы считать себя вправе давать им советы или чему-то учить. Но я хочу спросить: "Друзья, вы спасаете отдельных людей, но мучают и унижают едва ли не всех. Ваша деятельность благородна, но разве не разумнее способствовать созданию власти, стержнем которой будет гражданское общество и защита прав всех граждан?" Для меня самым важным вопросом является участие правозащитного движения
в создании такого государства, которое будет защищать права человека. Демократическое
государство тем и отличается, что создает систему, при которой могут сосуществовать
различные интересы. Милиционер по улице должен ходить для того, чтобы один
гражданин не насиловал другого, а не для использования милиции в борьбе
одних групп общества против других. В последнем случае правозащитники могут
сколько угодно протестовать против пыток, но не изменится сама суть системы
насилия.
Правозащитники мне на это говорят: их деятельность - вне политики. Они
ни в коем случае не стремятся к власти. Я глубоко преклоняюсь перед этими
людьми, перед тем, что они делают, перед их искренностью. Но, с другой
стороны, я не могу уразуметь, как решить этот конфликт. Для того чтобы
создать полноценное гражданское общество, в основе которого защита прав
граждан, не обойтись без участия в политической деятельности. Как это совместить
с утверждениями правозащитников, настаивающих на своем неучастии в политике?
Для меня это вопрос, на который я пока не нахожу ответа.
"Общая газета", 30 апреля - 6 мая 1998 года, № 17, с.1 |
Яблоко. Начальная страница Яблоко. Публикации Яблоко. info@yabloko.ru |