Армия – вне политики"
Этот тезис прочно усвоен не только военнослужащими. С недавних пор он
стал своего рода штампом, неоспоримым догматом, незыблемая форма которого
постепенно вытеснила содержание. Между тем армия не может и не должна существовать
вне ясно очерченных политических, социальных и экономических концепций,
сочетающихся с признанными обществом базовыми принципами. Попытки реформировать
армию без увязки с геополитическими, региональными и внутренними интересами
России не только бесполезны – они крайне опасны для страны и ее народов.
Вооруженные Силы (ВС) России призваны защищать страну и союзные ей государства
от внешних угроз территориальной целостности, суверенитету, экономическим
и политическим интересам. Кроме того, они должны обеспечивать российское
участие в международных миротворческих акциях ООН, ОБСЕ, СНГ и межгосударствеииых
союзов, в которых участвует РФ.
Подчеркну, что, несмотря на окончание "холодной войны" и блокового противостояния
по линии "Восток – Запад", военная сила остается и еще долгое время будет
сохранять значение важнейшего, хотя уже и не главенствующего фактора национальной
безопасности и мировой политики. Ныне и в обозримом будущем Россия – в
свете ее размеров, природных ресурсов и геостратегического положения –
не может обойтись без мощных, хорошо оснащенных и подготовленных ВС.
Вместе с тем любой, сколь угодно значительный, военный потенциал не
в состоянии компенсировать экономическую слабость, внутриполитическую неустойчивость
и внешнеполитическую непредсказуемость государства. Более того – избыточная
и плохо управляемая военная мощь, начиная с определенного уровня, сама
становится (и при дальнейшем наращивании остается) исключительно опасным
дестабилизирующим фактором. Это обстоятельство особенно важно учитывать
в современной России, живущей в условиях постоянно сужающегося сектора
реальной экономики, хронического бюджетного дефицита, в котором расходы
на оборону и так являются одной из самых емких статей.
Таким образом, ясное и в то же время реалистически ограниченное определение
потребностей в сфере военного строительства нужно не столько обществу,
сколько самой собственно армии.
Геостратегическое положение России
Многие считают, что благодаря коренному улучшению отношений со странами
Запада и Китаем угроза широкомасштабного нападения на Россию со стороны
ее прежних потенциальных противников в обозримом будущем не просматривается.
Объективный анализ подтверждает этот вывод.
Во-первых, многочисленные достоверные источники указывают на то, что
в ближайшие 10-15 лет США и их европейские союзники не будут иметь с Россией
противоречий, разрешение которых потребовало бы военного вмешательства.
Во-вторых, армии блока НАТО только что начали долгосрочные программы
перевооружения и технического переоснащения, а также вызванную этим разработку
принципиально новых стратегии и тактики ведения боевых действий. Есть веские
основания считать, что реформа ВС в западных странах беспрецедентна по
своим масштабам и глубине. Замене и модернизации подлежит все – от средств
аэрокосмической разведки и связи до белья и защитной экипировки отдельного
солдата. Совокупность соответствующих мероприятий, включающих по нашим
оценкам не менее 7 тысяч крупных циклов НИОКР в области оборонных и наступательных
технологий, а также промышленное освоение разработанных изделий рассчитано
в разных странах на период до 2015-2020 годов. На конец первого десятилетия
ХХ1 века запланирована и унификация вооружения по западным стандартам в
странах бывшего Варшавского договора, принятых в НАТО.
В-третьих, Китай по своему военному потенциалу, прежде всего в области
оружия массового поражения, в средствах доставки и сопутствующих технологиях
(ракетно-космическое вооружение, связь, средства электронного подавления,
системы ПВО и т.п.), серьезно отстает от России. Но это отставание может
и, вероятно, будет преодолено уже в начале 20-х годов следующего века.
Таким образом, термин "обозримое будущее" применительно к военной безопасности
Росси и в существующей геостратегической ситуации обретает конкретное цифровое
выражение – не более 15-20 лет. Иначе говоря, масштабные военные угрозы
теоретически могут возникнуть на рубеже 2015 года. Это дает России "окно
безопасности" для проведения радикальной перестройки военно-промышленного
и оборонного комплекса.
Не вдаваясь здесь в обсуждение тех мер, которые жизненно важно реализовать
до истечения отпущенного историей срока, замечу одно, но главное: Россия
как государство, желающее мира и благополучия своим гражданам, должна преодолеть
мировоззрение стрекозы из крыловской басни.
Приоритеты развития вооруженных сил России
Есть две причины, по которым для России сейчас нет смысла стремиться
к паритету с НАТО по обычным вооружениям.
Прежде всего из-за огромного превосходства Запада в военно-экономическом
потенциале, включая передовые технологии и промышленную базу их освоения.
Следует также учитывать, что Россия значительно отстала от НАТО по людским
ресурсам и все больше проигрывает в географическом положении.
Однако Европа и США чрезвычайно восприимчивы к фактору так называемого
ядерного сдерживания. Поэтому в случае крайне нежелательного всплеска напряженности
в отношениях с Западом (наступление "холодного мира") достаточной гарантией
безопасности России и паритетного военно-политического баланса будут являться
стратегические ядерные силы (СЯС). Даже в условиях жесточайшего экономического
кризиса Россия способна поддерживать СЯС на уровне разумной достаточности,
поскольку общие расходы на СЯС, в том числе на приоритетные программы по
новым ракетным технологиям, не превышают 25-30% затрат на оборону.
Следует уточнить упомянутый выше уровень разумной достаточности по СЯС.
Мы полагаем, что он определяется необходимостью поддержания приблизительного
паритета с США по суммарной численности ядерных боеголовок и средств их
доставки, определяемой рамками договоров СНВ-1 и СНВ-2, а в будущем и СНВ-З.
Вместе с тем России нужно придерживаться такого плана развития СЯС,
который бы не копировал чужие модели, а обеспечивал наиболее живучий и
надежно управляемый потенциал военно-политического сдерживания любого государства
– обладателя ядерного оружия. Этот потенциал должен давать возможность
нанесения заданного уровня ущерба в ответном ударе любому ядерному агрессору
и при любых, сколь угодно невыгодных для нас, условиях развязывания войны.
Решение этой задачи требует оптимального сочетания и хорошо скоординированного
взаимодействия ракетных сил наземного, морского и воздушного базирования.
Ясно, что развитие систем раннего предупреждения и боевого управления,
а также военностратегической разведки должно вестись опережающими темпами.
В отношении других государств – возможных противников и иных масштабов
вооруженных конфликтов российские ВС в среднесрочной перспективе (5-10
лет) вполне могут ограничиться созданием общевойсковых группировок на южном
и юго-восточном стратегических направлениях. Их уровень боеготовности должен
определяться, исходя из сценариев возможных локальных конфликтов, с учетом
необходимости быстрого и эффективного подавления очагов вооруженного сопротивления.
Вместе с тем развитие обычных вооружений в ближайшее время должно происходить
при соблюдении некоторых исходных ограничений.
Регулярные ВС России не должны применяться в боевых действиях против
стран СНГ, за одним исключеним: если эти страны станут членами враждебных
России союзов и с их территории будет предпринято нападение территорию
РФ. С другой стороны, наши ВС могут и должны применяться для защиты стран
– членов системы коллективной безопасности СНГ от вооружённых нападений
извне.
В перспективе значительная угроза России, ее союзникам и нейтральным
странам может возникнуть на Юге и Юго-Востоке. Для предотвращения и (или)
пресечения такой угрозы нужно быть готовыми к реализации крупной трансрегиональной
военной операции.
Но не чеченская кампания, а операция, подобная "Буре в пустыне" 1991
года, должна служить модельной основой подготовки, оснащения и обеспечения
российских ВС на средне- и долгосрочные перспективы. Для армии нашей страны
губительно выведение новых доктринальных концепций из опыта боевых действий
в Чечне. Полученньй там трагический урок следует учитывать во внутренней
политике, в строительстве межнациональных отношений и в развитии
федерализма, а также при подготовке и оснащении правоохранительных ведомств
(внутренние войска, подразделения спецназа силовых структур). Однако превращение
ВС в придаток ОМОНа абсолютно неприемлемо. Армия, натасканная для карательных
операций среди сограждан, никогда не будет способна защитить страну от
угрозы со стороны регулярных ВС других государств и никогда не будет пользоваться
уважением и поддержкой своего народа.
|