Российский экономический кризис и политика кабинета В.С.Черномырдина 

из выступления Г.А.Явлинского на заседании фракции "Яблоко" 
20 августа 1998 года
 
Почему - непосредственные причины или толчок к кризису 
Г.ЯвлинскийКризис ждали все. Деньги МВФ означали лишь передышку, паузу, не более. Однако, кризис, конечно, был неожиданен в том смысле, что  никто не ожидал его так скоро. 

Беспрецедентно большой кредит от МВФ, казалось, давал передышку до весны, в худшем случае - до конца года. Однако, рынки не успокоились - все участники рынка понимали, что оказаться в отстающих при реакции на кризис - это крах. Столь сверхбурной и нервной реакции от российского рынка не ожидал, наверное, никто, в т.ч. и сам рынок. 

Август - ЦБР тратит на поддержание курса рубля почти миллиард долларов в неделю. Он не в состоянии стабилизировать еще и рынки гособлигаций (что делал до последнего времени - скупал облигации). Процент по гособлигациям, несмотря на все усилия, выскочил за 100% годовых. Очевидно, что платить такие проценты при годовой инфляции в 5-7% невозможно - не выдержит ни один бюджет мира. 

Ловушка захлопнулась.

Почему - долгосрочные причины кризиса 
Истинные причины кризиса носят долгосрочный характер и напрямую вытекают из принятой в 1994-1995 годах экономической политики. 

Примерную хронология событий можно представить следующим образом: 

1994 год - время расцвета и крушения финансовых пирамид, построенных финансовыми компаниями (вспомните АО "МММ"!). Именно тогда, после крушения российское Правительство принимает решение строить собственную пирамиду госдолга. Принцип действия пирамид хорошо известен - она приносит доходы только на первых порах, на период "раскрутки", экстенсивного завоевания рынка, до тех пор пока активно поступают новые деньги под обещание высокой доходности. Как только поступление новых денег замедляется - финансовая пирамида теряет эффективность для ее "строителя", все поступающие деньги уходят на ее обслуживание. Пирамида теряет смысл, а затем и рушится. 

1994-1995. Период поступления заметных доходов в бюджет от пирамиды госдолга. Возникает иллюзия ее принципиальных отличий от пирамид финансовых компаний. 

Именно поэтому на нее возлагается новая нагрузка - борьба с инфляцией. Кстати, ничего нового - финансовые пирамиды 1994 года имели такой же макроэкономический эффект: при росте денежной массы инфляция снижалась, т.к. деньги уходили с потребительского рынка на финансовый. Однако, уже в 1996 году привлечение средств в бюджет от  рынка гособлигаций стало резко сокращаться, в 1997 превратилось в мизерные суммы, в 1998 - поддержание пирамиды госдолга стало очевидно убыточно для государства (беспрецедентно: в марте 1998 расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долгов превысили (!) доходы федерального бюджета). 

1995 год. Принятие решения о неинфляционном финансировании дефицита бюджета - отказ от кредитов ЦБР бюджету и опора на рост внешнего и внутреннего долга. 

Расчет на то, что после сокращения инфляции начнется экономический рост, на основе которого можно будет обслуживать резко возросшие долги. Эксперимент, заведомо обреченный на провал. Как Вы помните, мы предупреждали (заявления "Яблока" по бюджету 1995), что это решение преждевременно, но никто не хотел слушать. Дума (в том числе КПРФ) проголосовала за этот бюджет. Но раз уж приняли такое решение - надо резко сократить дефицит бюджета. Этого не сделано. Правительство вносит, а Дума (при участии КПРФ) утверждают раз за разом дефицитные бюджеты. "Яблоко" - против. 

1996 год. Очевиден провал принятого курса - долги растут, а экономического роста не видно. Принимается решение продлить агонию - допустить на внутренний рынок иноинвесторов, превратить часть внутреннего долга во внешний, продлить раскрутку пирамиды госдолга за счет нового источника. За 2 года на российский рынок гособлигаций приходит свыше 20 млрд.долл. иноинвесторов. Еще столько же - на рынок корпоративных ценных бумаг, курсы которых возрастают за год в 8-10 раз. 40-50 млрд.долл. от иноинвесторов - вот фундамент относительной экономической стабилизации 1996-1997 годов. Никаких внутренних причин для стабилизации (а тем более оживления) у российской экономики не появилось.

Осень 1997. Мировой финансовый кризис, падение цен на нефть, а затем на газ и металлы (за год до этого - на золото). Приток новых иноинвестиций прекращен, внутренние накопления за счет экспорта сокращаются. Пирамида госдолга должна обрушиться. Внешние для российской экономики факторы сначала обеспечили ее относительную стабилизацию (на полтора года), а затем обусловили кризис. Для спасения от кризиса привлекаются опять-таки внешние факторы - кредиты МВФ. Но это не спасает. Четвертый виток этого кризиса достал до священного в российской экономической политике - курса рубля и рынка гособлигаций.

Кто в чем виноват
Нынешний финансовый кризис - это кризис экономической политики последних лет. 

Кириенко получил его в наследство от Правительства Черномырдина-Чубайса. Однако, вряд ли можно сказать, что Правительство Кириенко на высоте положения. 

Оно постоянно недооценивает ситуацию. Поэтому не в состоянии управлять ею, а лищь реагирует под жестким давлением внешних обстоятельств. Пока Правительство Кириенко не на уровне вызовов нынешнего кризиса.

Что делать
Мы готовы поддержать решительные меры Правительства и Думы, направленные на оздоровление экономической ситуации, на формирование условий для дальнейшего экономического оживления. Но мы против жестких мер экономической политики, если они ведут лишь к "замораживанию" ситуации на некоторое время - до следующего кризиса. Горькое лекарство должно лечить!  

Набор мер:  

* Прекращение использования внешних кредитов для поддержания завышенного курса рубля. Рубль должен выйти на новый "уровень поддержки", естественной поддержки. Это болезненная мера, но не очень видна альтернатива при нынешнем состоянии государственных финансов. В результате импорт станет дороже, отечественное производство конкурентоспособнее.  Экспорт станет более эффективным. Все это  улучшит внешнеторговый баланс, а значит приведет к пополнению валютных запасов страны. 

* При этом необходимо сделать все, чтобы население не пострадало - в первую очередь снижение налогов и пошлин на дешевое продовольствие и товары первой необходимости. 

* Если уж Правительство объявило о реструктуризации долга, то она не должна быть сверхжесткой. Ее условия должны приближаться к условиям июльской реструктуризации (около15% годовых в валюте). И в любом случае надо проводить переговоры с инвесторами и постараться избежать односторонних шагов в дальнейшем. Это хотя бы в какой-то мере позволит сохранить хоть какое-нибудь доверие со стороны инвесторов. 

* Развязка проблемы неплатежей (методы очевидны и уже частично используются - замораживание или списание штрафов и пени, реструктуризация основного долга под четкие обязательства по инвестиционной программе и налоговой дисциплине, обращение взыскания по долгам на акции и повторная приватизация "чистого" предприятия, со списанными долгами и т.д.) 

* Принятие стимулирующего инвестиционного законодательства - СРП, концессии, иностранные инвестиции, налоговые льготы и гарантии стабильности ("дедушкина оговорка") при крупных инвестициях и т.п. Резкое расширение льгот по жилищному строительству. 

* Формирование и реализация 10-15 крупнейших (не менее 3-5 млрд.долл. каждый) инвестиционных проектов (при необходимости - например, в отраслях машиностроения) - 5-7 проектов СРП, 2-3 в автомобилестроении, в космической промышленности, авиации, связи, транспорте и др. 

* Система мер по стимулированию малого и среднего бизнеса - устранение чрезмерного административного контроля со стороны чиновников, программа по уменьшению накладных расходов бизнеса.

 
[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru