[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Интервью Т.Ярыгиной
Теперь пора строить
«Медицинский вестник», 16-31 марта 1995 года, № 6, с.3
Татьяна Владимировна, в команде Григория Явлинского вы, можно сказать, - первое лицо в вопросах социальной политики. Предположим, лидер «ЯБЛока» становится главой государства, а вы в правительстве курируете социальную сферу» «Если бы директором были вы, что бы вы сделали?»

- Сейчас власть и народ как будто живут на разных планетах: народ все просит: «Дай!Дай больше!», а государство уперлось: «Нет, мне нужно стабилизировать финансы, я хочу бездефицитный бюджет. Иначе что скажет Международный валютный фонд?». Иногда мне хочется сказать нынешнему правительству: если уж вы проводите реформы в большой степени за счет иностранных кредитов, которые придется отдавать, нашим детям, внукам и правнукам, то обеспечьте условия, чтобы эти внуки хотя бы появились на свет...

- И все-таки, что, по вашему мнению, нужно было бы сделать? Кажется, перемены в макроэкономике людей уже не очень интересуют. Они, конечно, скажутся как-то, но пока еще это произойдет... Гораздо. ближе к сердцу принимаются проблемы социальной сферы. И настроение людей, которые будут действовать в этой самой макроэкономике, зависит от положения в здравоохранении, образовании, культуре...

- Хорошо, попробую нарисовать некую идеальную схему. Потому что в реальности возникнет множество «но», и, может быть, то, что я скажу, вызовет даже у моих коллег серьезные сомнения. Но оттолкнусь все-таки от сложившейся ситуации.

Есть проблемы, которые четко просматриваются в демографических показателях - смертности, рождаемости, заболеваемости. Медикам, как никому, они известны. Корни их - в экономике, а проявляются они как фактор политический. Откуда возьмется независимое и свободное государство без здоровых и сильных граждан? Как ни высоко стоят власти, но выше все же народ. И если он поставлен в такое положение, когда не может ни прокормить себя, ни защитить, ни отстоять свои интересы, то о какой государственности идет речь?

Другие проблемы вырастают из того, что все больше людей работающими лишь числятся, а на самом деле денег вообще или почти не получают. При этом кажется странным, что социального взрыва не наблюдается. Никто не устраивает бунтов, не громит магазины и тому подобное. Статистика улавливает нарастание процессов поляризации по имущественному статусу: появляется небольшое число очень богатых и все больше - очень бедных. А «серединка» как-то выживает. Как? Нынешняя власть этого как бы не видит и не знает. Но меня волнует очень сильно: за счет чего же они существуют?

Допустим, частично за счет натурального хозяйства, взаимообмена услугами - вы вылечили моего ребенка, а я сшила вам платье. Кое-кто «челночит», везет из-за границы «сейл», а по-нашему говоря, уцененку. И этим, к сожалению, занимаются инженеры, учителя, врачи... Но главные деньги идут все-таки не откуда. Они зарабатываются на различных незаконных операциях, обслуживающих торговлю оружием, наркотиками, сырьем и т.д.

- Вы хотите сказать, что полстраны замешано в криминальных отношениях? Не может быть!

- Когда государство ушло из социальной сферы, сказало: «Живите, как хотите!», - вакуум тут же заполнила та самая теневая экономика, о которой мы все прекрасно знали. И теперь она получила социальную среду и питательную почву, при которых сразу стала «законной» и доминирующей. Она значительно расширила круг своих работников - людей, которые, к сожалению, вынуждены смотреть сквозь пальцы на то, в какой структуре они зарабатывают на пропитание.

Такой работник не может позволить себе вникать, за счет чего «крутится» его хозяин. Что он там «отмывает»? Допустим, у человека больной ребенок. И чтобы его хорошо лечить и кормить, нужны деньги. Если его спросить: «Вы согласны «не замечать», что работаете на криминал?» - он ответит: «Да!». Это не мои домыслы - таковы результаты социологических опросов.

- При этом сам ты можешь и не торговать оружием, а просто, допустим, коврики вытряхивать в офисе у мафиозо...

- Правильно. Многие даже не подозревают, чем занимается фирма, которая их наняла.

Если бы государство обеспечило людям возможность работать на своих предприятиях, поддержав их строго оговоренными, возвратными кредитами, уверена, что десятки и сотни тысяч пошли бы на то, чтобы даже снизить свои заработки, трудиться «от зари до зари», но вернуться к нормальной жизни. Если бы им при этом было сказано (и обеспечено законами): думайте сами, как вытащить свой завод, ищите новые возможности, в конце концов, избавляйтесь от лентяев, ваше будущее в ваших руках, - то люди ушли бы из коммерческих палаток.

Криминализация на фоне распада экономики очень опасна еще и тем, что она прививает некие «новые традиции», создает порочные системы связей, подрывает нравственность. Это процесс, который затрагивает самую сердцевину народной души.

- Простите, вспомним о предыдущих годах, определяемых как «застой». Этот период заложил зерна цинизма в психологии целых поколений, ведь и тогда люди тоже не интересовались тем, берет ли взятки его начальник. И почему он, скажем, ездит за границу, а простой человек - нет. С этим смирялись, как с данностью, принимали как «правила игры». 

- Согласна, размывание нравственности началось в 70 - 80-х годах. То, что происходит сейчас, попало на подготовленную почву. (Старая система создала того урода, который сегодня оказался сильнее всех. И это не было неожиданностью для людей осведомленных, входящих во властные структуры. Тем более они обязаны были учитывать наличие пороков, порожденных системой «развитого социализма»! Почему же из сложнейшего комплекса проблем, требующих вдумчивого подхода, была вырвана одна - связанная с финансами? И даже в этом направлении делалось и делается не самое важное. Еще в прошлом, на свету и в тени, сложились монстры-монополисты, и сейчас они существуют узаконено, губя любую здоровую инициативу. Монополизация ресурсов, а значит - монополизация власти, достигли апогея.

- А нам обещали, что, когда появится много богатых, бедным возле них станет жить лучше, они станут уже не бедными, а «средним классом».

- Так ведь эти деньги «крутятся» вовсе не в нашей стране, они уходят за рубеж.                      

- И нравственность здесь играет не последнюю роль, потому что перекачивают средства те самые люди, воспитанные цинизмом «застоя», когда слова «интересы государств», «интересы будущих поколений» постоянно произносились, но не воспринимались всерьез.

- Да, а любая нормальная экономика устремлена в будущее. В чем
отличие защищенного государством Частного собственника от незащищенного? У первого есть мотив; работать для детей, для внуков, на будущее. Другой же хочет - себе, немедленно и желательно через швейцарский банк. И эту серьезнейшую проблему опять-таки должно решать государство, власти - исполнительная, законодательная.

Мы ведь почти на пустом месте создаем Россию как государство. У нас его не  было. Россия - отвалившийся осколок государства.

Власть и народ должны объединиться вокруг одной ключевой идеи: мы строим новую Россию. Вот она - общенациональная идея! Каждый человек вместе со всеми ощущает: я строю свободное, независимое, великое государство, у меня для этого есть все - богатейшие ресурсы, земли, талантливые люди. Увы! Мы почему-то пока строили только финансовую стабилизацию и бездефицитный бюджет...

Но уж коли мы зациклились на этом бюджете, так давайте предложим людям его совершенно новую концепцию. Не статьи доходов и расходов, а программу для реализации нескольких важнейших целей на ближайший год.

- Вы переходите к ответу на мой первый вопрос?

- Да, теперь, после сказанного, надеюсь, читатели лучше меня поймут. «Если бы директором была я», то предложила бы бюджет, который решает следующие проблемы.

Первая. Гарантия защищенности России. Сюда блоком входит все, что связано с границами, армией, службами безопасности и разведки. Налогоплательщик твердо знает, что выделенные на это деньги сделают границы такими, что «зеленый коридор» наркобизнесу будет закрыт. Что солдаты, которые там стоят, защищают рубежи Родины, а не просто отслуживают свое - и «на гражданку».  

Вторая. Формирование и становление рынка труда. Это огромная тема, которой сейчас можно лишь коснуться. Отмечу основное: необходимо выделить отрасли - «локомотивы», которые «потащат» за собой многие другие. Если среди них, как провозглашал министр экономики Е.Ясин, будет, например, биотехнология, то это не значит, что оживет только она. Оживет и работающая на нее наука. Может быть, в следующем году приоритетом станет что-нибудь другое, на чем и следует сконцентрировать средства. Но каждый раз они не должны «размазываться» по принципу всем сестрам по серьгам, а направляться, так сказать, ударно.

Третья. Нужно защитить частную собственность, и это отдельная и очень большая проблема.

Четвертая. Условно назову ее - «наше будущее». Здесь все, что связано с материнством и детством, начиная с беременной женщины. Под эту программу пойдет финансирование здравоохранения, образования, культуры.

Пятая. Наше прошлое. Эта программа должна обеспечить стариков, пожилых, инвалидов. Ведь это они создали тот могучий потенциал, благодаря которому все до сих пор еще не развалилось. Если мы все так долго «трясемся в шоке» от предложенной терапии, но продолжаем жить, то в этом заслуга старшего поколения. Знаете, смех сквозь слезы вызывают постоянные заявления многих наших экономистов, что дна мы еще не достигли. Они нас даже утешают: «Это еще не дно, будем падать дальше». А почему так, почему, выражаясь их языком, страна наша с двойным и тройным каким-то дном? Да потому что запас прочности заложен колоссальный! Застой застоем, но сколько за это время люди создали. Можно предъявлять претензии к системе, но к людям, которые работали с утра до ночи?! Какие претензии к врачу, который бегал на своем участке по домам без лифта, зарабатывая себе пенсию в 120 рублей, а в итоге остался нищим? Плохая ли, хорошая система медицины, а врачи работали, лечили людей.

Да, в такие программы пойдут деньги, которые прибыли никогда не принесут. Но это наши долги. Порядочные люди обязаны долги отдавать. Должны быть государственные гарантии сохранности пенсий, надежности негосударственных пенсионных фондов.

Шестая. Внешнеполитическое и внешнеэкономическое положение России. Здесь и проблемы наших долгов. И, конечно, одна из самых животрепещущих - проблема мигрантов, соотечественников за рубежом.

Я назвала только шесть направлений, причем достаточно условно обозначенных. Но повторяю, смысл в том, что мы не просто перебрасываем деньги из одной статьи бюджета в другую. Мы ставим цели перед государством и народом. Причем внутри каждого направления действия логичны и согласованны.  

- Но почему вы обсуждаете эти цели в контексте бюджета?

- Да потому что таким образом государство четко обозначает, за что именно оно берет ответственность на, себя. И если его идеи становятся общенациональными» поддерживаются регионами, тогда  смогут обсуждаться различные другие направления, финансируемые по договоренности с местными органами власти и с каждым отдельным гражданином. Например, поддержка культуры путем целевых налоговых послаблений. Или доля участия государства в страховании жизни и здоровья людей.

Если в двух словах сформулировать ответ на вопрос, что должна сделать новая власть, я скажу: начать новый политический цикл. Предыдущий - завершен, все, что можно было разрушить, - разрушено. Теперь надо строить. Но не по велению власть предержащих. Так не получится. То есть можно, конечно, но тогда о демократии нужно забыть. Я очень надеюсь, что наше государство мы будем строить все вместе.
 

Вела беседу Татьяна Рябухина
«Медицинский вестник», 16-31 марта 1995 года, № 6, с.3
Обсуждение статьи

См. также: Т.Ярыгина, Программа "500 дней", "Нижегородский пролог", Социальная политика

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru