Повсеместное падение жизненного уровня населения может стать причиной
неудачи любых, даже самых единодушных соглашений между республиками. Детальный
анализ социальных процессов необходим и для разработки наиболее эффективной
программы зарубежной помощи. Его попытка осуществлена в ЭПИЦентре (независимом
центре экономических и политических исследований, которым руководит Григорий
Явлинский). Основные его выводы мы публикуем для читателей «Рынка».
Анализ проводился преимущественно по данным официальной статистики.
Ее несовершенство не позволяет точно количественно ценить разворачивающиеся
процессы и уловить многие нюансы. Однако тот факт, что даже на базе официальных
данных возможно уловить тенденции в социальной сфере, свидетельствует об
их глубине и необратимости.
Рынок труда: безработица застала врасплох
В настоящее время на рынке труда зарождаются новые тенденции.
Активизируется процесс перераспределения рабочей силы по различным секторам
экономики. В частности, за январь - август 1991 г. (по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года) доля занятых в госсекторе сократилась с 80 до 74%.
Доля работающих на предприятиях коллективных форм собственности возросла
с 16 до 21%. Особенно быстро растет занятость на арендных и акционерных
предприятиях. С начала года она увеличилась почти вдвое.
Обостряется проблема женской занятости. Прежде всего, существенный спад
производства охватил отрасли, где традиционно используется женский труд:
легкую и текстильную промышленность. Дополнительные проблемы связаны с
выводом советских войск из Восточной Европы и необходимостью
трудоустройства жен офицерского состава.
В августе 1991 г. было около 2 млн. безработных, к концу года ожидается
2,5 - 3 млн., а по некоторым оценкам экспертов, до 20 млн. Однако, по сообщению
Госкомстата СССР, на биржу труда в поисках работы обратился на начало сентября
(по предварительным данным) лишь 1 миллион человек; безработными признаны
около 100 тысяч. Очевидно, люди, потерявшие работу, не торопятся на биржу
труда. Это объясняется нежеланием многих из них признать себя официально
безработными и скептическим отношением к возможностям этих служб и просто
незнанием об их существовании. Да и статус безработного получить не так-то
просто: безработному надо платить пособие, а средств для этого недостает.
Поскольку отсутствует комплексная программа перестройки народного хозяйства,
то нет и соответствующей программы переобучения людей. Никто не знает,
какие специалисты и в каком количестве потребуются нам завтра. К 1 августу
1991 г. по направлению службы занятости профессиональное обучение проходили
лишь 434 человека.
Безработица традиционно считалась недопустимой в СССР (хотя в скрытой
форме и в ограниченных масштабах существовала всегда). Это один из наиболее
устойчивых стереотипов общественного сознания. Опрос 10 тысяч граждан,
проведенный Госкомстатом СССР, показал, что три четверти опрошенных негативно
оценивают появление безработицы. Против формирования рынка рабочей силы
- четверо из десяти, не возражают - 23% опрошенных.
Безработицы боится как население, так и правительства бывших союзных
республик, не имеющие опыта регулирования занятости. Последние ориентируются
на меры, позволяющие как можно дольше сохранить скрытый характер безработицы,
предпочитают тратить средства на содержание ненужных рабочих мест, а не
на переподготовку кадров, то есть проблема «загоняется внутрь».
Реформа цен: растут затраты, но не производство товаров
Многие специалисты предсказывали, что апрельская реформа розничных цен
в том виде, как она осуществлена, вызовет гиперинфляцию. Динамика цен за
последние 9 месяцев подтверждает этот вывод. По официальным данным, сводный
индекс потребительских цен во II квартале 1991 г. составил 203,5%, в том
числе на продукты питания - 230,9%, на непродовольственные товары - 219,0%.
услуги -143,6%. В июле сводный индекс потребительских
цен равнялся 211,3%. Наряду с ростом цен в государственной
торговле примерно такими же темпами идет рост цен в других секторах, в
том числе на колхозном и на «черном» рынках.
Несмотря на кратное увеличение цен, стабилизировать рынок потребительских
товаров не удалось. Более того, в апреле, после двукратного повышения государственных
цен на основные товары, произошло падение объемов торговли. В дальнейшем
темпы снижения товарооборота замедлились (май - на 25% ниже уровня прошлого
года, июнь - на 22%). В целом же за полугодие объем розничного товарооборота
оказался ниже прошлогоднего на 12%. Частично это было связано с тем, что
первое время после повышения цен население действительно стало меньше покупать.
Однако главная причина - снижение производства и сокращение импорта.
Темпы падения производства продовольственных товаров различаются по
республикам. Наибольшее падение производства за первое полугодие произошло
в Армении -33%, Латвии - 23%, Молдове -18%, Грузии-17%.
Поступление продовольствия по импорту за январь - август сократилось
более чем на 1/3. В торговлю поступило основных продуктов питания (в сопоставимых
ценах) на 14 %, в том числе в августе - на 18% меньше по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года. Сокращаются поставки непродовольственных товаров.
В результате сумма наличных денег на руках у населения продолжает расти.
На 1 июля 1991 г. она составляла 150 млрд. рублей, на 1 сентября - уже
186 млрд. рублей. Растет и сумма вкладов населения в учреждения Сбербанка
СССР. На 1 июля 1991 г. она составила 421,4 млрд. рублей. Причем большинство
вкладов (53%) не превышают 1000 рублей и представляют собой в значительной
степени вынужденные сбережения.
В целом количество «лишних денег» на руках у населения только за II
квартал текущего года выросло на 25 млрд. рублей. К концу 1991 г. увеличение
денег, не имеющих товарного покрытия, может достичь 135 млрд. рублей, а
неудовлетворенный спрос в целом составит около 370 млрд. рублей.
Именно величина неудовлетворенного спроса отражает в условиях тотального
дефицита величину подавленной инфляции. В период 1985 - 1987 гг. ее уровень
находился в пределах 3-4%, в 1990 г. - 11.3%. С учетом этого показателя
масштаб инфляционных процессов на потребительском рынке составил в 1990
г. 19%. За истекшие восемь месяцев текущего года подавленная инфляция возросла
до 22%, а в целом за январь - август по сравнению с положением, сложившимся
к концу прошлого года, инфляция возросла в два раза.
Представляется, что в нынешних условиях дискуссии о методах регулирования
цен и контроля за их динамикой носят чисто академический характер - удержать
цены уже невозможно.
Опыт показывает, что к высокому уровню цен люди со временем адаптируются.
Но факт их постоянного роста даже при условии увеличения денежных доходов
выступает в массовом сознании показателем нестабильности ситуации. По данным
социологического обследования Госкомстата СССР, 60% населения опасаются
прежде всего роста цен, 48% выступают против свободного ценообразования.
Короче, скомпрометирована идея радикальной реформы ценообразования, что
усложняет ее реализацию в будущем.
Доходы: получаем все больше, а имеем все меньше
Даже официальная статистика впервые в 1991 г. признала абсолютное падение
реальных доходов населения. По результатам обследования доходов и расходов
75 тысяч семей в апреле - июне 1990 и 1991 гг. (то есть после выплаты компенсаций)
среднедушевые денежные доходы в реальном выражении возросли только у 20%
семей. В то же время номинальный их рост наблюдался у большинства населения.
На 1 сентября 1991 г. денежные доходы населения составили 673,5 млрд.
рублей. Среднедушевые денежные доходы во II квартале текущего года выросли
до 250 рублей в месяц.
Надо отметить, что рост денежных доходов происходит неравномерно в различных
группах населения и регионах страны.
Требования повысить зарплату в связи с растущей дороговизной работникам
разных отраслей стали «привычными. Правительство не может противостоять
этим требованиям. В результате произвольное повышение денежных доходов,
используемое как средство достижения временного соглашения между правительством
и различными группами населения, приобрело характер цепной реакции. Снижается
объем валового национального продукта, падает производительность труда,
но при этом стремительно растет денежная масса, уменьшаются реальные доходы.
В 1991 году особенно быстрыми темпами растет доля выплат, не зависимых
от трудовой активности населения. Общая сумма компенсационных выплат за
апрель - июнь 1991 г. составила 49 млрд. рублей, причем из них 22 млрд.
- за счет средств бюджета.
Политика компенсационных выплат, не связанных с трудовым вкладом, резко
увеличив давление на государственный и бюджеты союзных республик, окончательно
разрушила систему мотивационных механизмов к труду.
Массированной выплатой компенсаций объясняется и качественно новый процесс
- сокращение дифференциации в доходах населения.
По ориентировочным оценкам, в 1991 г. среднедушевые совокупные доходы
10% наиболее обеспеченных групп лишь в 2,9 раза превышают доходы наименее
обеспеченных групп, тогда как в 1990 году - в 5,3 раза.
Социальные программы: популизм вместо расчета
Описанные выше проблемы характерны для всех республик и отличаются лишь
интенсивностью и некоторым своеобразием проявления.
Социальная политика в значительной степени стала средством завоевания
политического капитала, а не составной частью экономических преобразований.
Отсюда - необоснованные обещания, необдуманные шаги, обширные планы, которые
невозможно выполнить. Суть большинства социальных программ свелась к увеличению
денежных выплат и расширению контингента их получателей, a источником финансирования
стал печатный станок.
В таких условиях наивно полагать, что республикам удастся поднять благосостояние
своего народа в одиночку. Зависимость всех без исключения республик от
взаимных поставок, прежде всего промышленной продукции, очень высока -
до 20 - 25% республиканского потребления. Катастрофическое положение в
Узбекистане и Таджикистане, где величина произведенного национального дохода
меньше фонда потребления. Эти республики не производят даже собственного
необходимого продукта, а инвестиции полностью обеспечиваются межрегиональным
перераспределением.
Между тем практически отсутствуют согласованные межреспубликанские программы,
соответственно отсутствует и согласованная политика в этой области.
Представляется, что на данном этапе целесообразно выделение программ
в области формирования рынка труда, политики доходов, обеспечения населения
продовольствием.
Реализация социальных программ в рамках межреспубликанских соглашений,
в том числе и условия их финансирования, должны выступать органической
частью согласованной экономической политики, проводимой в рамках Договора
об Экономическом сообществе, и подкрепляться соответствующими соглашениями.
В рамках межреспубликанских соглашений необходимо упорядочить важнейшие
социальные нормы, закрепить их законодательно в качестве межреспубликанских
и привести в соответствие с республиканскими.
Важнейшие принципы и формы социальной политики, в том числе и так называемые
непопулярные, но в сложившихся условиях неизбежные меры (например, замораживание
ряда социальных программ), должны стать результатом переговорного процесса
между республиками и неукоснительно исполняться.
Неуправляемость, которая имеет место в социальной сфере, формирует базу
для новых социальных потрясений.
|