[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Интервью Т.Ярыгиной
Заложен новый виток нищеты
«Рынок», апрель 1991 года
Широкой общественности имя Татьяны Ярыгиной стало известно  после обнародования программы «500 дней», она - один из разработчиков. До этого она, политэконом по образованию, кандидат экономических наук,  занималась вопросами уровня жизни населения. В настоящее время сотрудник недавно учрежденного Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентра)

- Татьяна, позволят ли компенсации хоть как-то сохранить населению прежний жизненный уровень после реформы цен?

- У подавляющего большинства уровень жизни снизится, и заметно. В России на пороге нищеты и за ним проживает 37,8 % населения, теперь в эту группу попадет, вероятно, свыше половины.

Главные расходы большинства семей - на питание, на это уходит примерно треть бюджета, а у малообеспеченных еще больше. Не потому, что мы переедаем, а потому, что продукты отнюдь не дешевы, особенно, если учесть их низкое качество.

Нам компенсируется повышение цен в 2-3 раза только в государственной торговле. Но люди все чаще и чаще приобретают продукты на рынке, где лишь за последний год они подорожали более чем в полтора раза. Даже семьи с низкими доходами покупают здесь треть мяса, половину овощей и около 60% фруктов. Естественно, после роста цен в госторговле на рынках произойдет то же самое. Уже сейчас заметно: кооператоры, частники стремятся сохранить свои доходы, увеличивая цену продуктов, а не их количество.

- И все же для тех, у кого доход невелик, компенсация будет весомым подспорьем.

- Надо сразу уточнить - компенсации напрямую не связаны с трудовым вкладом. При подготовке реформы цен рассматривались различные варианты, где предпринимались попытки как-то увязать компенсации с количеством и качеством труда. Но все они закончились неудачей. Да иначе и быть не могло. Государство отменило дотации на производство продуктов и передало их частично потребителям. Изменился их адрес, но суть осталась прежней - возмещение потерь. Произошла, так сказать, переадресовка дотаций.

В конце концов выбран уравнительный вариант. Если человек получал 70 рублей, он практически удвоил свою зарплату. Те же 60 рублей получает работающий рядом  высококвалифицированный специалист. А поскольку выплаты идут из одного фонда потребления,  происходит перераспределение средств в пользу низкоквалифицированного труда. Таким образом снижается дифференциация зарплаты, то есть усиливается уравниловка, которой и без того страдает наша

Или взять такое, в общем, благое дело, как выплата компенсаций на детей. Это тоже процесс перераспределения,  и не только между различными по составу семьями, но и между различными республиками, регионами.

Специалистов всегда беспокоило, что часть общественных фондов потребления «утекала» в Среднюю Азию. Сейчас эта тенденция усиливается. Регион с высокой рождаемостью получает дополнительные средства, что было бы справедливо, если бы соответствовало их доле в национальном доходе, или, как записано в документах, касающихся компенсационных выплат, фактическому уровню потребления. Однако фактическое потребление там традиционно ниже (в силу природно-климатических   условий), вклад в национальный доход тоже меньше. Значит, вновь перераспределение за счет других регионов. Богаче мы от этого не станем. 

- Могут ли компенсационные выплаты усилить инфляцию?

- И значительно. Если исходить не из слов, а из логики действий Кабинета министров страны, то она ориентирована на жесткий финансовый контроль, чтобы ослабить подстегнутую повышением цен инфляцию. Дай Бог, чтобы я ошиблась, но, думаю, следующим шагом после реформы цен и выплаты компенсаций будет замораживание денежных доходов, в том числе и зарплаты. Иначе просто незачем было все это начинать.

- Указ Президента СССР впервые обязал Кабинет министров подготовить проект законодательного акта об общих принципах построения минимального потребительского бюджета - прожиточного минимума.   Мы,   конечно, представляем в общих чертах, что это такое. Но какое он имеет значение в практической жизни?

- В цивилизованных странах прожиточный минимум имеет самое что ни на есть практическое значение: предприниматель не имеет права предложить работнику зарплату ниже этого уровня.

Прожиточный минимум - стоимость набора материальных благ и услуг, который необходим человеку для нормальной жизни. Подчеркну - нормальной! То есть этой суммы должно хватать для полноценного питания, отдыха и т. д.

Впервые прожиточный минимум в нашей стране определили в середине 20-х годов. Представляете, в экономике многоукладность, тяжелейший кризис, инфляция, а специалисты сумели построить минимальный потребительский бюджет в реальных ценах!

Вновь прожиточный минимум стали рассчитывать в 1956 году ученые. Их исследования оставались невостребованными еще 30 лет. Минимальная зарплата в начале этого года оставалась, как и 20 лет назад, на уровне 70 рублей, а недавно, выступая по центральному телевидению,  зампред Кабинета министров Щербаков назвал цифру 180 рублей, не уточнив, правда, в каких ценах - старых или новых. А официально утвержденного размера минимального потребительского бюджета у нас до сих пор нет.

- Но 180 рублей, пусть даже в прежних ценах, - это не нормальная жизнь, а так, от зарплаты до зарплаты. А над официальной статистикой люди вообще смеются. Месяц назад в Госкомстате СССР мне назвали цифру в 93 рубля. Люди недоумевают: чем нужно питаться и во что одеваться, чтобы уложиться в эту сумму? Рядовые граждане полагают, что покупательная способность прозвучавших по телевидению 180 рублей будет, как и прежних 70. А ведь показатель прожиточного минимума должен служить ориентиром для социальных программ. Как появляются такие цифры?

- Наверно, у каждого из нас есть знакомая одинокая бабушка, которая питается хлебом и молоком, а последнее пальто купила 15 лет назад. Вот бабушка и укладывается в цифру Госкомстата. Брать ее за ориентир - значит воспроизводить нищету.

Официальная статистика в основном фиксирует фактический уровень жизни и не дает представления о том, как должно быть. На самом же деле прожиточный минимум должен определяться на основе социальных нормативов: потребления продуктов, одежды, обуви и т. д.

Вы  когда-нибудь слышали, скажем, о нормативах потребления мяса, утвержденных на государственном уровне? У нас есть семьи, где на человека приходится 30 килограммов в год - вместе с субпродуктами и еще Бог знает чем, что статистика считает съедобным.

Сейчас Институт питания АМН СССР разработал варианты норм по стране в целом, хотя меня не оставляет ощущение, что он больше  учитывает  сложности сельского хозяйства, чем нужды людей. Разработкой нормативов потребления одежды, обуви и других непродовольственных товаров занялся ВНИИПРиМ Минторга СССР. Но все это первые шаги.

Формирование   нормативной базы для расчета минимального потребительского бюджета на государственном уровне - дело очень серьезное и очень ответственное. Правительству ведь придется отвечать за выполнение нормативов. А без такой базы прожиточный минимум по-прежнему останется чистой условностью.
 

Беседовала Елена Бабак
«Рынок», апрель 1991 года, № 6-7, с.2
Обсуждение статьи

См. также: Т.Ярыгина, Программа "500 дней", "Нижегородский пролог", Социальная политика

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru