Широкой общественности имя Татьяны
Ярыгиной стало известно после обнародования программы
«500 дней», она - один из разработчиков. До этого она, политэконом
по образованию, кандидат экономических наук, занималась вопросами
уровня жизни населения. В настоящее время сотрудник недавно учрежденного
Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентра)
- Татьяна, позволят ли компенсации хоть как-то сохранить населению
прежний жизненный уровень после реформы цен?
- У подавляющего большинства уровень жизни снизится, и заметно. В России
на пороге нищеты и за ним проживает 37,8 % населения, теперь в эту группу
попадет, вероятно, свыше половины.
Главные расходы большинства семей - на питание, на это уходит примерно
треть бюджета, а у малообеспеченных еще больше. Не потому, что мы переедаем,
а потому, что продукты отнюдь не дешевы, особенно, если учесть их низкое
качество.
Нам компенсируется повышение цен в 2-3 раза только в государственной
торговле. Но люди все чаще и чаще приобретают продукты на рынке, где лишь
за последний год они подорожали более чем в полтора раза. Даже семьи с
низкими доходами покупают здесь треть мяса, половину овощей и около 60%
фруктов. Естественно, после роста цен в госторговле на рынках произойдет
то же самое. Уже сейчас заметно: кооператоры, частники стремятся сохранить
свои доходы, увеличивая цену продуктов, а не их количество.
- И все же для тех, у кого доход невелик, компенсация будет весомым
подспорьем.
- Надо сразу уточнить - компенсации напрямую не связаны с трудовым вкладом.
При подготовке реформы цен рассматривались различные варианты, где предпринимались
попытки как-то увязать компенсации с количеством и качеством труда. Но
все они закончились неудачей. Да иначе и быть не могло. Государство отменило
дотации на производство продуктов и передало их частично потребителям.
Изменился их адрес, но суть осталась прежней - возмещение потерь. Произошла,
так сказать, переадресовка дотаций.
В конце концов выбран уравнительный вариант. Если человек получал 70
рублей, он практически удвоил свою зарплату. Те же 60 рублей получает работающий
рядом высококвалифицированный специалист. А поскольку выплаты идут
из одного фонда потребления, происходит перераспределение средств
в пользу низкоквалифицированного труда. Таким образом снижается дифференциация
зарплаты, то есть усиливается уравниловка, которой и без того страдает
наша
Или взять такое, в общем, благое дело, как выплата компенсаций на детей.
Это тоже процесс перераспределения, и не только между различными
по составу семьями, но и между различными республиками, регионами.
Специалистов всегда беспокоило, что часть общественных фондов потребления
«утекала» в Среднюю Азию. Сейчас эта тенденция усиливается. Регион с высокой
рождаемостью получает дополнительные средства, что было бы справедливо,
если бы соответствовало их доле в национальном доходе, или, как записано
в документах, касающихся компенсационных выплат, фактическому уровню потребления.
Однако фактическое потребление там традиционно ниже (в силу природно-климатических
условий), вклад в национальный доход тоже меньше. Значит, вновь перераспределение
за счет других регионов. Богаче мы от этого не станем.
- Могут ли компенсационные выплаты усилить инфляцию?
- И значительно. Если исходить не из слов, а из логики действий Кабинета
министров страны, то она ориентирована на жесткий финансовый контроль,
чтобы ослабить подстегнутую повышением цен инфляцию. Дай Бог, чтобы я ошиблась,
но, думаю, следующим шагом после реформы цен и выплаты компенсаций будет
замораживание денежных доходов, в том числе и зарплаты. Иначе просто незачем
было все это начинать.
- Указ Президента СССР впервые обязал Кабинет министров подготовить
проект законодательного акта об общих принципах построения минимального
потребительского бюджета - прожиточного минимума. Мы,
конечно, представляем в общих чертах, что это такое. Но какое он имеет
значение в практической жизни?
- В цивилизованных странах прожиточный минимум имеет самое что ни на
есть практическое значение: предприниматель не имеет права предложить работнику
зарплату ниже этого уровня.
Прожиточный минимум - стоимость набора материальных благ и услуг, который
необходим человеку для нормальной жизни. Подчеркну - нормальной! То есть
этой суммы должно хватать для полноценного питания, отдыха и т. д.
Впервые прожиточный минимум в нашей стране определили в середине 20-х
годов. Представляете, в экономике многоукладность, тяжелейший кризис, инфляция,
а специалисты сумели построить минимальный потребительский бюджет в реальных
ценах!
Вновь прожиточный минимум стали рассчитывать в 1956 году ученые. Их
исследования оставались невостребованными еще 30 лет. Минимальная зарплата
в начале этого года оставалась, как и 20 лет назад, на уровне 70 рублей,
а недавно, выступая по центральному телевидению, зампред Кабинета
министров Щербаков назвал цифру 180 рублей, не уточнив, правда, в каких
ценах - старых или новых. А официально утвержденного размера минимального
потребительского бюджета у нас до сих пор нет.
- Но 180 рублей, пусть даже в прежних ценах, - это не нормальная
жизнь, а так, от зарплаты до зарплаты. А над официальной статистикой люди
вообще смеются. Месяц назад в Госкомстате СССР мне назвали цифру в 93 рубля.
Люди недоумевают: чем нужно питаться и во что одеваться, чтобы уложиться
в эту сумму? Рядовые граждане полагают, что покупательная способность прозвучавших
по телевидению 180 рублей будет, как и прежних 70. А ведь показатель прожиточного
минимума должен служить ориентиром для социальных программ. Как появляются
такие цифры?
- Наверно, у каждого из нас есть знакомая одинокая бабушка, которая
питается хлебом и молоком, а последнее пальто купила 15 лет назад. Вот
бабушка и укладывается в цифру Госкомстата. Брать ее за ориентир - значит
воспроизводить нищету.
Официальная статистика в основном фиксирует фактический уровень жизни
и не дает представления о том, как должно быть. На самом же деле прожиточный
минимум должен определяться на основе социальных нормативов: потребления
продуктов, одежды, обуви и т. д.
Вы когда-нибудь слышали, скажем, о нормативах потребления мяса,
утвержденных на государственном уровне? У нас есть семьи, где на человека
приходится 30 килограммов в год - вместе с субпродуктами и еще Бог знает
чем, что статистика считает съедобным.
Сейчас Институт питания АМН СССР разработал варианты норм по стране
в целом, хотя меня не оставляет ощущение, что он больше учитывает
сложности сельского хозяйства, чем нужды людей. Разработкой нормативов
потребления одежды, обуви и других непродовольственных товаров занялся
ВНИИПРиМ Минторга СССР. Но все это первые шаги.
Формирование нормативной базы для расчета минимального потребительского
бюджета на государственном уровне - дело очень серьезное и очень ответственное.
Правительству ведь придется отвечать за выполнение нормативов. А без такой
базы прожиточный минимум по-прежнему останется чистой условностью.
|