По результатам социологического обследования, проведенного ВЦИОМ в
ноябре нынешнего года, 44 процента россиян, 24 процента жителей Средней
Азии и 19 процентов украинцев считают, что этой зимой или весной их республики
ожидают экономическая катастрофа и массовые беспорядки. Эти данные сообщил
«Интерфакс» со ссылкой на агентство «Дата». 53 процента россиян, кроме
того, полагают, что велика вероятность распада РСФСР в ближайшее время
на несколько независимых государств.
Эти цифры свидетельствуют прежде всего о высоком уровне социальной напряженности
в обществе накануне начала экономической реформы. Сегодня мы публикуем
исследование, подготовленное специалистом в области социальной политики
Татьяной Ярыгиной, ведущим научным сотрудником Центра экономических и политических
исследований (ЭПИцентра) под руководством Г. Явлинского. Эта работа, как
нам представляется, дает возможность оценить социально-политическую базу
предреформенного общества и спрогнозировать возможные последствия. Материал
печатается в сокращении.
Работа
По официальным данным (Госкомстат СССР), численность
безработных к августу составляла около 2 миллионов человек. Однако на биржи
труда в поисках работы обратился лишь 1 миллион человек и только 100 тысяч
из них были признаны безработными. Процесс регистрации лиц, не имеющих
работы, сдерживается и недостатком наличных средств на выплату положенных
пособий.
Анализ процессов, разворачивающихся на рынке труда, позволяет выделить
некоторые специфические особенности, которые в скором времени могут обострить
проблемы занятости в нашей стране. К таким традиционным источникам безработицы,
как спад производства и неизбежные в ближайшее время банкротства предприятий,
уже добавилось усиление вынужденной миграции населения, связанной с чрезвычайными
политическими, экологическими, экономическими проблемами. Число беженцев
в стране в ноябре превышало 700 тысяч человек и продолжает расти.
По оценкам некоторых экспертов, к концу года на рынке труда может оказаться
до 20 миллионов человек, при этом до 3,5 миллиона не смогут найти никакой
работы.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: недопустимость
безработицы в СССР - один из наиболее устойчивых стереотипов
общественного сознания. Можно сказать, что ее одинаково боятся и население,
и правительства. Поэтому, кстати, государственные органы долгое время предпочитали
компенсировать спад производства денежной эмиссией, принося
в жертву идее полной занятости и без того весьма низкий уровень жизни широких
слоев населения. Теперь возможности этого способа исчерпаны. В ближайшее
время снижение объемов производства скажется на усилении безработицы не
только в легкой промышленности, где это уже реальность, но и в других отраслях,
особенно сильно - в базовых.
Доходы
После апрельской реформы розничных цен и установления компенсаций рост
денежных доходов населения стал лавинообразным. Еще до объявления о снятии
ограничений на заработную плату прогнозировалось, что к концу
года сумма доходов населения вдвое превысит прошлогоднюю, но при этом усилится
расслоение по группам населения и регионам страны. Практически процесс
нарастания совокупной денежной массы (имеется в виду
сумма наличных денег и вкладов населения) вышел из-под контроля правительства
и не корреспондируется с показателями экономического
развития страны. Несмотря на снижение объема валового национального продукта
и падение производительности труда, денежная масса стремительно растет.
Существенные изменения происходят в структуре денежных доходов населения:
самыми быстрыми темпами растет доля выплат, не зависящих от трудовой активности
- компенсаций и пособий. Эта практика резко увеличила давление на государственный
бюджет и бюджеты республик и окончательно разрушила систему мотивации к
труду.
Главное последствие апрельской «реформы» розничных цен состоит в том,
что, переведя накопившийся к тому времени инфляционный потенциал из подавленного
состояния в открытое, она до крайности обострила, но при этом не разрешила
противоречий рынка, привела к полному его распаду. Сформировалась
инфляционная спираль «цены - доходы - цены». Самым
вероятным результатом развития этого процесса после либерализации цен и
зарплаты будет гиперинфляция, причем нет никаких объективных условий
для того, чтобы удалось удержать ее под государственным контролем, поскольку
происходящее в сфере потребления - лишь отражение очень сильных инфляционных
процессов, охвативших сферы производства и инвестирования.
Уровень жизни
1991 год знаменателен, в частности, тем, что впервые официальная статистика
признала абсолютное падение реальных доходов населения, иными словами,
что рост цен обогнал рост доходов. При этом на фоне формального роста заработной
платы и других источников дохода идет стремительное
обеднение широких слоев. Качественно новым моментом является то, что в
1991 году начался процесс сокращения дифференциации уровня жизни населения,
что объясняется прежде всего массированной выплатой компенсаций после реформы
розничных цен.
В последнее время появилась группа населения,
имеющая очень высокие доходы и квалифицируемая в качестве советских миллионеров.
Численность этой группы незначительна, но ее потребительский стандарт и
образ жизни существенно отличаются от среднестатистических моделей. Тенденция
поляризации доходов, создающая на одном полюсе многочисленную
группу малоимущих, а на другом - малочисленную группу «богачей»,
крайне дестабилизирует политическую и экономическую ситуацию.
Дальнейшее обеднение, отсутствие у значительной части населения верных
ориентиров для адаптации в сложившихся условиях, заставляют массовое сознание
апеллировать к традиционному способу сохранения привычного жизненного уровня
- обращаться к правительству.
Нужно учитывать, что главной причиной того, что республиканские правительства
и местные органы вместо центрального руководства приняли на себя вопросы
социального обеспечения не только в том, что они «ближе к трудностям народа»,
но и в острейшей политической борьбе. Социальная политика стала
одним из средств - и далеко не последним, - завоевания политического
капитала. Суть большинства программ свелась к увеличению денежных выплат
и расширению контингента их получателей, а источником финансирования стал
печатный станок.
Сейчас в стране нет какой-либо единой политики в этой области. Разрушается
старая система перераспределения средств, но пока не образуется новая форма
внутри- и межреспубликанских соглашений в области социальных программ и
соответственно обязательств по их финансированию. В большинстве случаев
финансирование осуществляется за счет денежной эмиссии. Денег
и социальных программ на всех уровнях вплоть
до городских становится все больше, а уровень жизни населения падает все
стремительнее.
Одной из наиболее общих характеристик процессов, развивающихся в экономике
страны вообще, и в социальной сфере, в частности, является их неуправляемость
со стороны государственных органов. После августовских событий социальная
политика снова, причем более, чем когда-либо, стала заложницей политики
конфронтации и стремления республиканской и местной бюрократии укрепить
свои позиции. Особенно опасно, что теперь противоречия возникают не между
республиками и символическим центром, а между вполне конкретными республиканскими
лидерами и группировками. Учитывая общий низкий уровень жизни и порожденную
им психологию, борьба идет за конкретные территории, продовольствие, ресурсы,
и в этот процесс вовлекаются значительные массы людей. Это - серьезнейшая
социально-политическая проблема сегодняшнего дня.
Резкое ухудшение уровня жизни широких слоев
населения, политическая нестабильность и ошибки, допущенные как до, так
и после переворота, перенесли политическую борьбу с верхних уровней государственного
управления вниз. в широкие слои населения. Сформировалась база для новых
социальных потрясений.
Можно ли этому противостоять? Пока - да. Доказательством является то,
что даже в сегодняшних сложнейших условиях в ряде регионов (Беларусь, Краснодарский
край, некоторые области Поволжья - Ульяновская, Нижегородская и другие)
поддерживается относительно устойчивый и стабильный уровень
жизнеобеспечения населения. Это означает, что формируются (или укрепляются)
достаточно самостоятельные экономические отношения, в том числе и в сфере
социальной защиты. Чрезвычайно важно, что носителями этих отношений являются
не политические лидеры или группировки, а экономические субъекты, в том
числе и представители нарождающегося среднего класса.
В этих регионах органам власти, судя по всему, удается не мешать, а помогать
им, создавая благоприятные условия для проявления инициативы. Если удастся
распространить эти благоприятные тенденции на все или хотя бы на значительную
часть экономического пространства, то реформу можно будет считать удавшейся.
|