Проект Закона о минимальной заработной плате, принятый в первом
чтении Государственной Думой, многих, в том числе в правительстве, поверг
в состояние шока. Проект был внесен Татьяной Ярыгиной, заместителем председателя
думского Комитета по труду и социальной поддержке, членом фракции «Яблоко»,
и предполагает установление с 1 января 1995 года минимального уровня зарплаты
в 54.100 рублей. В одном из своих выступлений на страницах «Дела» Татьяна
Ярыгина утверждала, что «без осуществления глубокой реформы доходов и проведения
государственной политики, основанной на структурной перестройке экономики,
Россия рискует превратиться в европейский вариант Колумбии». С того, как
эта весьма реформистская декларация соотносится с законопроектом, и начался
разговор корреспондента «Дела» с депутатом.
- Татьяна Владимировна, нашумевший законопроект - это и есть «глубокая
реформа доходов»?
- Разумеется, нет. Но я рассматриваю его как импульс, первый шаг к этой
реформе. Он должен инициировать действия правительства в двух сферах: доходов
и формирования рынка труда. Сначала о доходах. Сложилась парадоксальная
ситуация: сама заработная плата, т.е. деньги, выплаченные за труд, к уровню
минимальной зарплаты имеет достаточно отдаленное отношение. Этот социальный
норматив в большей степени определяет уровень всевозможных выплат и пособий:
на ребенка, студентам, школьникам на завтраки, на погребение, штрафы и
т.п.
Система налогообложения так или иначе тоже связана с уровнем минимальной
зарплаты, равно как и необлагаемая часть фонда оплаты труда. Первый шаг
в реформе доходов - снятие несвойственных функций с минимальной зарплаты,
с одной стороны, а с другой -приближение ее к роли того инструмента, который
регулирует именно заработную плату. Второй шаг - пересмотр Единой тарифной
сетки с её коэффициентами, соотнося их с уровнем квалификации, значимости
труда. Еще один шаг - регулирование соотношений в оплате труда в промышленности
и в непроизводственной сфере. Традиционно разрыв между ними должен быть.
Вопрос в том, какой?
Устранение перекосов и разрывов в системе оплаты позволит сделать зарплату
подлинным стимулом труда.
Но возможен и другой подход. Повышение минимальной зарплаты может и
не привести к увеличению фонда оплаты труда, если сократить численность
работающих. Инициировать этот процесс сегодня необходимо в условиях мощного
спада производства и низкого официального уровня безработицы. Получается
цепочка: мы должны повысить зарплату тем отраслям и предприятиям, в которых
заинтересованы, но они могут рассчитывать на это, только сделав эффективным
свое производство, а значит, сбросив определенную численность. Рынок труда
должен принять этих работников и соответствующим образом отреагировать:
переквалификация, создание общественных работ - т.е. все, что вытекает
из нормальной политики занятости.
- То есть имеется в виду, что бюджетные расходы на зарплату заменятся
оплатой из фонда занятости?
- Да. Это фонд внебюджетный. Сокращением численности работающих мы его
как бы «включаем».
Кроме того, финансирование повышения минимальной оплаты труда - это
не только федеральные средства, но и местные бюджеты. (Сегодня здесь постоянный
торг, а нужна согласованная политика. В частности, если принимается закон
о повышении минимальной зарплаты, то федеральный бюджет через трансферты
может гарантировать местным финансовую обеспеченность этого повышения.
А можно поговорить и о местных налогах, о праве оставлять часть средств
в местном бюджете, но целевым образом, именно на эту меру.
- Значит ли сказанное, что все проблемы будут решены уже к Новому
году, когда закон должен вступить в силу?
- Конечно, нет. Я понимаю, что поднять этот блок вопросов в
бюджете 1995 года невозможно. Но полагаю, что в рамках согласительной
комиссии начать разговор об этом все же можно и нужно. Судя по предварительным
разговорам, такой диалог состоится. Я бы считала для себя положительным
результатом, если бы мы смогли ввести закон, растянув его введение во времени,
синхронизировав с другими мерами.
В чем отличие популизма, в котором меня обвинили, от конструктивизма?
Популизм - это когда цифру заявили, а что дальше - не важно. Меня очень
интересует, как он будет реализован.
- А если как всегда - через эмиссию?
- Это абсолютно бессмысленная мера. Возможен другой вариант. В результате
переговоров правительство скажет, что бюджет не позволяет, ничего сделать.
Нет средств - и точка. Тогда надо четко заявить, что бюджет чрезвычайный:
кто выжил, тот выжил. Главная задача - довести инфляцию до 1 - 2 процентов.
Тогда возникает другой вопрос: во имя чего?
- Но ведь аргументы правительства - не секрет...
- Да, они все те же: стабилизация рубля и сокращение инфляции. Удастся
сократить инфляцию - начнутся инвестиции. С точки зрения монетарной теории,
логика есть. Но это логика диктаторского режима в состоянии войны: мобилизовать
все силы. Шок может быть кратковременным, и в этом есть смысл. Если шок
длится долго, это смерть. Поэтому я считаю: идея шоковой терапии и идея
монетарного подхода, в том числе и к бюджету, себя исчерпали. Мы стоим
на лезвии бритвы. Почему и хотелось бы поменять тактику, потому что есть
возможность ситуацию спасти. Меня сильно беспокоит скрытая безработица,
ведь она корреспондируется с относительной социальной стабильностью: никто
рубаху на себе не рвет, народ как-то живет. Вопрос только: какой живет?
- Вопрос принципиальный. У вас есть на него ответ? Насколько справедливы
причитания о поголовном обнищании, о том, что почти все население за чертой
бедности?
- Немало тех, кто за чертой бедности, кто не может «крутиться»,- это
довольно большая люмпенизированная часть населения, с которой о демократии
говорить бессмысленно, это социальная база Жириновского. Часть населения
живет неплохо, выживает. За счет чего? За счет обслуживания легального
и полулегального бизнеса.
- Я неспроста задал этот вопрос. По вашим же данным, нынешние доходы
лишь наполовину состоят из зарплаты. Другая половина - «левые» заработки.
Получается, что с 1 января среднестатистический россиянин будет иметь минимальный
доход около 110 тысяч, т.е. выше минимального прожиточного минимума. Заживем?
- Во-первых, я не уверена, что уровень в 54.100 рублей будет принят.
Во-вторых, нынешняя система ненормальна. Ведь что получается, почему люди
«вторично» заняты? Как правило, они числятся на каком-то предприятии, получают
там зарплату, ничего не производя. Мы сами попустительствуем этому. Как
должно быть? Хочешь работать торговым агентом - работай, но твоя деятельность
должна облагаться налогами, регламентироваться, осуществляться в рамках
определенных правил.
- Это мы с вами попустительствуем? Или все же те директора, которые
не могут и не хотят ничего реформировать, предпочитают держать работников
на голодном пайке, ничего не производя, стимулируя социальную напряженность
и с помощью ваших же коллег в Думе выколачивая из бюджета деньги? Они наверняка
будут рады, если законопроект станет законом. Но только без той «реформы
доходов», которую имеете в виду вы. Заострю вопрос: не боитесь ли вы, что
вопреки собственному желанию станете лидером тех сил, которые и загубят
вашу идею?
- Во-первых, тогда я его не буду выставлять... А вообще я считаю, что
ситуация контролируема, закон всегда можно блокировать. Да и не будет его
тащить оппозиция, потому что закон завязан на бюджете, а там ее интерес
начинает раскалываться: каждому свою долю ухватить. У каждого свой политический
интерес.
- Но есть и общий - так или иначе столкнуть правительство и президента,
и этот их интерес объективно совпадает с требованием повышения минимальной
зарплаты. Недаром с ним носятся ФНПР, Анпилов и т.д.
- Здесь претензии к президенту. Зачем же отдавать такой козырь оппозиции?
Что, президент не знал закон, по которому минимальная зарплата ежеквартально
индексируется?
- Но бездействие президента - это тоже реальность...
- Может, он все же на что-то решится?
- А если нет?
- У меня все-таки есть надежда, потому что иначе... Какой-либо разумной
политики в этой стране уже не будет в ближайшие 3-4 года. Мы упускаем все.
Посмотрите, как в Краснодаре прошли выборы.
- Вы сказали, что, например, на эмиссионный вариант не пойдете. Где
тот рубеж, до которого вы будете отступать и после которого скажете: нет,
это не то, что я предполагала, от этого надо в принципе отказываться?
- Для меня очень важен вот этот этап - согласительная комиссия. Если
в ее рамках будут какие-то продвижения в тех направлениях, о которых я
говорила, я готова корректировать закон и вводить его, допустим, с «рассрочкой»:
с 1 января - одна цифра, к июлю - другая и т.д. Но это уже иная идеология
бюджета, т.е. бюджета под социальную политику. По крайней мере она становится
равнозначной финансовой стабилизации. И здесь важно чисто экономически
зацепить их так, чтобы они как бы дополняли друг друга. Если же нет, тогда
что ж? Придется взять на себя груз ответственности и сказать: в этой
политике закон невозможен, введение его в данной ситуации считаю вредным.
- Не случится ли так, как утверждают ваши оппоненты: бедные получат
прибавку всего 30 -35 тысяч, а высокооплачиваемые, в частности депутаты
Думы, миллионы?
- Пояснительная записка к законопроекту предусматривает два
варианта. По первому можно вообще не распространять действие закона
на аппарат, т.е. структуры президента, парламент, правительство. А можно
распространить, но при сохранении объемов финансирования. Последнее импонирует
мне больше, потому что позволяет сократить аппарат, раздутый до такой степени,
что дальше ехать некуда.
- А другие высокооплачиваемые работники?
- Тут тоже имеются варианты: с пересмотром Единой тарифной сетки, налогообложения
и других мер.
- Вас обвиняют в нарушении регламента при «проталкивании» законопроекта.
- В действительности закон нарушило правительство, которое не только
не индексировало ежеквартально минимальную зарплату, но накануне 1 ноября,
очередного срока индексации, фактически отказалось это делать. Более того,
очередная индексация планируется только в июле 1995 года и только на 14
процентов. Поэтому подготовку законопроекта взяла на себя я. Надежда была
на то, что закон в определенном смысле «спровоцирует» реальную реформу
системы доходов.
Но дальше случилось непредвиденное, ажиотаж в самой Думе, особенно со
стороны оппозиции. Вообще-то лучше было бы рассматривать проект после бюджета,
в более спокойной обстановке. Но аппарат включил его в повестку дня, в
резерв. Как только зал это увидел - стали настаивать на немедленном рассмотрении.
- Не подтверждает ли это опасения, что оппозиция как раз и заинтересована
в том, чтобы любой ценой протащить эти 54 тысячи. Та идеология, которая
у вас за ней стоит, оппозиции не нужна. А без нее цифра превращается в
динамит, который разнесет экономику.
- Вот в этом и состоит большая политика: заставить их проголосовать
за нашу идеологию.
- Один из аргументов ваших оппонентов - неизбежное повышение цен.
Даже не столько с введением закона в действие, сколько уже сейчас за счет,
что называется, инфляционных ожиданий.
- Вот это я не принимаю, потому что на самом деле у нас повышение цен
связано значительно больше с другими факторами. К примеру, повышение до
мирового уровня цен на нефть действительно сработает очень мощно.
- В какой степени вы сами верите в осуществимость своего проекта?
- Вы знаете, определенный момент веры у меня связан с тем, что в правительство
пришел Ясин. Мы с ним познакомились, еще когда писали «500 дней». Он человек
исключительной порядочности и большой профессионал. Он умеет слушать. У
меня есть надежда, что я смогу с ним сесть за стол и все обговорить.
- Так шок все-таки планировался?
- Да, планировался. Но ведь наше правительство любит шок.
|