Как-то раз сидим мы с Явлинским на внепартийных посиделках, беседуем.
Мы, человек шестьдесят журналистов из разных регионов России, и он один.
Беседуем за жизнь, и вдруг Явлинский спрашивает: "А кто из вас знает, что
представляет собой моя успешно раскритикованная программа
"500 дней"?
Выясняется, что никто не знает.
Явлинский говорит: "Вот так и везде никто не знает, но все критикуют:
нельзя, мол, за 500 дней в стране жизнь наладить".
Тогда я с плюховской непосредственностью спрашиваю:
А что, разве можно?
Он так посмотрел на меня и говорит:
Да-а...
Не в том смысле "да", что можно, а немножко в другом. И, произнеся это,
он рассказал нам про свою программу и про то, как ее претворяли. Вспомнил
я этот рассказ по случаю. По какому узнаете в конце, а пока прямая речь:
Так вот, в "500 днях" не было и намека на то, чтобы за это время улучшать
жизнь. А было там... Ну, представьте себе, что мы привыкли ездить на лошади.
Мы так привыкли к этому, что думаем, будто везде в мире только на лошадях
и ездят. И вдруг видим, что все вокруг давно уже ездят не на лошадях, а
на машинах. И что на машинах быстрее и удобнее. Вот я и предложил, как
за 500 дней пересесть с лошади на машину. И разложил по полочкам буквально
все.
Сначала надо слезть с лошади, причем так, чтобы не сломать себе шею.
Подойти к машине, взять ключ, открыть дверцу, сесть. Внимательно посмотреть,
какие и для чего в ней педали и прочее. Включить зажигание, прогреть мотор,
аккуратно выжать сцепление и включить первую передачу... И поехать. А куда
ехать зависит от того, кто дорогу показывает.
Вот это и есть мои "500 дней".
А что сделали у нас? Сначала Гайдар с лошади прыг, дверцей хлоп! Он
же умный, ему не надо долго изучать, для чего какие рычаги и педали в этой
иномарке неизвестной модели, ему не надо смотреть, что там впереди на дороге
он все знает! С места в карьер врубил четвертую передачу. Врезался в дерево.
Потом сел Черномырдин. Ну не умеет ездить мужик, не дано! Вихлял, вихлял
по кочкам довихлял, съехал в кювет.
После него сел Кириенко. Вы представляете, какая машина ему досталась
после первых двух? Не успел сесть, как у нее колеса отстегнулись.
Прикрутили колеса, настала очередь садиться за руль Примакову. А он
сел и говорит: "Главное не ехать! Целее будем".
Теперь меня спрашивают порой, мол, что будешь делать, если тебя за руль
посадят? Я отвечаю: "Как что? Посмотрю, что на дороге хотя бы за ближайшим
поворотом. Сяду в машину, выжму сцепление, включу первую передачу и поеду,
после чего включу вторую, третью и так далее". "Э-э, нет! говорят мне.
Ехать многие пытались, ничего не вышло. Надо что-то другое придумывать".
А что можно другое придумать, если в машине три педали, один рычаг и
руль?
Вот такую притчу рассказал нам Явлинский. К чему я про нее вспомнил?
К тому, что нам назначили нового шофера Сергея Степашина, который вполне
может придумать "что-то другое". Ситуация для этого подходящая.
Прежде чем сесть за руль, он заявил: "Предыдущее правительство Е.М.Примакова
не позволило стране скатиться в пропасть". Это справедливо: невозможно
скатиться в пропасть, если никуда не едешь. Можно разве что, уснув, вывалиться
из машины, что и произошло. А вот второе заявление Степашина вызывает сомнение
о том, что он продолжит курс, взятый Примаковым.
Как можно продолжить курс, которого не было?
Между тем, новый премьер человек достаточно молодой, честолюбивый, энергичный
и даже боевой генерал все-таки, хотя его фамилия и не Пиночет, а Степашин.
А ну как ему надоест продолжать курс Примакова, сидя в машине с неработающим
двигателем, что тогда? Заводить движок не приказано, да и не заведешь его
сейчас, после прежних-то водил. А покататься хочется. Как бы в этой ситуации
генерал-премьер не решил сменить вид транспорта.
А что? Плюнет на эту развалюху, хлопнет дверцей, сядет обратно на лошадь
и начнет махать шашкой.
Тем более, что кони за годы реформ застоялись...
|