Как этого добиться?
Сегодня налоги собираются на основе личных договоренностей правительства
с крупными плательщиками отдельно с "Газпромом", отдельно с нефтяниками,
олигархами и т.д. (согласитесь, у нас в Якутии ситуация схожа). Иногда
они проникаются и снисходят. Но в мелком и среднем бизнесе эта машина не
работает и работать не может в принципе, поскольку таких бизнесменов много,
и с каждым отдельно не договоришься. Поэтому одних, которые попадают "в
поле зрения", государство общипывает до нитки и пускает по миру, другие
могут годами уходить от налогообложения.
Явлинский предлагает сделать так, чтобы бизнесмены без понуканий восприняли
выплату налогов как осознанную необходимость, позволяющую им легально развиваться.
Для этого при максимальной детализации и прозрачности бюджета следует ввести
не более трех федеральных налогов, при которых общая сумма отчислений для
промышленных предприятий не превышала бы 20 процентов, для села 15-ти.
Понятно, пострадает наполнение бюджета, но это будет длиться не более двух
лет. Вот в этот период следует брать деньги из природных ресурсов, из естественных
монополий, отпустив всех остальных на волю, чтобы дать им возможность подняться.
В дальнейшем они уже смогут нормально наполнять бюджет.
Кроме того, государство ныне потеряло из своего поля зрения огромное
количество собственности как за рубежом, так и в самой России. Сделать
ее "видимой" тоже достаточно просто: следует ввести на определенный срок
амнистирующий налог процентов шесть, а то и меньше от всего объема собственности.
Платите и вы амнистированы, можете в дальнейшем работать со своей собственностью
легально. Но одно условие государство при этом должно ставить непременно:
малейшее нарушение, и вам зачтется все.
Точно так же должна быть максимально упрощена и система исчисления налоговой
базы в регионах.
Оппоненты Явлинского утверждают, что подобное в сегодняшней России невозможно,
что это приведет к полному разрушению бюджета. Но дело в том, что "яблочники"
уже апробировали такой подход на практике, и все получилось.
Они вошли в правительство Санкт-Петербурга в команде с Яковлевым и получили
продемократическое большинство в городском парламенте, когда город после
Собчака фактически был банкротом: сбора всего возможного совокупного дохода
не хватало даже на то, чтобы уплатить совокупный долг. Надо было собирать
как можно больше налогов, а они... уменьшили налоги, приняв трехгодичный
закон. В первый год да, наполнение бюджета снизилось. Но уже на следующий
год, чего не ожидали даже сами авторы идеи, поступление налогов значительно
возросло. В городе начался промышленный и экономический рост. К концу 1997
года многие бюджетообразующие отрасли, которые до этого были в глубочайшем
кризисе, начали подниматься и развиваться.
Город стал в состоянии в полном объеме исполнять законы о ветеранах,
инвалидах и им подобные, то есть стал платежеспособным. Этому способствовали
еще два фактора: были отменены налоговые льготы для монополистов, а бюджет
города стал максимально детализироваться (ныне он представляет собой более
шестисот страниц!). Практически в нем указываются все объекты, куда направляются
деньги, что лишает госчиновников возможности перераспределять и воровать.
В этой связи бывший первый вице-губернатор Санкт-Петербурга, руководитель
региональной организации "Яблоко" И.Артемьев отметил:
Конечно, многих присущих всей России проблем в Санкт-Петербурге нет,
но мы доказали, что можно снижать налоги и за счет этого получать больше
средств. Можно за счет рационального налогообложения не просто поддерживать
на плаву, а развивать промышленность и экономику. Можно бороться с коррупцией
не полицейскими методами, а путем создания прозрачного бюджета. Это и многое
другое можно успешно делать во всей России.
|