[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
 
Интервью
Алексей Кузьмин: Выборная стратегия "Яблока" изменилась
  Время-МН, №206, 5 ноября 1999 года
 
О ходе избирательной кампании "Яблока" корреспондентам газеты "Время МН" рассказал Алексей Кузьмин, заместитель директора Международного института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ). 

- Как бы вы могли оценить ход избирательной кампании "Яблока"?

- Мне кажется, что "Яблоко" постарается избежать основных ошибок 1995 года, когда из-за просчетов в ведении избирательной кампании было потеряно, по разным оценкам, от 3 до 8 % голосов. Я имею в виду все странные, на взгляд яблочного избирателя, телевизионные ролики, неудачные плакаты и т.д. На этот раз, я считаю, подготовлены довольно удачные пропагандистские материалы.

Яблочных лидеров, в отличие от предыдущих кампаний, не бывает в Москве - они все время в регионах.

Но главное - изменилась стратегия кампании. Если в 1995 году для "Яблока" было важно показать, что оно существует, и преодолеть 5-процентный барьер, то теперь этой проблемы нет. Присутствие "Яблока" в следующей Думе не подвергается сомнению даже его оппонентами. По моей оценке, нижняя граница "Яблока" на выборах - 7% голосов.

Второе важное изменение - "Яблоко" может всерьез опереться на свои региональные структуры. Если в 1995 году пришлось почти в каждой области иметь свой региональный список, то теперь сформировано несколько общих, причем в большинстве случаев инициатива исходила из регионов. Представители "Яблока" не сталкиваются между собой в одномандатных округах.

Наконец, "Яблоком" предпринимается попытка закрепить за собой тех, кто в принципе поддерживает объединение, но не голосует за него. В этом плане очень важным шагом стало привлечение Сергея Степашина. "Яблоко" показало свою договоропригодность и готовность реально войти во власть.

- В 1995 году за "Яблоко" голосовали в основном в крупных городах, что может измениться в этом году? Сохранит ли партия свои электоральные твердыни - Москву и Санкт-Петербург?

- Если раньше "Яблоко" опиралось на пять-семь регионов, то теперь картина выглядит более ровной. Вряд ли Москву можно будет назвать "яблочной твердыней" - ожидаются большие проблемы в одномандатных округах. Те же сложности могут возникнуть и в Санкт-Петербурге. Что до других регионов, то следует рассчитывать на прибавки в голосах на Урале и в Сибири, а также серьезного улучшения показателей на Волге. Очень важно, что рейтинг "Яблока" растет в средних и малых городах - объединению удалось вырваться из своего рода "гетто крупных городов".

- Какие можно выделить недостатки в избирательной кампании "Яблока"?

- "Яблоко", как, впрочем, и два других избирательных объединения, зарегистрировавшихся раньше других, - ОВР и КПРФ, - "проспало" первые две недели, когда уже можно было вести избирательную кампанию. На мой взгляд, это серьезный просчет. Возникают серьезные проблемы и с инициированием информационных поводов. В этом вопросе у "Яблока" позиция слабовата. Впрочем, дело тут скорее в нашей политической системе.

- Почему?

- При нынешнем безвластии парламента и отношении к нему в обществе все действительно важное, что в нем происходит, просто никому не интересно. В любой стране появление полноценного альтернативного бюджета - настоящее событие, а у нас - два раза помянули, и на том спасибо. То же и с конституционной реформой. Ни одной из парламентских фракций не удалось создать за счет содержательной парламентской деятельности хоть мало-мальски полноценную PR-акцию.
 

ВРЕМЯ-МН, №206, 5 ноября 1999 года
 
Обсуждение статьи

См. также: Выборы-1999
 
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

info@yabloko.ru