О ходе избирательной кампании "Яблока" корреспондентам газеты "Время
МН" рассказал Алексей Кузьмин, заместитель директора Международного института
гуманитарно-политических исследований (ИГПИ).
- Как бы вы могли оценить ход избирательной кампании "Яблока"?
- Мне кажется, что "Яблоко" постарается избежать основных ошибок 1995
года, когда из-за просчетов в ведении избирательной кампании было потеряно,
по разным оценкам, от 3 до 8 % голосов. Я имею в виду все странные, на
взгляд яблочного избирателя, телевизионные ролики, неудачные плакаты и
т.д. На этот раз, я считаю, подготовлены довольно удачные пропагандистские
материалы.
Яблочных лидеров, в отличие от предыдущих кампаний, не бывает в Москве
- они все время в регионах.
Но главное - изменилась стратегия кампании. Если в 1995 году для "Яблока"
было важно показать, что оно существует, и преодолеть 5-процентный барьер,
то теперь этой проблемы нет. Присутствие "Яблока" в следующей Думе не подвергается
сомнению даже его оппонентами. По моей оценке, нижняя граница "Яблока"
на выборах - 7% голосов.
Второе важное изменение - "Яблоко" может всерьез опереться на свои региональные
структуры. Если в 1995 году пришлось почти в каждой области иметь свой
региональный список, то теперь сформировано несколько общих, причем в большинстве
случаев инициатива исходила из регионов. Представители "Яблока" не сталкиваются
между собой в одномандатных округах.
Наконец, "Яблоком" предпринимается попытка закрепить за собой тех, кто
в принципе поддерживает объединение, но не голосует за него. В этом плане
очень важным шагом стало привлечение Сергея Степашина. "Яблоко" показало
свою договоропригодность и готовность реально войти во власть.
- В 1995 году за "Яблоко" голосовали в основном в крупных городах,
что может измениться в этом году? Сохранит ли партия свои электоральные
твердыни - Москву и Санкт-Петербург?
- Если раньше "Яблоко" опиралось на пять-семь регионов, то теперь картина
выглядит более ровной. Вряд ли Москву можно будет назвать "яблочной твердыней"
- ожидаются большие проблемы в одномандатных округах. Те же сложности могут
возникнуть и в Санкт-Петербурге. Что до других регионов, то следует рассчитывать
на прибавки в голосах на Урале и в Сибири, а также серьезного улучшения
показателей на Волге. Очень важно, что рейтинг "Яблока" растет в средних
и малых городах - объединению удалось вырваться из своего рода "гетто крупных
городов".
- Какие можно выделить недостатки в избирательной кампании "Яблока"?
- "Яблоко", как, впрочем, и два других избирательных объединения, зарегистрировавшихся
раньше других, - ОВР и КПРФ, - "проспало" первые две недели, когда уже
можно было вести избирательную кампанию. На мой взгляд, это серьезный просчет.
Возникают серьезные проблемы и с инициированием информационных поводов.
В этом вопросе у "Яблока" позиция слабовата. Впрочем, дело тут скорее в
нашей политической системе.
- Почему?
- При нынешнем безвластии парламента и отношении к нему в обществе все
действительно важное, что в нем происходит, просто никому не интересно.
В любой стране появление полноценного альтернативного бюджета - настоящее
событие, а у нас - два раза помянули, и на том спасибо. То же и с конституционной
реформой. Ни одной из парламентских фракций не удалось создать за счет
содержательной парламентской деятельности хоть мало-мальски полноценную
PR-акцию.
|