[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
 
Светлана Лолаева
За полшага до успеха
  ВРЕМЯ-МН, №206, 5 ноября 1999 года
 
Редакция газеты "Время МН" продолжает цикл материалов об избирательной кампании ведущих предвыборных объединений. Сегодня объектом внимания станет избирательное объединение "Яблоко". 

Чтобы взять один из главных призов на выборах-99, "Яблоку" надо побороть организационную немощь 

Ни один избирательный блок, решивший попытать счастья на нынешних парламентских выборах, не имеет таких хороших стартовых условий, как "Яблоко". У объединения Григория Явлинского есть все, что необходимо для победы: деньги, организационные структуры, интеллектуальные ресурсы. Если к этому прибавить нейтралитет Кремля и отсутствие сильных конкурентов на правом фланге - фон более чем благоприятный.

Извлечен и ряд уроков из прошлого. С учетом опыта выборов 1995-1996 гг., когда в последний момент под нажимом властей основные спонсоры отказали в помощи, к этой кампании была создана система децентрализованного финансирования: маленькие денежные ручейки сливаются в один финансовый поток. И поэтому, если гг. Гусинский и Ходорковский, которых публично называют главными финансистами "Яблока", вдруг передумают, катастрофы, по уверению источников газеты "Время", не произойдет.

Усвоен еще один урок: чтобы понравиться широким массам, нужно говорить более доступным языком. Если в 1995 году уважаемой публике была предложена монография "Реформы для большинства", осилить которую смогли лишь избиратели с научными степенями, то на сей раз выпущено около 30 тематических брошюр: "Яблоко" за снижение налогов", "Яблоко" за права человека" и т.п. Военнослужащим адресована книжица "Яблоко" и армия", селянам - яблочная аграрная программа. К установлению интеллектуального контакта с крестьянством готовились особенно тщательно: черновые варианты программы были разосланы 2 тысячам сельских жителей Белгородской, Саратовской, Новгородской областей и Краснодарского края. Мнения и пожелания селян не только учтены в программе, но даже изданы двумя брошюрами.

Агитпроп в выборную страду облегчен тем, что последние полтора года "Яблоко" "окучивало" библиотеки маленьких городов и сел, направляя туда не только партийную, но и иную литературу.

Еще один загодя подготовленный предвыборный ресурс - сайт в Интернете (www.yabloko.ru). Созданный в начале 1998 года, сейчас это самый посещаемый из партийных сайтов. Кроме того, через Интернет партия держит связь с региональными организациями.

Однако упор будет делаться все же на проверенные избирательные средства - поездки по стране и телевидение. Главная роль в обольщении электората отводится, разумеется, Григорию Явлинскому. За время кампании он должен объехать около 30 регионов. В агитпоездки направляются и другие яблочники. В "красных" районах в качестве тяжелой артиллерии используется Николай Травкин. Герой соцтруда и знатный строитель, он должен покорять избирателей, недовольных и режимом, и коммунистами. Более человечной, возможно, будет и яблочная телеагитация. По сведениям источников в "Яблоке", на сей раз в рекламных роликах не будет ни смазливых девиц с младенцами, мечтательно выводящих: "Гри-и-и-го-о-о-рий", ни лубочных пейзан, больше похожих на младших научных сотрудников. Уже готова серия клипов, снятых в скупой документальной стилистике, где обычные люди объясняют, почему будут голосовать за партию Явлинского. Правда, по информации из других источников, эти ролики не нравятся Игорю Малашенко, который осуществляет пиар-помощь "Яблоку" от лица группы "Медиа-Мост". Если г-ну Малашенко удастся настоять на своих авторах (например, "Видеоинтернешнл"), то на экранах появится продукция, подобная пробно запущенному летом клипу. В нем г-н Явлинский со товарищи маршируют навстречу "прекрасному далеко" на фоне огромного российского триколора.

Теперь в этот клип пришлось бы вмонтировать и шагающего Сергея Степашина. Экс-премьер ценен для яблочников не столько сам по себе, сколько как символ договороспособности партии. Спор о том, чего больше от г-на Степашина - прибыли или убытка, - разрешит результат выборов. Но очевидную пользу г-н Степашин уже принес. Уведя отставного премьера из-под носа "Союза правых сил" и НДР, "Яблоко" лишило своих противников на правом фланге последних шансов на успех. Получены и другие дивиденды от включения г-на Степашина в яблочный список. Отказ Геннадия Селезнева конкурировать с ним в одном округе - первое публичное отступление коммунистов перед яблочниками.

Однако кампания в целом может быть провалена по традиционной для "Яблока" причине - плохой организации. Руководство избирательным штабом поручено Вячеславу Игрунову - человеку, лишенному, по мнению большинства наблюдателей и самих яблочников, каких-либо оргспособностей. Вряд ли случится сбой с финансами - за это отвечают известный своей дотошностью Сергей Иваненко и лично Григорий Явлинский. Но гарантии, что г-н Явлинский не окажется на юге страны в тот момент, когда его ждут на севере, что военным не будет отправлена аграрная программа, а крестьянам - военная, нет никакой.

Правда, даже если накладки будут сопровождать всю кампанию, маловероятно, что 19 декабря "Яблоко" потерпит поражение. А вот в его электоральном прорыве многие склонны сомневаться. "Яблоко" напоминает ученика, который прилежно учится целый год, но во время сдачи экзаменов непременно допускает досадные оплошности.

Публично заявленная цель партии на кампанию-99 - удвоить представительство в Думе, то есть получить не менее 14%. Но если партии Явлинского не удастся хотя бы выйти из "семипроцентного гетто", то она будет обречена на то, чтобы и дальше оставаться гордой, но маленькой оппозицией.
 

ВРЕМЯ-МН, №206, 5 ноября 1999 года
 
Обсуждение статьи

См. также: Выборы-1999
 
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

info@yabloko.ru