Редакция газеты "Время МН" продолжает цикл материалов об избирательной
кампании ведущих предвыборных объединений. Сегодня объектом внимания станет
избирательное объединение "Яблоко".
Чтобы взять один из главных призов на выборах-99, "Яблоку" надо побороть
организационную немощь
Ни один избирательный блок, решивший попытать счастья на нынешних парламентских
выборах, не имеет таких хороших стартовых условий, как "Яблоко". У объединения
Григория Явлинского есть все, что необходимо для победы: деньги, организационные
структуры, интеллектуальные ресурсы. Если к этому прибавить нейтралитет
Кремля и отсутствие сильных конкурентов на правом фланге - фон более чем
благоприятный.
Извлечен и ряд уроков из прошлого. С учетом опыта выборов 1995-1996
гг., когда в последний момент под нажимом властей основные спонсоры отказали
в помощи, к этой кампании была создана система децентрализованного финансирования:
маленькие денежные ручейки сливаются в один финансовый поток. И поэтому,
если гг. Гусинский и Ходорковский, которых публично называют главными финансистами
"Яблока", вдруг передумают, катастрофы, по уверению источников газеты "Время",
не произойдет.
Усвоен еще один урок: чтобы понравиться широким массам, нужно говорить
более доступным языком. Если в 1995 году уважаемой публике была предложена
монография "Реформы для большинства", осилить которую смогли лишь избиратели
с научными степенями, то на сей раз выпущено около 30 тематических брошюр:
"Яблоко" за снижение налогов", "Яблоко" за права человека" и т.п. Военнослужащим
адресована книжица "Яблоко" и армия", селянам - яблочная аграрная программа.
К установлению интеллектуального контакта с крестьянством готовились особенно
тщательно: черновые варианты программы были разосланы 2 тысячам сельских
жителей Белгородской, Саратовской, Новгородской областей и Краснодарского
края. Мнения и пожелания селян не только учтены в программе, но даже изданы
двумя брошюрами.
Агитпроп в выборную страду облегчен тем, что последние полтора года
"Яблоко" "окучивало" библиотеки маленьких городов и сел, направляя туда
не только партийную, но и иную литературу.
Еще один загодя подготовленный предвыборный ресурс - сайт в Интернете
(www.yabloko.ru). Созданный в начале
1998 года, сейчас это самый посещаемый из партийных сайтов. Кроме того,
через Интернет партия держит связь с региональными организациями.
Однако упор будет делаться все же на проверенные избирательные средства
- поездки по стране и телевидение. Главная роль в обольщении электората
отводится, разумеется, Григорию Явлинскому. За время кампании он должен
объехать около 30 регионов. В агитпоездки направляются и другие яблочники.
В "красных" районах в качестве тяжелой артиллерии используется Николай
Травкин. Герой соцтруда и знатный строитель, он должен покорять избирателей,
недовольных и режимом, и коммунистами. Более человечной, возможно, будет
и яблочная телеагитация. По сведениям источников в "Яблоке", на сей раз
в рекламных роликах не будет ни смазливых девиц с младенцами, мечтательно
выводящих: "Гри-и-и-го-о-о-рий", ни лубочных пейзан, больше похожих на
младших научных сотрудников. Уже готова серия клипов, снятых в скупой документальной
стилистике, где обычные люди объясняют, почему будут голосовать за партию
Явлинского. Правда, по информации из других источников, эти ролики не нравятся
Игорю Малашенко, который осуществляет пиар-помощь "Яблоку" от лица группы
"Медиа-Мост". Если г-ну Малашенко удастся настоять на своих авторах (например,
"Видеоинтернешнл"), то на экранах появится продукция, подобная пробно запущенному
летом клипу. В нем г-н Явлинский со товарищи маршируют навстречу "прекрасному
далеко" на фоне огромного российского триколора.
Теперь в этот клип пришлось бы вмонтировать и шагающего Сергея Степашина.
Экс-премьер ценен для яблочников не столько сам по себе, сколько как символ
договороспособности партии. Спор о том, чего больше от г-на Степашина -
прибыли или убытка, - разрешит результат выборов. Но очевидную пользу г-н
Степашин уже принес. Уведя отставного премьера из-под носа "Союза правых
сил" и НДР, "Яблоко" лишило своих противников на правом фланге последних
шансов на успех. Получены и другие дивиденды от включения г-на Степашина
в яблочный список. Отказ Геннадия Селезнева конкурировать с ним в одном
округе - первое публичное отступление коммунистов перед яблочниками.
Однако кампания в целом может быть провалена по традиционной для "Яблока"
причине - плохой организации. Руководство избирательным штабом поручено
Вячеславу Игрунову - человеку, лишенному, по мнению большинства наблюдателей
и самих яблочников, каких-либо оргспособностей. Вряд ли случится сбой с
финансами - за это отвечают известный своей дотошностью Сергей Иваненко
и лично Григорий Явлинский. Но гарантии, что г-н Явлинский не окажется
на юге страны в тот момент, когда его ждут на севере, что военным не будет
отправлена аграрная программа, а крестьянам - военная, нет никакой.
Правда, даже если накладки будут сопровождать всю кампанию, маловероятно,
что 19 декабря "Яблоко" потерпит поражение. А вот в его электоральном прорыве
многие склонны сомневаться. "Яблоко" напоминает ученика, который прилежно
учится целый год, но во время сдачи экзаменов непременно допускает досадные
оплошности.
Публично заявленная цель партии на кампанию-99 - удвоить представительство
в Думе, то есть получить не менее 14%. Но если партии Явлинского не удастся
хотя бы выйти из "семипроцентного гетто", то она будет обречена на то,
чтобы и дальше оставаться гордой, но маленькой оппозицией.
|