[Начальная страница] [Публикации]

 
Людмила Юдина
После обвала
«Труд», 3 марта 1999 года
Шесть месяцев прошло с того августовского дня, когда в России случился финансовый обвал. В очередной раз он заставил искать мучительные ответы на исконно российские вопросы о том, кто виноват и что теперь делать.  Одними из главных виновников были названы Центробанк и его тогдашний руководитель Сергей Дубинин. Так ли это? Сейчас, спустя полгода, когда многое видится лучше, мы предложили проанализировать причины, разъяснить нынешнюю ситуацию лидеру фракции «Яблоко» Григорию Явлинскому

Центробанк не несет всей полноты ответственности за то, что после событий 17 августа российская экономика оказалась при смерти. Случившееся – результат деятельности правительства. Сегодня «лечить» больную экономику и спасать ее призваны другие люди.

У меня всегда были принципиальные разногласия с курсом реформ, если их можно так назвать, который взяло прежнее правительство. Я ему не верил. А Дубинин верил. И осуществлял ту финансовую политику, которая помогала тогдашнему руководству. Теперь все видят, к чему пришла страна.

Я всегда считал, что сдерживать инфляционные процессы надо не силовым путем, а устраняя их глубинные причины. Этого можно добиться только за счет подъема  промышленного производства. Процесс, разумеется, продолжительный, рассчитанный на 3-4 года, а то и больше. Так нет же, хотелось побороть инфляцию за один квартал. В данном случае налицо тяжелая ошибка правительства.

Не знаю, почему самый квалифицированный, на мой взгляд, банкир России Сергей Дубинин так доверял прежнему руководству страны. Как человек искренний и принципиальный, он добросовестно и на высоком уровне выполнял задачи, стоявшие перед Центробанком. А каковы задачи главного банка любой страны? Обеспечить стабильность цен. При Дубинине цены не росли. Все остальное – задачи правительства. Налоговая политика, особенности строительства ГКО, широко развитый бартер (в 1992 году он составлял 5 процентов, а в 1998 – уже 80), другие мероприятия, приведшие страну к краху, стали результатом деятельности правящего кабинета.

Можно ли было избежать надвигавшегося обострения кризиса?

Избежать – нет, но смягчить удар была возможность. Последствия могли быть менее сокрушительными и болезненными, если бы государство не взяло на себя ответственности за долги своих банкиров перед иностранными кредиторами.
 

Людмила Юдина
«Труд», 3 марта 1999 года
Обсуждение статьи

См. также: Г.Явлинский

[Начальная страница][Публикации]
info@yabloko.ru