Группа товарищей стартовала
Президентские гонки: "дедовщина" и "молодые"
|
Cмена правительства или, точнее, группы лиц, которым президент делегирует
некую толику своей власти по управлению страной, - не первая, но самая
радикальная в данном политическом цикле с 1996 года. От участников события,
людей, узнававших о решении президента кто на час, кто на полчаса раньше,
чем вся страна, с большой словоохотливостью рассказывающих, как реализовался
замысел, мы практически ничего не услышали, почему и для чего он был осуществлен.
Произведенная в формальных конституционных рамках акция была совершена
по правилам
госпереворота (масштабность, конфиденциальность, молниеносность) - и тем резче оттеняется невнятность объяснений ("утрата динамизма", "размазанность курса" и т. д.), с которыми идут к парламенту и обществу. На деле в марте 1998-го был обозначен непосредственный старт избирательной
кампании 2000 года, приближение главных выборов, по которым теперь в отличие
от показушных съездов КПСС предшествующей эпохи выстраиваются политические
циклы в нашей стране. За какое время до них - в срок, за полгода или досрочно,
за полтора года - пройдет репетиция в виде думских выборов и кто их выиграет
- вопрос
Полтора века назад К.Маркс писал о контрасте, заложенном во французской
конституции 1848 года: президент наделен всеми атрибутами королевской власти,
но его срок точно и заранее отмерен: в отличие от Национального собрания,
которое, "оставаясь вечно на подмостках, публично подвергается вульгарной
критике, президент ведет скрытую от взоров жизнь... имея, однако, перед
глазами и в сердце 45-ю статью
Не может быть не озабочен тем же и российский президент. Не следует сводить его мотивы к элементарному властолюбию и озабоченности благом своей семьи, как это делают вульгарные публицисты. У Ельцина есть твердое представление о своем месте в истории и о том, что он хочет после себя оставить. Но к его, и не только его, несчастью, у него нет ни политической партии, ни даже круга верных соратников, ни надежного конституционного механизма передачи (сохранения) власти. Конечно, вернее всего было бы позаботиться о собственном переизбрании на третий срок, но, во-первых, повторить комбинацию 96-го года будет намного сложнее, а во-вторых, кроме политических, существуют неодолимые, как мне видится, физические ограничители. Никакие всплески активности не могут перечеркнуть того непреложного факта, что президент стар и болен. Возникает вопрос: какое отношение имеет театрально оформленная смена
правительства, далеко не самого недееспособного из ельцинских кабинетов,
сумевшего если не решить, то хотя бы отодвинуть несколько самых болезненных
социально-экономических проблем, к будущим президентским выборам? О некоторых
побуждениях, которые лежат на поверхности, уже не раз сказано: ухудшение
ряда экономических показателей, намеченные на 9 апреля антиправительственные
манифестации, разборки в Думе, якобы подслушанное намерение коммунистов
Счастливо решенная в 1996 году проблема избираемости раскладывалась
на две составляющие: сплочение "реформаторских" элит (что обеспечило концентрацию
материальных, политических и интеллектуальных ресурсов) и обеспечение электоральной
поддержки. Самостоятельно Ельцин решить ни одну из этих задач не может
и, скорее всего, еще не решил, на кого он сделает ставку, если - что мне
кажется
Во-первых, принимается, может быть, и импульсивное, но четко дозированное кадровое решение, призванное исключить возможность "собственной игры" правительства и его лидеров даже в самом слабом приближении. Удаляются три наиболее самостоятельные фигуры, длительное время занимавшие верхние места во всех рейтингах. Это означает, что в предстоящий период правительство будет не только "неполитическим", как постоянно подчеркивает Кириенко, но и слабым: можно лишь подивиться сверхлояльности Чубайса, когда он утверждает обратное. Во-вторых, президент вновь демонстрирует предельно жесткое отношение к основному оппонирующему институту - Государственной Думе. Удалив Черномырдина - наиболее приемлемого (или наименее неприемлемого) для думского большинства члена своей команды, он не остановился на этом, а потребовал утверждения своего нового назначенца в самой неприемлемой, ультимативной форме, вызывающе отвергнув "поблажки", каковыми ему представляется конституционное требование согласования кандидатуры премьера между президентом и Думой. В-третьих, второй человек в государственной иерархии отпущен в свободное (но вовсе не самостоятельное) плавание. Обиду, которую он не захотел скрыть, понять можно: "два товарища" прошли фронты политической войны, всегда будучи по одну сторону баррикады, и вдруг выясняется, что принято кадровое решение, о котором соратник узнает за час с небольшим до того, как оно объявлено стране. Но в этом тандеме, сохранение которого отвечает интересам обеих сторон, решающее преимущество на стороне президента: он может продолжать приглядываться к претендентам, а Черномырдин должен будет в любом случае выбиваться из сил и подстраиваться под ту стратегию, которую изберет президент, оставляющий за собой привилегию наблюдать за ходом событий и откладывать решение. Черномырдин едва ли сможет реализовать свои амбиции без поддержки Ельцина (иное дело, в каком виде она может быть оказана), а Ельцин может спокойно перебирать варианты. Главный вопрос - выбор приемлемого и избираемого преемника - остается открытым. Возможности Ельцина предопределить выбор 2000 года далеко не гарантированы. Но для любого претендента, который может рассчитывать на электорат Ельцина 1996 года (или его преобладающую часть) и который пробьется во второй тур выборов, политическая судьба заготовила подарок. Имя этому подарку Зюганов. Во втором туре у него выигрывает любой. Все это представляется весьма существенным, если политическое развитие будет происходить в конституционных рамках. К сожалению, очередной политический кризис, независимо от того, каковы его первоначальные мотивы и планы его инициаторов, по внутренней логике своего саморазвития может спровоцировать ситуацию, при которой президент останется наедине с всецело зависимым от него правительством, с Конституционным судом, с Советом Федерации, где вырабатывается собственный и часто довольно специфический интерес. Даже если этот период будет кратковременным, в него могут уложиться труднообратимые изменения в экономике и политике. (с) Новая газета ╧13, 7 апреля 1998г. |